Источник: 100balnik
Тренировочный вариант №2 для подготовки к ЕГЭ 2024 по русскому языку.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Без Сергея Павловича Королёва не было бы полёта Гагарина в космос, не было бы луноходов и орбитальных станций, которые исследуют и дальние миры, и наблюдают за тем, что происходит на Земле. Выдающийся конструктор прожил не очень долгую жизнь, но успел сделать так много, что стал одной из самых незаурядных фигур XX века в области космонавтики. Выдающийся конструктор и легенда отечественной космонавтики Сергей Королев, как и многие известные ученые, родился в учительской семье. Произошло это 12 января 1907 года в Житомире. Позже Сергей переехал в Одессу и ещё подростком понял, что его жизнь будет связана с небом.
Летом он часто пропадал в Одесском порту, (…) базировался отряд главного управления военно-воздушного флота. Учился собирать и разбирать авиамоторы, ремонтировать фюзеляжи. Иногда лётчики брали любознательного парня в полёт. А дома он чертил схемы собственного планера.
После школы будущий отец советской космонавтики поступил в Киевский политех, а в 1926-м перебрался в Москву, в МВТУ имени Баумана. Андрей Туполев, который был руководителем диплома у Королева, прочил ему большое будущее как авиаконструктору.
Дипломным проектом студента стал самолет СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). И беспрецедентный факт: Осовиахим одобрил проект ещё до защиты и выделил деньги на его постройку.
(По материалам Интернета)
1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
-
1) ПОЛЁТ. перен.; чего или какой. Устремление, порыв. Творческий полет фантазии.
-
2) МИР. Человеческое общество, объединенное определенным общественным строем, культурными и социально-историческими признаками. Античный мир.
-
3) ФИГУРА. Человек (обычно неизвестный, незнакомый). Скажите, пожалуйста, что это за странная фигура сидит с вами в вашей бричке.
-
4) ОТЕЦ. Родоначальник, основоположник чего-л. Гоголя должно считать отцом русской прозаической литературы.
-
5) ЗАЩИТА. Часть команды, защищающая какой-л. участок поля в игре в футбол, хоккей и т. п.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
-
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию – более убедительной.
-
2) В приведённом тексте используются противопоставление (Выдающийся конструктор прожил не очень долгую жизнь, но успел сделать так много, что стал одной из самых незаурядных фигур XX века в области космонавтики) и сравнительный оборот (Выдающийся конструктор и легенда отечественной космонавтики Сергей Королев, как и многие известные ученые, родился в учительской семье).
-
3) Использование такого стилистического приёма, как ряды однородных членов предложения, позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.
-
4) В тексте читатель наблюдает анафору (Выдающийся конструктор прожил не очень долгую жизнь, но успел сделать так много, что стал одной из самых незаурядных фигур XX века в области космонавтики. Выдающийся конструктор и легенда отечественной космонавтики Сергей Королев, как и многие известные ученые, родился в учительской семье).
-
5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
-
1) снялА
-
2) кранЫ
-
3) окрУжит
-
4) ловкА
-
5) сливОвый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Толокно – это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России. М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества.
На этом небольшом предприятии за несколько лет сложился высокопрофессиональный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ новыми кадрами.
Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
У Тани был единственный отрицательный недостаток: она любила хвастать.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
мяч ИСЧЕЗ
к СТА пятидесяти четырём граммам
пирсинг в НОСУ
ИХНИЕ трудности
ПРОМОК под дождём.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) в..ртикальный, воскр..шение, заж..гать
2) г..ристый, г..ревать, перев..зить
3) выр..сли, пан..рама, пр..стоватый
4) выв..сить, соб..раются, тр..сина
5) нест..бильный, пл..виться от солнца, к..сание рукой
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дез..нфекция, пед..нститут, меж..здательский
2) ра..жигал, ни..ходить, бе..сознательное
3) не..деланный, ра..чёт, во..кликнуть
4) по..жечь, о..гадать, по..бросить
5) пр..исполненный величия, пр..робкий, пр..следовать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раскра..вая, черешн..вый
2) присва..вать, юрод..вый
3) спутн..ца, масл..це
4) расстра..ваться, одол..вавший
5) подразум..вая, бараш..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) роза кол..тся, исчезн..шь
2) лесорубы пил..т, полки стро..тся
3) слабо вид..щий, муч..мый совестью
4) пропущ..нный звонок, неприемл..мые условия
5) он бел..т потолок, исчезн..шь
13. Укажите варианты ответов, в котором НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ПЛАВНЫЕ, а резкие движения придавали Ивану сходство с отцом.
2) Лучи осеннего солнца, (НЕ)ЗАКРЫТОГО надвигающимися тучами, светили по-особенному тепло.
3) (НЕ)ОТВЕЧЕННОЕ сообщение – тоже послание.
4) Коллективное управление давалось (НЕ)ЛЕГКО.
5) Игра дочери на скрипке совсем (НЕ)МЕШАЛА отцу работать над новой пьесой.
14. Укажите варианты ответов, в котором все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (ПО)ПОВОДУ предстоящего путешествия.
2) (НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
3) (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
4) Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него густая разнообразная растительность.
5) Постижение красоты не прекратится никогда, ТАК(ЖЕ) как не прекратится само постижение мира, (НЕ)СМОТРЯ на все сложности.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Гостям были предложе(1)ы изыска(2)ые кушанья, клюкве(3)ый морс и берестя(4)ой короб со свежесобра(5)ой земляникой.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.
2) Всё чаще дуют злые холодные ветры и обрывают листву.
3) Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.
4) Поэзия воспевает то величавые дали то неисчерпаемую дальнюю россыпь звёзд то неумолчное пение птиц.
5) Давно б я этот натюрморт кому-нибудь подарил да не решаюсь!
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дождь (1) накрапывающий ещё с вечера (2) совсем разошёлся и превратился в ливень (3) умывший весь город (4) и (5) освеживший и крыши домов, и бульвар, и дороги.
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Шире (1) грудь (2) распахнись для принятия Чувств весенних — минутных гостей! Ты раскрой мне (3) природа (4) объятия, Чтоб я слился с красою твоей! Ты (5) высокое небо (6) далёкое – Беспредельный простор голубой! Ты (7) зелёное поле широкое! Только к вам я стремлюся душой! (И. Бунин)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Научные интересы С.М. Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хотя отец в ходе разговора привычно и бессознательно вёл к тому (1) чтобы в очередной раз поссориться с сыном (2) после выслушанных слов оправдания он очень обрадовался (3) что ссоры на этот раз не произошло (4) и уже был благодарен сыну за его терпение и выдержку.
22. Прочитайте текст и выполните задания 22-27.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Всегда хорошо известно, на какое время человека поместили в сурдокамере.
2) Королёв полагал, что другие космонавты справились бы хуже Гагарина.
3) Королёв обычно был сдержанным и немногословным.
4) Пребывание в космосе по силам человеку, это должен был доказать первый космонавт.
5) В космическом корабле связь всегда односторонняя.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 11-12 представлено описание.
2) В предложениях 16-19 представлено повествование.
3) В предложении 23 представлено повествование с элементами описания.
4) Содержание 8 предложения противопоставлено содержанию предложениия 9.
5) В предложениях 12-14 представлено рассуждение.
24. Из предложений 8-11 выпишите антонимическую пару.
25. Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи анафоры. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Ю.М. Нагибин, описывая пребывание в сурдокамере, прибегает к использованию такого лексического средства речевой выразительности, как (А) ________(«один» в предложении 7, «ты» в предложениях 6, 7). Эмоции Королёва переданы с помощью тропа (Б) _______(«колоссальное значение» в предложении 12, «особым вниманием» в предложении 14). Синтаксис текста представлен (В) ________(предложения 22, 24) и (Г) ______(предложения 25, 27, 28)».
Список терминов: 1) однородные члены предложения 2) риторические вопросы 3) контекстные синонимы 4) метафора 5) эпитет 6) просторечная и разговорная лексика 7) парцелляция 8) лексический повтор 9) восклицательные предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Текст для сочинения и заданий 22-27
(1)Будущий космонавт входит в сурдокамеру, за ним захлопывается тяжёлая стальная дверь. (2)Он оказывается словно бы в кабине космического корабля: кресло, пульт управления, телевизионная камера, позволяющая следить за состоянием испытуемого, запас пищи, бортовой журнал. (3)Испытуемый может обратиться к оператору, но он не услышит ответа… (4)В космическом корабле дело обстоит лучше – там связь двусторонняя. (5)На какое время тебя поместили в одиночку – неизвестно. (6)Ты должен терпеть.
(7)Ты один, совсем один. (8)У тебя отняты эмоции, все сигналы внешнего мира, ты как бы заключён в самом себе. (9)Тут есть часы, но очень скоро ты утрачиваешь ощущение времени. (10)Это длится долго: будущий космонавт входит в сурдокамеру с атласно выбритыми щеками, выходит с молодой мягкой бородкой. (11)Всё же, как ни странно, ему кажется, что он пробыл меньше времени, нежели на самом деле… (12)Главный конструктор Королёв придавал колоссальное значение тому, кто первый полетит в космос. (13)Первому космонавту надо было доказать раз и навсегда, всем, всем, что пребывание в космосе посильно человеку. (14)Естественно, что Королёв с особым вниманием следил за испытаниями в сурдокамере, испытаниями на одиночество. (15)Он жадно спрашивал очередного «бородача»: (16)– О чём вы там думали?
(17)И слышал обычно в ответ: (18)– Всю свою жизнь перебрал… (19)Да, долгое одиночество позволяло вдосталь покопаться в прошлом. (20)А вот испытуемый, чьи показатели оказались самыми высокими, ответил с открытой мальчишеской улыбкой: (21)– О чём я думал? (22)О будущем, товарищ Главный! (23)Королёв посмотрел в яркие, блестящие глаза, даже на самом дне не замутнённые отстоем пережитого страшного одиночества. (24)– Чёрт возьми, вашему будущему, товарищ Гагарин, можно только позавидовать! (25)«Да и моему тоже», подумал Главный конструктор, вдруг уверившийся, что первым полетит это ладный, радостный человек…
(26)Читателю известно, что Главный не ошибся. (27)Королёв безмерно гордился подвигом Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному. (28)Удивлённый ликованием обычно сдержанного и немногословного Королёва, один из его друзей и соратников спросил как-то раз: (29)– Сергей Палыч, неужели ты считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем Гагарин?
(30)– Ничуть! – горячо откликнулся Королёв. – (31)Придёт время, и каждый из них превзойдет Гагарина. (32)Но никто после полёта так не улыбнётся человечеству и Вселенной, как Юрий Гагарин.
(Ю.М. Нагибин) Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) – советский и российский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.
Ответы:
1. где
2. 34
3. 234
4. 14
5. пополнился
6. отрицательный
7. их
9. 235
10. 135
11. 235
12. 124
13. 125
14. 13
15. 235
16. 15
17. 123
18. 1234567
19. 2
20. 1234
22. 34
23. 35
24. Входит выходит
25. 7
26. 8591