СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант № 5 ЕГЭ история 2022 , автор Артасов (по новой демо-версии).

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену. ...

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант № 5 ЕГЭ история 2022 , автор Артасов (по новой демо-версии).»

Вариант 5

Ответами к заданиям 1—11 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

й клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

Часть 1













1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

Годы

A) вступление СССР в Лигу Наций

1) 1036 г.

Б) начало Смоленской войны

2) 1238 г.

B) сражение при Рымнике

3) 1632 г.

Г) оборона Козельска от монголов

4) 1789 г.


5) 1934 г.

6) 1949 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г






2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) создание группы «Освобождение труда»

2) начало первой Балканской войны

3) ограничение службы дворян 25 годами







3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

Факты

A) внешняя политика Владимира I

1) появление в России первых мануфактур

Б) индустриализация в СССР

2) заключение Плюсского переми-рия

B) внешняя политика Ивана IV

3) строительство Горьковского автомобильного завода

Г) русско-турецкая война 1787-1791 гг.

4) взятие крепости Измаил


5) Невская битва

6) осада Корсуни

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г






4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда произошло событие (явление, процесс)


……………..(А)

Начало строительства Днепрогэса


1920-е гг.


………………(Б)

Авария на Чернобыльской АЭС


……………….(В)


Васильков


……………….(Г)


1820-е гг.


Яссы


……………….(Д)


……………….(Е)


Пропущенные элементы:

1) Львов

2) 1930-е гг.

3) оборона города в ходе Крымской войны

4) 1790-е гг.

5) восстание Черниговского полка

6) 1980-е гг. .

7) заключение мирного договора между Россией к Турцией

8) Припять

9) Запорожская область УССР

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д

Е








5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


События

Участники

A) создание организации «Народная воля»

1) Иван IV

Б) учреждение Приказа тайных дел

2) Г. К. Жуков

B) битва на реке Калке

3) А. И. Желябов

Г) военный конфликт с Японией на реке Халхнн-Гол

4) царь Алексей Михайлович


5) М. Н. Тухачевский

6) князь Даниил Романович


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






6. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.


«В первый год царствования императора в одно прекрасное утро прискакал в Михайловское фельдъегерь с приказанием доставить Пушкина в Москву. Зная за собой несколько либеральных выходок, Пушкин убеждён был, что увезут его прямо в Сибирь.

Небритый, в пуху, измятый, был он представлен к дежурному генералу Потапову и с ним вместе поехал тотчас же во дворец и введён в кабинет государя. К удивлению Александра Сергеевича, царь встретил поэта словами:

- Брат мой, покойный император, сослал вас на жительство в деревню, я же освобождаю вас от этого наказания с условием ничего не писать против правительства.

- Ваше величество, - отвечал Пушкин, - я давно ничего не пишу противного правительству, а после «Кинжала» и вообще ничего не писал.

- Вы были дружны со многими из тех, которые о Сибири, - продолжал государь.

- Правда, государь, я многих из них любил и уважал и продолжаю питать к ним те же чувства.

- Можно ли любить такого негодяя, как Кюхельбекер? - продолжал государь.

- Мы, знавшие его, считали всегда за сумасшедшего, и теперь нас может удивлять одно только, что и его с другими, сознательно действовавшими и умными людьми, сослали в Сибирь.

- Я позволяю вам жить, где хотите. Пиши н пиши, я буду твоим цензором, - кончил государь и, взяв его за руку, вывел в смежную комнату, наполненную царедворцами: „Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем».


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны:


1) Современником описываемых событий был П. И. Багратион.

2) В отрывке идёт речь об участниках движения декабристов.

3) Описываемые в отрывке события произошли в 1820-х гг.

4) Согласно данному отрывку А. С. Пушкин был сослан в Сибирь.

5) Согласно данному отрывку А. С. Пушкин был доставлен в город, который был официальной столицей Российской империи в период, когда происходили описываемые события.

6) В период правления упомянутого в отрывке покойного императора был заключён Тильзитский мир.


Ответ



7. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Памятники культуры

Характеристики

А) Грановитая палата Московского Кремля


1) Автору была присуждена Нобелевская премия

Б) рассказ «Один день Ивана Денисовича»

2) Данный памятник культуры создан в XVII в.

В) «История государства Российского»

3) Данный памятник культуры посвящён деятельности Петра I.

Г) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

4) Данный памятник культуры создан в XVI в.


5) Данный памятник культуры создан в XV в.

6) Автор - Н. М. Карамзин.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г








Рассмотрите схему и выполните задания 8 - 11.


8. Укажите век, когда в состав Российского государства вошел город, обозначенный на схеме цифрой «1». Ответ запишите словом.


Ответ


9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».

Ответ


10. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте.

«Город _ превратился в важнейший центр донской струговой торговли. Через этот город по Дону проходил крупный торговый путь, связывавший

донских казаков с центральными районами страны. Жители отравляли донским казакам самые разнообразные товары: хлеб, сухари, крупы, а также порох, сукно, шёлк, бумагу, мыло. В построили большой речной порт, где располагаются не только казённые амбары, по и складские помещения частных лиц».


Ответ


11. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме обозначено государство, возникшее в ходе Ливонской войны.

2) Период, к которому относится историческая ситуация, обозначенная на схеме, характеризуется развитием хозяйственной специализации отдельных районов страны.

3) Город, обозначенный на схеме цифрой ”3”, вошёл в состав Российского государства во второй половине XVI в.

4) Цифрой «1» на схеме обозначен город, который являлся столицей Древнерусского государства.

5) Римской цифрой «III» в легенде схемы обозначены территории кочевого скотоводства.

6) Цифрой «2» на схеме обозначен монастырь, с которым связано крупное восстание «бунташного века».



Ответ


Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (12 - 19) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (12, 13 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.




Из воспоминаний политического деятеля


«Ещё с первого дня, как мы оказались в войне с Японией, следя за нашею, а также и французскою печатью и прислушиваясь ко всем суждениям, которые доходили до меня, в особенности среди членов Государственного Совета, — я слышал одно н то же суждение, неизменно повторявшееся всеми, кто высказал своё мнение о характере нашего вооружённого столкновения.

А именно, что война для нас неопасна, что наши силы несоизмеримы с силами Японии, хотя бы она была больше нас готова к войне, так как мы к ней не готовились, - что наше внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров. Словом, что мы вынесем сравнительно легко это бедствие и завершим столкновение победным концом. Это же мнение разделяется п Государем, определённо высказавшим мне его.

Вели же это так, то очевидно, что в выборе способов относительно покрытия расходов войны мы должны руководствоваться тем принципом, чтобы не нарушить основных устоев нашего финансового положения, введённых нами с таким огромным трудом и после длительных приготовлений!

Мне казалось, что мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля и принять соответствующие этому принципу меры, то есть подкреплять наш золотой запас всеми доступными способами, не разрушая нашего строгого эмиссионного закона. Я придавал исключительное значение тому, что только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке, устраним колебания ваших фондов на этом рынке и быстро исправим все невзгоды войны, тогда как, прекративши наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длинного промежутка времени.

Не поднялось ни одного голоса против такого принципиального взгляда. Даже наиболее осторожный из всех и, пожалуй, лучше всех нас знавший Японию - П. М. Романов не поднял своего голоса против нашего общего заключения и только настаивал на одном, - чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублём».


12. Укажите гол, когда был издан эмиссионный закон, упоминаемый в тексте. Назовите министра финансов, разработавшего данную реформу. Назовите российского императора в период, когда произошли описываемые события.


13. Почему, по мнению современников автора, война, о которой идёт речь, была неопасна для России? Укажите две причины. Какое изменение в денежном обращении предлагалось ввести в связи с начавшейся войной? Укажите одно изменение. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.



Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.




14. Назовите способ комплектования вооружённых сил России в период, когда была написана изображённая на марке картина. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.


15. Какой из представленных ниже памятников архитектуры возводился при жизни автора изображённой на марке картины? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите назначение этого здания (памятника архитектуры).


16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

Фрагменты источников

А)

«К 16 ноября полк, которым я командовал, был на левом фланге дивизии и прикрывал выходы из г. Волоколамска и железную дорогу. 2-й батальон занимал оборону: посёлок Ново-Никольское, посёлок Петелино и разъезд Дубосеково. Батальоном командовал майор Решетников, в батальоне было три роты: -1-я, 5-я и б-я... Четвёртой ротой командовал капитан Гундилович, политрук Клочков... Занимала она оборону — Дубосеково, Петелино. В роте к 16 ноября было 120-140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково у переездной будки примерно в 1 1/2 км от позиций 4-й роты».

Б)

«...Уже пятьдесят девять пехотных и семнадцать кавалерийских дивизий ждали приказа выступить из-за плечей сил обороны. 30 ноября 1941 года Жуков представил Сталину план контрнаступления. На первой стадии предполагался удар по северной группировке германских войск, удар по Клину и Солнечногорску в направлении на Истру. Речь шла о продвижении | на запад примерно на сорок километров. На этой же фазе советские войска выступали на юге во фланг Гудериану с трёх сторон и оттесняли его части примерно на восемьдесят километров. Войска центрального сектора сдерживали противника и не позволяли ему оказывать помощь атакуемым флангам.

После окончания первой фазы наступления центральный участок выходил вперёд, и наступление на подмосковную группировку немцев становилось всеобщим. Целью было «общее уничтожение немецких войск».

Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите название города - областного центра, который в ходе этой битвы в течение более 40 дней находился почти в полном кольце осады, но так и не был сдан врагу. В чём, согласно одному из отрывков, состояла цель второй фазы наступления Красной армии?


17. В июле 1610 г. с престола был свергнут Василий Шуйский. Укажите три любых причины (предпосылки) данного события.


18. Используя знания по истории России, раскроите смысл понятия «половцы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться, а данном Вами определении понятия.


19. В 1960-х гг. в ряде стран наблюдалось нарастание внутрнполитической напряжённости. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в 1960-х гг. руководителям и СССР, и Франции пришлось принимать меры для недопущения (преодоления) напряжённости внутри стран: один аргумент для СССР и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.


Ответ запишите в следующем виде.


Аргумент для СССР:

Аргумент для Франции:



Вариант 5

Номер

Ответ

1

5342

2

312

3

6324

4

986574

5

3462

6

236

7

5162

8

семнадцатый

9

Архангельск

10

Воронеж

11

1234


12. 1) год - 1897;

2) министр Финансов - С. Ю. Витте:

3) император - Николай II.


13. 1) причины:

- «наши силы несоизмеримы с силами Японии»;

- «внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров»;

2) изменение: «чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублем».


14. 1) способ комплектования вооружённых сил - рекрутские наборы;

2) обоснование, например: на марке указан год, когда была окончена работа над картиной - 1878. Рекрутские наборы были заменены всесословной воинской повинностью в 1871 г.


15. 1) - 4:

2) назначение — памятник-усыпальница, где сохраняется тело В. И. Ленина.


16. 1) битва - Московская битва;

2) город - Тула;

3) целью было «общее уничтожение немецких войск»


17. 1) царь Василий Шуйский не был популярен в народе, так как не был «природным царём», а был «выкрикнут» в цари на импровизированном Земском соборе);

2) неожиданная смерть молодого талантливого полководца М. В. Скопина-Шуйского нанесла удар по авторитету Василия Шуйского, так как многие обвиняли царя в отравлении Скопина-Шуйского;

3) поражение войск Д. И. Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда III оставило Василия Шуйского без армии и ещё сильнее ослабило его авторитет;

4) непрочность положения Василия Шуйского усугублялась слухами о новом «чудесном спасении» царевича Дмитрия и деятельностью Лжедмитрия II, на сторону которого перешла часть боярства.


18. 1) смысл понятия, например: древний народ тюркской языковой группы, кочевавшей на юго-востоке Европы (в южнорусских степях) в конце XI - начале XIII в.;

2) факт, например:

- в битве на реке Калке половцы выступили союзниками русских войск против монголов;

- в 1068 г. половцы совершили один из первых крупных набегов на Русь.


19. 1) д ля СССР, например: в июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % цены на масло. Это вызвало кассовое недовольство и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против демонстрации рабочих по решению высшего руководства страны были выдвинуты войска, танки, что привело к многочисленным жертвам. По решению Президиума ЦК КПСС для недопущения нарастания напряжённости в стране информация о новочеркасских событиях в СССР была засекречена;

2) для Франции, например: в 1968 г. Францию охватили студенческие выступления, поддержанные профсоюзами. Бастовало около 10 млн. человек. Участники акций протеста требовали введения самоуправления в университетах, расширения демократии, социальной справедливости. Президент - генерал де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы, которые ознаменовали окончание конфликта. Сам де Голль через год ушёл в отставку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!