СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант № 3 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант № 3 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).»

Вариант 3

Часть 1.

1. Ниже приведён перечень действий. Все они, за исключением двух, относятся к правам налогоплательщика в Российской Федерации.

1) уплачивать законно установленные налоги; 2) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов); 3) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах; 4) получать своевременный зачёт сумм, излишне уплаченных; 5) использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством; 6) требовать соблюдения налоговой тайны.

Найдите два действия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


2. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.


3. Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Группы качеств человека

A) У Антона голубые глаза.

1) биологические

Б) Рост Петра - 180 см.

2) социальные

B) Анна - трудолюбивый человек.


Г) Екатерина очень отзывчива.


Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







4. В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) у этого произведения неизвестный автор

2) оно передаётся в устной традиции от поколения к поколению


3) его создатели рассчитывали получить прибыль и получили её

4) его исполняют по радио профессиональные актёры

5) оно носит развлекательный характер

6) оно имеет сложное содержание


5. Выберите верные суждения о финансировании бизнеса и его источниках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совокупность форм и методов финансового обеспечения производства товаров и услуг называют финансированием.

2) Многие предприятия заинтересованы в долгосрочном привлечении заёмных средств.

3) При выборе источников финансирования осуществляется прогнозирование возможных изменений в составе активов и капитала предприятия.

4) К внешним источникам финансирования бизнеса относят амортизационные отчисления.

5) Привлечение кредитов рассматривается как внутренний источник финансирования бизнеса.


6. Владимир Александрович владеет легковым автомобилем и квартирой и в установ­ленные сроки уплачивает соответствующие налоги.

Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Элементы структуры налога

A) 1 м2

1) источник уплаты налога

Б) Владимир Александрович

2) субъект налога

B) легковой автомобиль

3) объект налога

Г) заработная плата

4) единица налогообложения

Д) квартира


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







7. Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве; в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) господство государственной собственности на средства производства

2) зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

3) необходимость решения проблемы ограниченности ресурсов

4) отсутствие конкуренции производителей

5) директивное ценообразование

6) наличие трудового законодательства


8. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры. под которыми они указаны.

1) Межнациональные (межэтнические) отношения проявляются только на уровне формальных отношений.

2) Межнациональные (межэтнические) отношения охватывают все сферы общественной жизни.

3) Причиной межнациональных конфликтов могут быть национальные и религиозные различия.

4) Мирное сотрудничество - одна из форм межнациональных отношений.

5) Процесс постепенного объединения различных народов и наций через общественные процессы составляет сущность межэтнической интеграции.


9. В ходе социологического опроса совершеннолетним юношам и девушкам страны Z задавали вопрос: «Почему некоторые молодые люди не хотят жить отдельно от родителей?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что нет никаких проблем в совместной жизни взрослых детей и их родителей, среди юношей больше, чем среди девушек.

2) Среди девушек мнение о том, что молодые люди нуждаются в постоянной поддержке и советах родителей, более популярно, чем мнение о том, что родители нуждаются в постоянной опеке и заботе со стороны своих взрослых детей.

3) Доля тех, кто отметили, что так можно избежать дополнительных расходов, среди юношей меньше, чем среди девушек.


4) Среди юношей мнение о том, что так можно выполнять меньше работы по дому, популярнее, чем мнение о том, что молодые люди нуждаются в постоянной поддержке и советах родителей.

5) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.


10. Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры. под которыми они указаны.

1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов.

2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса.

3) В политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.

4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение.

5) С учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов.


11. Страна Z - федеративная республика. Какие иные признаки позволят сделать вывод о том, что в стране Z установился демократический режим? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие признаки.

1) В стране Z права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.

2) Субъекты федерации обладают определённой политической самостоятельностью.

3) Страна Z разделена на 15 провинций.

4) В стране Z проходят выборы.

5) В стране последовательно реализуется принцип разделения властей.

6) Всё подчинено законам, установлено верховенство права.


12. Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) обеспечение государственной поддержки семьи

4) включение в состав государства равноправных субъектов

5) двухпалатная структура законодательного органа власти, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации


13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Субъекты государственной власти РФ

A) утверждение изменения границ между субъектами РФ

1) Президент России

Б) осуществление помилования

2) Совет Федерации

B) управление федеральной собст-венностью

3) Правительство РФ

Г) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета


Д) решение вопросов гражданства РФ


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







14. Выберите верные суждения о законотворческом процессе в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все законы Российской Федерации принимаются путём референдума.

2) Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3) В России Правительство обладает правом законодательной инициативы.

4) Законопроекты, как правило, вносятся в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

5) Подписанный Президентом России закон должен быть обнародован для того, чтобы довести информацию о новом законе до сведения населения.

15. Установите соответствие между примерами и видами собственности супругов в Российской Федерации (при законном режиме собственности): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Виды собственности супругов в РФ

A) зарплата, ежемесячно получаемая мужем

1) собственность каждого супруга


Б) пенсия по старости, которую получает жена

2) общая собственность супругов

B) доли в капитале акционерного общества, приобретённые в период брака


Г) пятикомнатная квартира, полученная женой в порядке наследования от первого мужа


Д) садовый участок, купленный мужем за полгода до вступления в брак


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







16. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Участники уголовного судопроизводства в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Прокурор». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

1) признаёт лицо виновным в совершении преступления

2) проверяет исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и расследовании сообщений о преступлениях

3) назначает виновному наказание

4) применяет к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ

5) выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства

6) поддерживает государственное обвинение в суде, обеспечивая его законность и обоснованность

Часть 2

Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права... В этой связи под составом правонарушения понимают наличие объективной и субъективной сторон, субъекта и объекта правонарушения. Причём только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения.

Правонарушение — это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Правопорядок как наиболее общий объект правонарушения характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе. Понятно, что любое правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из-под него то или иное основание, разрушает то или иное звено.

Поэтому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, а в конечном счёте - правопорядку.

Кроме этого общего объекта правонарушения теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства - основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т. д. Важно подчеркнуть, что объект правонарушения - это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент - противоправность того или иного действия (бездействия) - прежде всего характеризует правонарушение.

Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона, в свою очередь, представляет единство трёх элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причинённым вредом...

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства. Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет, а по некоторым преступлениям - 14 лет...

Наконец, субъективная сторона. Она характеризуется виной - психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам.

17. Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный - момент, по мнению автора, прежде всего характеризует правонарушение? Как он характеризует вину?

18. Используя обществоведческие знания, дайте определение понятию «правонарушение».

19. Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент за и один аргумент против мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения.

20. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке одежды этнического стиля в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена одежды этнического стиля на рынке государства Z после удешевления стоимости тканей при прочих равных условиях?

22. В государстве Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства - коммуникации, в структуре экономики высока доля сферы услуг. Основные процессы производства и управления компьютеризированы. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Каждый собственник факторов производства вправе свободно распоряжаться ими, существует конкуренция производителей. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент).

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какова форма правления государства Z? К какому типу относится избирательная система государства Z? (Дайте полное название.)

23. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательская деятельность». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков.


Вариант 3

1

12

9

245

2

125

10

345

3

11222

11

156

4

35

12

45

5

123

13

21331

6

42313

14

235

7

145

15

22211

8

2345

16

256

17. Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный момент, по мне­нию автора, прежде всего характеризует правонарушение? Как он характеризует вину?

1) ответ на первый вопрос, например: правопорядок; конкретные права и свободы ИЛИ личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом;

(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух объектов.)

2) ответ на второй вопрос, например: противоправность того или иного действия (бездействия);

3) ответ на третий вопрос, например: психическое отношение субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам.

18. Правонарушение - неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами.

19. Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент «за» и один аргумент «против» мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения.

1) ответ на вопрос, например: до определённого возраста дети не могут правильно оценивать свои действия и нести за них ответственность (например, гражданско-правовую);

2) аргумент «за», например: это справедливо, так как нарушены те же права, совершены аналогичные действия и причинён равный вред;

3) аргумент «против», например: противоправные действия несовершеннолетних, как правило, являются следствием тяжёлых условий жизни в семье и недостатка родительского внимания, воспитания; кроме того, чрезвычайно важно не просто наказать, а исправить поведение несовершеннолетнего, чтобы в дальнейшем он мог вести нормальную жизнь.

20. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

1) юридическая ответственность правонарушителя должна быть неотвратимой;

2) государство должно проводить политику борьбы с безработицей и бедностью;

3) необходимо выявлять неблагополучные семьи и помогать им вернуться к жизни, реабилитировать детей из неблагополучных семей.

21. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: в государстве Z наблюдается всплеск моды на одежду этнического кроя. Многие молодые люди начинают надевать такие вещи в повседневной жизни, это ведет к росту спроса на них;

3) ответ на третий вопрос: удешевления стоимости тканей сократило издержки на одежды этнического кроя и привело к увеличению её предложения и сокращению равновесной цены.

22. В государстве Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, в структуре экономики высока доля сферы услуг. Основные процессы производства и управления компьютеризированы. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Каждый собственник факторов производства вправе свободно распоряжаться ими, существует конкуренция производителей. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Эта система применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент).

К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название.) К какому типу относится избирательная система государства Z?

1) Z относится к обществам постиндустриального/информационного типа;

2) в Z рыночная экономика;

3) форма правления Z — (президентская) республика; (Ответ «республика» не засчитывается.)

4) в Z выборы осуществляются по мажоритарной избирательной системе.

23. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:

1) в Конституции Российской Федерации утверждается, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

2) в Конституции закреплена охрана труда и здоровья людей;

3) в Конституции устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

4) в Конституции закреплён принцип обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательская деятельность». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Кто может стать предпринимателем?

2. Признаки предпринимательской деятельности:

а) новаторский характер;

б) инициативность;

в) риск и др.;

г) организация производства востребованного продукта и др.

3. Функции предпринимателя:

а) соединение факторов производства;

б) принятие решений;

в) организация производства востребованного продукта и др.

4. Формы организации предпринимательской деятельности:

а) предпринимательство без образования юридического лица;

б) юридические лица.

5. Издержки и доход предпринимателя.

25. Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)

1) Отклоняющееся поведение - социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Основные формы девиантного поведения: 1) пьянство; 2) наркомания; 3) преступность; 4) проституция; 5) самоубийство (суицид).

2) Школа, полиция, детская комната полиции.

Социальная профилактика девиантного поведения подростков – это вид профессиональной деятельности социальных работников/социальных педагогов, который включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, преодоление негативного влияния факторов, причин и условий, способствующих возникновению и формированию отклонений в поведении подростков

Используются следующие методы:

- воспитательные беседы;

- лекции воспитательного характера;

- психологические тренинги;

- привлечение детей к волонтерской деятельности;

- образовательные программы (программы дополнительного образования).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!