СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант № 10 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант № 10 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).»

Вариант 10

Часть 1.

1. Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к традиционному обществу.

1) аграрно-сырьевой характер хозяйства; 2) преобладание демократических ценностей; 3) коллективистский тип сознания; 4) господство натурального хозяйства; 5) преобладание патриархальной семьи; 6) инновационная экономика.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда., и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


2. Выберите верные суждения о социальных изменениях и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) Социальные изменения происходят в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.

2) Общественное развитие характеризуется глубокими, необратимыми, качественными изменениями.

3) В современном обществе критерием общественного прогресса принято считать, прежде всего отсутствие инфляции в экономике.

4) Общественный прогресс в одних областях исключает деградацию в других.

5) Революция предполагает постепенные изменения отдельных элементов общественной жизни.


3. Установите соответствие между проявлениями глобализации и сферами общественной жизни, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Проявление глобализации

Сферы общественной жизни

A) международные организации прини-мают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств

1) экономическая

Б) массовые миграции населения

2) социальная

B) развитие ТНК

3) политическая

Г) доступность достижений науки и искусства для населения всего мира

4) духовная

Д) распространение стандартизированных культурных ценностей


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







4. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.


1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана - 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван - добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.


5. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ.

2) Доход от земли как фактора производства называется рентой.

3) Факторным доходом от использования предпринимательских способностей наёмного управляющего фирмы является заработная плата.

4) Прибыль - это превышение всех доходов фирмы над её издержками.

5) К факторным доходам относят спрос и предложение.


6. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики экономических систем

Типы экономических систем

A) личный интерес как главный мотив экономического поведения

1) рыночная

Б) централизованное планирование

2) командная

B) принцип уравнительного распределения


Г) свобода предпринимательства


Д) административные методы управления


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







7. Банк Z расположен в центре столицы. Какие из приведённых ниже фактов позволяют сделать вывод о том, что Z является коммерческим банком? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Банк привлекает сбережения домохозяйств депозиты (вклады).

2) Банк арендует помещение у известной фирмы.

3) Банк выдаёт лицензии финансовым организациям на выполнение определённых функций.

4) Банк осуществляет эмиссию денег.

5) Банк выдаёт кредиты предприятиям и гражданам.

6) Банк принимает коммунальные платежи.



8. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) Социализация новых поколений способствует стабильному функционированию общества.

2) Первичная социализация связана с устранением сложившихся ранее моделей поведения и приобретением новых.

3) Содержание и методы первичной социализации всегда устанавливает государство.

4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.

5) Социализация включает как целенаправленное воспитание индивида, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на него.


9. В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям страны Z задавали вопрос: «Почему Вы не чувствуете себя под защитой закона?» (Можно было выбрать несколько ответов.)

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2019 г. равные доли опрошенных отметили, что не чувствуют себя под защитой закона, потому что законы вольно трактуются теми, кто находится у власти, и потому что всё коррумпировано.

2) В 2009 г. среди опрошенных тех, кто не чувствовали себя под защитой закона, потому что законы писаны не для всех, было больше, чем тех, кто не чувствовали себя под защитой закона, потому что у обычного гражданина нет средств воздействовать на власть.

3) Доля тех, кто не чувствуют себя под защитой закона, потому что у обычного гражданина нет средств воздействовать на власть, в 2019 г. осталась неизменной в сравнении с 2009 г.


4) В 2019 г. среди опрошенных тех, кто не чувствуют себя под защитой закона, потому что законы писаны не для всех, было больше, чем тех, кто указали ответ «Другие причины».

5) Доля тех, кто затруднились ответить, в 2009 г. была больше, чем в 2019 г.


10. Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение парламентских выборов в два тура.

2) Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что выборы являются всеобщими и равными.

3) При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует за списки избирательных объединений или политических партий.

4) Подсчёт голосов избирательной комиссией происходит на выборах по любой избирательной системе.

5) При пропорциональной избирательной системе создаётся общенациональный избирательный округ.


11. Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что государство Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Глава государства получает власть по наследству.

2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно.

3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

4) Государство состоит из нескольких административных единиц.

5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.

6) Законы принимает избранный населением парламент.

.

12. Найдите в приведенном списке социально-экономические права (свободы) гражданина России. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на отдых

3) право на неприкосновенность жилища

4) свобода предпринимательской деятельности

5) свобода труда


13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Субъекты государственной власти РФ

A) предоставление политического убежища гражданам других государств

1) Президент РФ

Б) осуществление управления федеральной собственностью

2) Государственная Дума

B) объявление амнистии

3) Правительство РФ

Г) принятие федеральных законов


Д) обеспечение исполнения федерального бюджета


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







14. Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданское судопроизводство — это рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских, семейных, трудовых или иных правоотношений.

2) Гражданское судопроизводство осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

3) Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

4) Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

5) Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

15. Установите соответствие между примерами и правомочиями собственника: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

Правомочия собственника

A) Иван продал автомобиль.

1) владение

Б) Екатерина имеет однокомнатную квартиру, но в ней не проживает.

2) пользование

B) Анна сдаёт в аренду принадлежащий ей гараж.

3) распоряжение

Г) Марина подарила свой ноутбук младшей сестре.


Д) Валерий каждые выходные проводит на даче, где летом выращивает овощи для домашнего потребления.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







16. Родриго, гражданин иностранного государства, работающий по контракту в Российской Федерации, решил обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации. Найдите в приведённом списке требования, которым он должен соответствовать для того, чтобы стать гражданином России но общему правилу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) заключение брака с гражданкой России

2) владение русским языком

3) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации

4) наличие высшего образования

5) наличие законного источника средств к существованию

6) приобретение собственности на территории Российской Федерации


Часть 2

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.

Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти - людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.

В общественной сфере действуют коллективные нормы и коллективный выбор, становящийся обязательным для общества и подкреплённый силой государства. При разных формах демократии сфера эта может быть больше или меньше в зависимости от предшествовавшей системы отношений между частным и общественным, государством и обществом, правовым принуждением и волюнтаризмом, нуждами коллективов и индивидуальными предпочтениями.

Либеральная концепция демократии максимально ограничивает общественную сферу, в то время как социалистический или социал-демократический подходы расширяют её путём государственного регулирования, субсидий, а в ряде случаев — коллективного владения собственностью. Ни одна из этих разновидностей не является более демократичной, чем другая, они попросту демократичны по-разному. Но в крайнем своём выражении обе могут подорвать демократию, первая - невозможностью удовлетворения коллективных потребностей и исполнения решений законной власти, вторая - отсутствием индивидуального выбора,

Ключевой элемент демократии полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившихся большинством ранних (или частичных) демократий по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т.д. Право избирать и быть избранным распространялась на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные: группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений...

Состязательность не всегда признавалась сущностным элементом демократии. В классических демократиях упор делался на прямое участие граждан в принятии решений, якобы обеспечивающее единство. Собранию граждан предстояло, выслушав различные предложения и взвесив их относительные достоинства и недостатки, избрать единый способ действий...

Несмотря на то, что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.


17. Какие признаки (сущностные элементы) демократии отмечены авторами? (Укажите любые три признака / сущностных элемента.) Кого авторы называют носителями власти? Какие ещё формы, наряду с выборами являющиеся частями демократической практики, упомянуты в тексте? (Назовите любые три формы.)

18. Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая партия».

19. На примере субъектов государственной власти Российской Федерации покажите любые три присущих демократии легитимных способа ответственности управляющих за свои решения.

20. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке цветов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?


Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке в период Международного женского дня, когда жители страны по традиции дарят женщинам цветы при прочих равных условиях?

22. В свободное от учёбы время 14-летний девятиклассник Дмитрий решил устроиться на работу. Чьё согласие необходимо для заключения договора в данной ситуации? (Укажите всех субъектов (кроме сторон трудового договора) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.) Как в Трудовом кодексе РФ характеризуется труд, которым может заниматься 14-летний девятиклассник? (Приведите две черты отличия труда 14-летнего работника от труда других несовершеннолетних работников.) Как при заключении трудового договора с 14-летним работником решается вопрос о медицинском осмотре? Какие обязанности есть у работника в Российской Федерации? (Назовите любые три обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.)

23. Конституция Российской Федерации провозглашает принцип федерализма. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24. В свободное от учёбы время 14-летний девятиклассник Дмитрий решил устроиться на работу. Чьё согласие необходимо для заключения договора в данной ситуации? (Укажите всех субъектов (кроме сторон трудового договора) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.) Как в Трудовом кодексе РФ характеризуется труд, которым может заниматься 14-летний девятиклассник? (Приведите две черты отличия труда 14-летнего работника от труда других несовершеннолетних работников.) Как при заключении трудового договора с 14-летним работником решается вопрос о медицинском осмотре? Какие обязанности есть у работника в Российской Федерации? (Назовите любые три обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.)

25. Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством политики по борьбе с безработицей. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие существуют в РФ способы борьбы с безработицей? (Назовите любые три способа.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)



Вариант 10


1

26

9

234

2

12

10

345

3

32144

11

12

4

3456

12

245

5

234

13

13223

6

12212

14

1345

7

156

15

31332

8

145

16

235


17. Какие признаки (сущностные элементы) демократии отмечены авторами? (Укажите любые три признака / сущностных элемента.) Кого авторы называют носителями власти? Какие еще формы, наряду с выборами являющиеся частями демократической практики, упомянуты в тексте? (Назовите любые три формы.)

1) полноправие граждан; состязательность; периодические выборы; власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере; граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей;

2) людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией;

3) объединения по интересам, общественные движения, местные группировки, профессиональные союзы и т. д.

18. Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая партия».

Политическая партия - особая организация, члены которой объединены общими целями или идеалами и стремятся к получению и реализации государственной власти.

19. На примере субъектов государственной власти Российской Федерации покажите любые три присущих демократии легитимных способа ответственности управляющих за свои решения.

1) отставка правительства (Конституция РФ предусматривает отставку Правительства РФ по решению Президента РФ, в результате выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству);

2) роспуск парламента главой государства (Конституция РФ предусматривает роспуск Государственной Думы Президентом РФ, например, после трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы);

3) импичмент президента (Конституция РФ предусматривает процедуру отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения).

20. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;

2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;

3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

21. 1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: из-за роста налогов на прибыль организаций производство цветов стало менее выгодным, что привело к сокращению их предложения;

3) ответ на третий вопрос: традиция дарить цветы женщинам на праздник приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

22. В свободное от учёбы время 14-летний девятиклассник Дмитрий решил устроиться на работу. Чьё согласие необходимо для заключения договора в данной ситуации? (Укажите всех субъектов (кроме сторон трудового договора) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.) Как в Трудовом кодексе РФ характеризуется труд, которым может заниматься 14-летний девятиклассник? (Приведите две черты отличия труда 14-летнего работника от труда других несовершеннолетних работников.) Как при заключении трудового договора с 14-летним работником решается вопрос о медицинском осмотре? Какие обязанности есть у работника в Российской Федерации?

1) один из родителей (попечитель) и орган опеки и попечительства;

2) труд

- лёгкий;

- не причиняющий вреда здоровью;

- подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;

3) - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

23. 1) в Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано на ее государственной целостности;

2) в Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) в Конституции закреплено федеративное устройство Российской Федерации, которое основано равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.;

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества».

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Функции социального контроля:

а) регулирует общий ход социализации, предлагает стандарты поведения;

б) интегрирует индивидов в группы, а группы в общество;

в) позволяет индивиду успешно приспособиться к требованиям общества;

г) поддерживает, охраняет ценности и др.

4. Виды социальных норм:

а) правовые;

б) моральные;

в) религиозные и др.

5. Виды социальных санкций:

а) формальные и неформальные;

б) негативные и позитивные.

25. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

1) выплата пособий по безработице; 2) создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах); 2) создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации; 2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы; 2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!