СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант № 7 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки вы­полнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уро­вень подготовки к предстоящему экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант № 7 ЕГЭ обществознание 2022 (по новой демо-версии).»

Вариант 7

Часть 1.

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух» относятся к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

1) следователь; 2) потерпевший; 3) прокурор; 4) адвокат; б) дознаватель; в) обвиняемый.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


2. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Словесно-логическое мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами.

2) Наглядно-действенное мышление — это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т. д.).

3) Мышление — процесс познания, который характеризуется обобщённым и опосредованным отражением окружающей действительности.

4) Мышление тесно связано с действием и речью.

5) Человек изучает действительность с помощью воздействия на неё.


3. Установите соответствие между признаками и видами (типами) мировоззрения, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки

Виды мировозрения

A) утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием

1) мифологическое

Б) включает в себя совокупность достоверных, проверяемых знаний о природе, обществе и мышлении

2) научное

B) опирается на непосредственный жизненный опыт человека

3) обыденное

Г) смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным

4) религиозное

Д) представляет собой совокупность объективных закономерностей


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







4. Группа учёных, работающих над проблемой создания искусственного интеллекта, получила государственную премию. Найдите в приведённом списке действия учёных, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) описание изучаемых явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) объяснение выявленных между фактами взаимосвязей

4) формулирование обобщений фактов

5) проведение контрольных измерений

6) непосредственное наблюдение отдельных фактов


5. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры.

под которыми они указаны.

1) Экстенсивный экономический рост обеспечивается за счёт более рационального использования прежнего объёма ресурсов.

2) Экономическому росту способствует увеличение до определённого предела масштабов производства, позволяющее экономить ресурсы и наращивать объёмы выпуска продукции.

3) К интенсивным факторам экономического роста относят увеличение физического капитала фирм.

4) Интенсивным фактором роста и развития современной экономики является высококачественный человеческий капитал.

5) Стабильный экономический рост возможен за счёт повсеместного внедрения инноваций.


6. Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Статьи государственного бюджета

А) прибыль государственных предприятий

1) статьи доходов

Б) акцизы, таможенные пошлины

2) статьи расходов

В) пенсии и пособия


Г) содержание государственного аппарата


Д) дотирование новых разработок в оборонной сфере


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







7. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Региональные налоги». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны региональные налоги.

1) земельный налог

2) налог на имущество организаций

3) транспортный налог

4) водный налог

5) торговый сбор

6) налог на имущество физических лиц


8. Выберите верные суждения о социальной роли и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить носитель определённого социального статуса.

2) Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.

3) Все социальные роли человека определяются при его рождении.

4) Освоение новой роли всегда является результатом вертикальной социальной мобильности.

5) Исполнение некоторых социальных ролей официально регламентировано.


9. В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям стран Z и Y задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Y равные доли опрошенных считают, что молодёжная политика должна создавать условия для самореализации молодёжи и что нужно вести воспитательную работу с подрастающим поколением.


2) В стране Z мнение о том, что молодёжная политика должна обеспечивать молодёжи доступ к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, менее популярно, чем мнение о том, что нужно вести воспитательную работу с подрастающим поколением.

3) Доля тех, кто считают наиболее важным оказывать молодёжи социальную поддержку, в стране Z меньше, чем в стране Y.

4) Доля тех, кто считают, что молодёжная политика должна обеспечить молодёжи доступ к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.

5) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым вести воспитательную работу с подрастающим поколением.


10. Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Демократия основана на принятии решений большинством голосов и подчинении меньшинства большинству.

2) Меньшинство в условиях демократии не имеет легальной возможности защищать свои интересы, добиваться своих целей.

3) Демократии свойственна гласность действий государственных органов и должностных лиц.

4) Демократия характеризуется выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

5) Демократии свойственно доминирование на политической арене одной идеологии.


11. Z - федеративная демократическая республика. Найдите в приведённом ниже списке характеристики типа политического (государственного) режима Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) все граждане обладают всей полнотой прав и свобод

2) развиты институты гражданского общества

3) проходят выборы главы государства

4) государство Z включает в себя 20 областей

5) области обладают определённой политической самостоятельностью

6) реализуется принцип разделения властей


12. Что из перечисленного ниже относится к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разделение властей

2) социальное государство

3) доминирование частной собственности

4) идеологическое многообразие


5) светское государство


13. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Вопросы

Субъекты власти РФ

A) общие вопросы воспитания, образования, науки

1) только федеральный центр


Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование

2) федеральный центр

и субъекты Российской Федерации

B) разграничение государственной собственности


Г) обеспечение правопорядка


Д) амнистия и помилование


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







14. Выберите верные суждения о семейном праве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Заключение брака в нашей стране производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГС.

2) Фактическое прекращение супружеских отношений влечёт прекращение брака.

3) Прекращение брака требует обязательного оформления в установленном законом порядке.

4) Отказ органа ЗАГС в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

5) В Российской Федерации допускается брак между усыновлёнными и усыновителями.

15. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Меры юридической ответственности

A) увольнение по соответствующим основаниям

1) наказания в Кодексе РФ об административных правонарушениях

Б) компенсации морального вреда


2) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ

B) возмещение убытков

3) дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе РФ

Г) замечание


Д) обязательные работы


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







16. Граждане России Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству Российской Федерации, могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) порядок несения каждым супругом семейных расходов

2) права и обязанности по взаимному содержанию

3) способы участия в доходах друг друга

4) права и обязанности супругов в отношении детей

5) выбор места жительства

6) распределение домашних обязанностей


Часть 2

Важная сторона в существовании и динамике правоотношений - юридические факты. Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами являются, например - договор, акт назначения на должность, такое событие, как смерть лица, в наследственных отношениях. Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Например, для возникновения пенсионных отношений необходимы по крайней мере три факта: возраст, стаж и акт назначения пенсии.

Такая совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия, называется фактическим составом. Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям, в том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку. По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

Здесь нужно иметь в виду, что один и тот же факт (например, купля-продажа вещи) одновременно в разных правоотношениях может иметь различные последствия. Для продавца - значение правопрекращающего факта, для покупателя - правообразующего.

Сложным, разветвлённым является деление юридических фактов по волевому признаку. Здесь юридические факты, прежде всего подразделяются на события (порождаемые ими правовые последствия не зависят от воли людей - рождение человека, природное стихийное явление); действия (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей - договоры, правонарушения и т. д.).

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и у тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т. е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор.

При разграничении видов юридических фактов нельзя смешивать термины «проступки» и «поступки». Проступки - это неправомерные действия (правонарушения), наиболее опасная их разновидность - преступления. Поступки же, напротив, есть разновидность правомерных действий, которые, однако, в отличие от юридических актов, могут и не быть направлены на определённые юридические последствия, но они приводят к таким последствиям непосредственно в силу норм права. Например, находка клада: желал или нет гражданин, нашедший клад, получить вознаграждение, право на него возникает непосредственно в силу закона

17. Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правонарушение».

19. Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий, (В каждом случае сначала назовите вид юридических фактов, а затем приведите соответствующий пример.).

20. . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три финансовых инструмента увеличения сбережений домохозяйств. (В каждом случае сначала назовите финансовый инструмент, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке отечественных автомобилей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке после начала выделения властями государства Z дотаций заводам-производителям отечественных автомобилей при прочих равных условиях?

22. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы гарантированы, защищены законом и реализуются в реальной жизни. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть» Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, ~ их приоритет над интересами общества и государства; установление равенства всех граждан перед законом, установление свободной рыночной экономики, Гражданин N. был избран руководителем отделения данной партии в городе Y, Он уделяет большое внимание работе с избирателями, защите прав и свобод граждан.

Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название.) Какой политический режим в стране Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющие абсолютное большинство мест в парламенте государства Z?

К какому типу, в зависимости от способа легитимации (узаконения) власти, можно отнести лидерство гражданина N?

23. Конституция Российской Федерации содержит положения о сохранении исторической памяти. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий J раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. Обоснуйте необходимость развития демократии в российском обществе и государстве. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие проявления прямой демократии можно выделить в современной России? (Назовите любые три проявления.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любого проявления прямой демократии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных проявления.)

Вариант 7


1

46

9

1234

2

345

10

134

3

42312

11

126

4

156

12

1245

5

245

13

21221

6

11222

14

134

7

23

15

32231

8

125

16

123


17. Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?

1) ответ на первый вопрос: юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

2) ответ на второй вопрос: договор, акт назначения на должность, такое событие, как смерть лица, в наследственных отношениях;

3) ответ на третий вопрос: фактический состав — совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия.

18. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правонарушение».

Правонарушение - общественно опасное виновное де­яние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отде­льным лицам, влекущее за собой юридическую ответ­ственность.

19. Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий. (В каждом случае сначала назовите вид юридических фактов, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) правообразующие (например, Виталий и Марта вступили в брак);

2) правоизменяющие (например, работник предприятия Николай был повышен в должности);

3) правопрекращающие (например, Иван продал принадлежащую ему квартиру).

20. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три финансовых инструмента увеличения сбережений домохозяйств.

1) банковские депозиты / сберегательные сертификаты (например, гражданин открыл трёхлетний депозит под 10 % годовых, по которому он ежемесячно получает проценты);

2) вклады в паевые инвестиционные фонды / негосударственные пенсионные фонды (например, супружеская пара открыла счёт в негосударственном пенсионном фонде, ежемесячно перечисляя на него определённую сумму денег, доход от управления этими сбережениями в разные годы составлял 5-15 % годовых);

3) игра на разнице курсов мировых валют (например, гражданка на свои сбережения приобрела крупную сумму иностранной валюты; после заметного повышения обменного курса гражданка продала валюту, приумножив свои сбережения в рублях).

21. 1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: в государстве Z из-за протекционистской политики властей выросла цена на иномарки. Это приводит к тому, что люди начинают меньше покупать иномарки, отдавая предпочтение их субститутам (товарам-заменителям) — отечественным автомобилям. В итоге растет спрос на отечественные автомобили;

3) ответ на третий вопрос: начало выделения властями государства Z дотаций заводам-производителям отечественных автомобилей позволило им покрыть долги и модернизировать оборудование, что сократило издержки на производство отечественных автомобилей и привело к увеличению их предложения и сокращению равновесной цены.

22. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы гарантированы, защищены законом и реализуются в реальной жизни. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства; установление равенства всех граждан перед законом, установление свободной рыночной экономики. Гражданин N. был избран руководителем отделения данной партии в городе Y. Он уделяет большое внимание работе с избирателями, защите прав и свобод граждан.

Какова форма правления государства Z? (Дайте полное название.) Какой политический режим в стране Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющие абсолютное большинство мест в парламенте государства Z?

К какому типу в зависимости от способа легитимации (узаконения) власти можно отнести лидерство гражданина N?

1) ответ на первый вопрос: президентская республика;

2) ответ на второй вопрос: демократический;

3) ответ на третий вопрос: либеральная партия;

4) ответ на четвёртый вопрос: легальный/рационально-легальный/рациональный.

23. 1) в Конституции закреплено, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога;

2) в Конституции закреплено, что Российская Федерация сохраняет преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.;

3) в Конституции закреплено, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды;

4) в Конституции закреплено, что умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт».

1) Признаки социального института:

а) возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей;

б) удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

в) устойчивые формы организации и др.

2) Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

4) Типы (виды) семьи в зависимости от численного состава:

а) многопоколенная (расширенная);

б) нуклеарная.

5) Типы (виды) семьи в зависимости от характера распределения обязанностей:

а) патриархальная (традиционная);

б) партнёрская (демократическая).

6) Ресурсы семьи:

а) материальные;

б) трудовые;

в) информационные и др.

25. Современная демократия для современной России – это в перспективе демократия как образ жизни народа, которая должна синтезировать в себе и политическую демократию, и демократизм в традициях, обычаях, в менталитете полиэтнического, поликонфессионального народа России. Демократизация политическая должна соединяться с демократизацией социальной, демократией повседневности, в образе жизни каждого гражданина, социальных групп. А это предполагает ряд условий, и прежде всего моральный и материальный подъем масс, экономическую, социальную и правовую защищенность каждого гражданина от произвола чиновников, от насилия и несчастных случаев и внутри страны, и во внешнем мире.

Прямая демократия (непосредственная демократия) - одна из форм организации и устройство общества, при которой основные решения принимаются и исполняются непосредственно гражданами. Инициаторами вопросов, которые требуют совместного решения, могут быть как отдельные граждане, так и целые группы людей. Современные средства мобильной связи и Интернет значительно упрощают эту форму управления на больших территориях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!