СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант № 5 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант № 5 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).»

Вариант 5

Часть 1.

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».

1) конкуренция производителей; 2) многообразие форм собственности;

3) централизованное распределение; 4) спрос; 5) предложение;

6) государственное ценообразование.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда» и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


2. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Научное мировоззрение апеллирует прежде всего не к разуму человека, а к его чувствам.

2) Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его деятельности.

3) Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

4) Философское мировоззрение мало использует опыт науки.

5) Мировоззрение - система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, самому себе.


3. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки

Области культуры

A) познание объективных закономерностей развития природы и социума

1) наука


Б) эстетическое освоение окружающего мира

2) искусство

B) стремление к достоверности знаний об окружающем мире

3) религия

Г) представление действительности в художественных образах


Д) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







4. После окончания школы Артём планирует поступить в архитектурный институт. Он занимается в художественной студии, участвует в различных архитектурных выставках. Много внимания Артём уделяет черчению и рисованию.


Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения цели. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) получение профессии архитектора

2) участие в архитектурных выставках

3) учёба в институте

4) занятия черчением и рисованием

5) поступление в институт

6) занятия в художественной студии


5. Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) Экономические ресурсы, необходимые для изготовления товаров и оказания услуг, называют факторами производства.

2) Объём трудовых ресурсов зависит от численности населения.

3) Землёй называют все производственно-технические мощности, используемые при производстве товаров и услуг.

4) Информация является ресурсом, используемым в экономических процесса.

5) Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.


6. Установите соответствие между характеристиками и системами налогообложения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию

из второго столбца.

Характеристики

Система налогообложения

A) ставка налогообложения остаётся неизменной независимо от размера дохода налогоплательщика

1) только пропорциональная

Б) ставка налога повышается по мере роста получаемых доходов

2) только прогрессивная


B) определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства

3) и пропорциональная, и прогрессивная

Г) единая фиксированная ставка налога


Д) налоги взимаются с имущества, доходов, видов деятельности


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







7. В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z созданы условия для развития предпринимательства.

2) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

3) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

6) В стране Z существует конкуренция производителей.

8. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

2) Социальный контроль включает в себя социальные роли и социальные статусы.

3) Реакция на поведение человека или группы со стороны остальных называется социальной санкцией.

4) Социальный контроль бывает только внешним.

5) Ограничение контактов девианта с другими людьми является одним из методов социального контроля.


9. В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям страны Z задавали вопрос: «Если бы Вы сейчас устраивались на работу и могли бы свободно выбирать, то где бы Вы предпочли работать?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди получивших среднее образование доля тех, кто выбрали бы свой бизнес, больше доли тех, кто выбрали бы работу на частном предприятии.

2) Равные доли получивших среднее образование выбрали бы работу в системе органов власти разного уровня и работу в иностранной фирме.

3) Доля тех, кто выбрали бы работу на частном предприятии, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование.

4) Равные доли опрошенных каждой группы выбрали бы свой бизнес.

5) Доля затруднившихся с ответом среди получивших среднее образование выше, чем среди получивших высшее образование.


10. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая элита - это привилегированная группа, непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений.

2) В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.

3) В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.

4) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

5) Политическая элита формулирует программы развития государства и общества.


11. В государстве Z существует наследственная передача королевской власти, регулярно на конкурентной основе проходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) абсолютная монархия

4) конституционная монархия

5) президентская республика

6) демократическое государство


12. Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государственное финансирование политических партий


2) поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности

3) социальное государство

4) федеративное устройство, основанное на государственной целостности

5) единая государственная идеология


13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Субъекты власти РФ

A) управление федеральной государственной собственностью

1) Президент России

Б) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета

2) Правительство РФ

В) осуществление помилования


Г) решение вопросов предоставления политического убежища


Д) осуществление мер, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к животным


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







14. Выберите верные суждения о военной службе и альтернативной гражданской службе в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Воинская обязанность - вид трудовой деятельности, связанный с обороной страны, регулируемый нормами Трудового кодекса РФ.

2) На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

3) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

4) Срок альтернативной гражданской службы больше установленного срока военной службы по призыву.

5) Молодой человек в год достижения 14-летнего возраста обязан встать на воинский учёт в районном военном комиссариате по месту жительства.

15. Установите соответствие между отраслями и частями системы права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отрасли

Части системы права

A) гражданское право

1) частное право

Б) уголовное право

2) публичное право

B) семейное право


Г) административное право


Д) экологическое право


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







16. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Правовая культура». Один из слайдов называется «Правосознание». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны элементы правосознания.

1) знание законов

2) правоохранительные органы

3) понимание необходимости соблюдения законов

4) судебная система государства

5) привлечение к юридической ответственности

6) следование в повседневной деятельности требованиям права


Часть 2

Социализация проходит этапы, совпадающие с так, называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человек многому переобучается. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.


17. . Какой непреложный принцип развития личности назван в тексте? Как авторы раскрывают смысл десоциализации? В чём, по их мнению, заключается сущность ресоциализации?

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная роль».

19. На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека.

20. В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.

21. На графике изображено изменение ситуации на рынке парикмахерских услуг в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

22. В государстве Z число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека.

Правительство государства Z активно сотрудничает с соседними государствами по вопросу объединения национальных систем образования, реализации единых учебных программ, взаимного признания государствами документов об образовании. Кроме того, учащиеся и их родители отмечают тенденцию гуманизации образования.

Какая тенденция образования описана в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Как может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственное объяснение.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Выскажите собственное предположение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта?

23. Конституция Российской Федерации содержит положения о ценностях труда и социальной поддержки граждан. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократическая избирательная система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. Объясните, в чем заключается социальная сущность РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие конкретные меры предпринимаются в РФ для поддержки семьи, материнства и детства? (Назовите любые три меры.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной меры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных меры.)




Вариант 5

1

36

9

234

2

235

10

135

3

12123

11

146

4

246

12

234

5

124

13

22112

6

12313

14

234

7

136

15

12122

8

135

16

136

17. 1) развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного;

2) отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения;

3) усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

18. Социальная роль - совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение в обществе.

19. 1) поступление в вуз связано с окончанием средней школы и приобретением статуса студента, изменением круга общения и режима учёбы, большей свободой;

2) женитьба (замужество) связана(-о) с приобретением новых личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, с необходимостью строить отношения с супругом;

3) трудоустройство влечёт появление определённых служебных обязанностей, необходимость следования корпоративным нормам.

20. 1) выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв (установление образовательных стандартов, гарантии обязательного общего образования, различные программы профессионального образования, доступность высшего образования);

2) создание условий для участия граждан в политической жизни (привлечение совершеннолетних граждан к участию в выборах, референдумах посредством социальной рекламы, акций в вузах);

3) формирование правосознания граждан, профилактика правонарушений (введение специальных школьных курсов по изучению правил дорожного движения и т. п.).

21. На графике изображено изменение ситуации на рынке парикмахерских услуг в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: благодаря появлению на рынке более дешёвой и качественной косметики, которую используют в салонах красоты для оказания парикмахерских услуг, сократились издержки на них, что провело к росту предложения данных услуг;

3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

22. 1) интернационализация;

2) повышение внимания школы к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным особенностям;

3) работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии);

4) наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.

23. Конституция Российской Федерации содержит положения о ценностях труда и социальной поддержки граждан. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

1) в Конституции закреплено, что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав;

2) в Конституции закреплено, что государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

3) в Конституции закреплено, что в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

24. 1. Понятие «избирательная система».

2. Принципы демократической избирательной системы:

а) всеобщность избирательного права;

б) равенство избирателей;

в) свобода выборов;

г) тайна голосования;

д) наличие альтернативных кандидатов;

е) равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса и др.

3. Типы избирательных систем:

а) мажоритарная избирательная система;

б) пропорциональная избирательная система;

в) смешанная избирательная система.

4. Признаки мажоритарной системы:

а) деление территории государства на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;

б) побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов;

в) собравшие меньшинство голосов не получают места в парламенте и др.

5. Признаки пропорциональной системы:

а) партии получают количество мест, пропорционально набранному проценту голосов;

б) устанавливается процентный барьер, который необходимо преодолеть;

в) голоса, поданные за те партии, которым не удалось преодолеть порог, распределяются поровну между победившими партиями и др.

25. Цель положений Конституции России заключается в обеспечении политикой государства максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, которые смогут обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/поддержку малоимущих граждан, а также социально незащищенных.

1) Выплата при постановке на учет в женской консультации – 675,15 рубля (с 1 февраля 2020 года). Встать на учет надо в первые три месяца беременности. Также нужно работать по трудовому договору или, если вы были уволены, стоять на бирже труда. К этой выплате в зависимости от региона могут быть надбавки.

2) Пособие по беременности и родам («декретные») – рассчитывается по специальной формуле в бухгалтерии вашего работодателя. Минимальная сумма – 55 830,6 рубля, максимальная – 322 191,8 рубля (в 2020 году). «Декретные» не облагаются НДФЛ.

3) Единовременное пособие при рождении ребенка – 18 004,12 рубля (с 1 февраля 2020 года). Оформляется по месту работы одним из родителей. Если оба родителя не работают, то можно оформить выплату в органах соцзащиты. Если рождается двойня и т. д., пособие выплачивается на каждого ребенка. Важно подать документы в течение шести месяцев со дня рождения ребенка. На Крайнем Севере выплата увеличивается на районный коэффициент.

4) Материнский капитал – размер проиндексирован, сертификат можно получить при рождении первого ребенка, на второго ребенка сумма может быть на 150 000 рублей больше. С 2020 года условия материнского капитала для семей с детьми значительно изменились. Теперь его можно получить на первого ребенка — если он родился или усыновлен в 2020 году или позже. Сумма материнского капитала в 2020 году составит 466 617 рублей. Если второй ребенок родился в 2020 году, материнский капитал на него составит 616 617 рублей. Если третий или последующий ребенок родился в 2020 году, а раньше права на материнский капитал не было, семья сможет получить сертификат на 616 617 рублей. Если второй или последующий ребенок родился до 2020 года, материнский капитал семья получит на прежних условиях, но с учетом индексации — 466 617 рублей в 2020 году.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!