СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант для подготовки к ОГЭ 2024-2025г. по биологии от редакции образовательного портала "Анхель"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант для подготовки к ОГЭ 2024-2025г. по биологии от редакции образовательного портала "Анхель"»

Демонстрационная работа по биологии по материалам ОГЭ ВНИМАНИЕ!

Вариант был составлен и отредактирован командой портала "Анхель"




Выполнена: ФИО класс


Инструкция по выполнению работы

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение тренировочной работы даётся 2,5 часа (150 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы.

К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Для записи ответов используют чистый лист.

Все ответы записываются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении работы разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте работы не учитываются при оценивании.

Баллы, полученные Вами за выполнение заданий, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–21 является цифра, последовательность цифр или букв.

1

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.

2

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем он иллюстрирует? Ответ: .

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите один соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМ ЦАРСТВО

А) опёнок осенний Б) кишечная палочка В) синица лазоревка

Г) смородина красная

  1. Бактерии

  2. Растения

  3. Грибы

  4. Животные

А

Б

В

Г






Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

3

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наиболь- шего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. семейство Розоцветные

  2. род Шиповник

  3. отдел Покрытосеменные

  4. вид Шиповник обыкновенный







  5. класс Двудольные Ответ:

4 Изучите график, отражающий зависимость скорости ферментативной реакции от температуры (по оси х отложена температура тела человека (°С), а по оси у – скорость химической реакции (усл. ед.)).


Какие два из нижеприведённых описаний характеризуют данную зависимость?

  1. С повышением температуры скорость реакции возрастает.

  2. Скорость реакции максимальна при температуре около 38 °С.

  3. Скорость реакции снижается до 10 усл. ед. при температуре 43 °С.

  4. Скорость реакции прямо пропорциональна росту температуры.

  5. Скорость реакции сначала растёт, достигая максимума, а затем снижается.

Ответ:


5

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последова- тельности в таблицу.

  1. с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

  2. препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

  3. протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

  4. отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

  5. рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)







Ответ:

6

Как называют медицинский прибор, изображённый на фотографии?

  1. тонометр 3) динамометр

  2. спирометр 4) глюкометр Ответ:

7

Известно, что камчатский краб – один из самых крупных видов рако- образных, обитатель дальневосточных морей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Дышит краб растворённым в воде кислородом.

  2. Это хищное животное, поедающее червей и моллюсков.

  3. Крабы употребляются в пищу человеком.

  4. Отделами тела краба являются головогрудь и брюшко.

  5. Браконьерство существенно сокращает численность популяции краба.

  6. Самцы достигают по ширине панциря 23 см, по размаху ног – 1,5 м, а по массе – 7 кг.






Ответ:


8

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.


Общее

Частное

соцветие

плод

ягода

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. листовка 3) корзинка

  2. эмбрион 4) семя


Ответ:


9

Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. семена

  2. клубни

  3. надземные побеги

  4. цветки

  5. плоды





  6. корни Ответ:

10

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Нервная ткань человека

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это (Б). Также от нервной клетки отходит один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков, их называют (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образует (Г).

Перечень терминов

  1. клетка-спутник

  2. нейрон

  3. нефрон

  4. дендрит

  5. аксон

  6. серое вещество

  7. белое вещество

  8. А

    Б

    В

    Г






    нервный узел Ответ:

11

Установите соответствие между характеристиками и группами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА ЖИВОТНЫХ

А) большинство обладает наружным скелетом

Б) у всех представителей замкнутая кровеносная система

В) нервная: система может быть образована отдельными нервными клетками, нервными узлами, нервными стволами

Г) сердце состоит из 2-х, 3-х, 4-х камер, а стенка образована поперечнополосатой мышечной тканью

Д) у большинства органами захвата пищи являются челюсти с зубами

  1. Беспозвоночные

  2. Позвоночные

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


12

Верны ли следующие суждения о вирусах?

А. Вирусы являются обязательными внутриклеточными паразитами. Б. При неблагоприятных условиях вирусы образуют споры.

    1. верно только А 3) верны оба суждения

    2. верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ:

13

Рассмотрите фотографию рыжей собаки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма головы, форма ушей, форма хвоста.



А. Окрас шерсти

1) однотонный 2) пятнистый (два и более пятна)

    1. чепрачный (одно пятно) 4) подпалый


Б. Форма головы

1) клинообразная 2) скуластая


  1. грубая, с выпуклым лбом, резким переходом ото лба к морде, вздёрну- той и короткой мордой

  2. лёгкая, сухая с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде


В. Форма ушей
    1. стоячие 2) полустоячие 3) развешенные

    1. висящие 5) сближенные 6) сильно укороченные


Г. Форма хвоста

1) кольцом 2) поленом 3) прутом

4) крючком 5) серпом 6) купированный

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы немецкий пинчер.

Морда заканчивается тупым клином. Спинка носа прямая. Уши висящие на хряще, высоко посаженные, внутренними краями прилегающие к скулам, повёрнуты вперёд к вискам. Параллельные сгибы ушей не должны возвышаться над верхней точкой черепа. Хвост естественной длины, саблевидный или серповидный, держится высоко. Шерсть короткая, густая, гладкая, хорошо прилегающая и блестящая, без залысин. Окрас чёрный с подпалинами или сплошной рыжевато-оленьего оттенка.

  1. соответствует

  2. не соответствует

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


14

Под каким номером на рисунке изображён орган выделительной системы человека?

1) 3)







2) 4)








Ответ:


15

Почему человек дрожит, когда ему очень холодно?

  1. чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг

  2. чтобы получить с помощью мышечной активности дополнительную энергию

  3. чтобы доставить больше крови к поверхности кожи

  4. чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу Ответ:


16

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено ухо человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



  1. слуховые косточки

  2. слуховая труба

  3. полукружные каналы

  4. барабанная перепонка

  5. вестибулярный аппарат





  6. наружный слуховой проход Ответ:

17

Какой фактор может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. нанесение татуировки

  2. плавание в бассейне

  3. прокалывание ушей

  4. уход за больным СПИДом

  5. незащищённые половые связи





  6. обучение с учащимся – носителем вируса Ответ:


18

Установите соответствие между примерами действия гормонов на организм человека и видами гормонов: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕР ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНА ВИД ГОРМОНА

А) усиливает превращение глюкозы в гликоген

Б) усиливает и учащает сокращения сердца В) сужает кровеносные сосуды

Г) повышает кровяное давление

Д) способствует превращению гликогена в глюкозу

  1. адреналин

  2. инсулин

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


Изучите фрагмент экосистемы опушки леса, представленный на схеме, и выполните задания 19–21.


Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лисицы.

19

Список характеристик

    1. паразит

    2. охотится на земле

    3. хищник

    4. продуцент

    5. консумент второго или третьего порядка

    6. насекомоядный зверь





Запишите в таблицу номера выбранных характеристик. Ответ:


20

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лисица. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.




21

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность мышей и свиристелей, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности лисиц?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. увеличится

  2. уменьшится

  3. не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.


Численность мышей

Численность свиристелей




Часть 2

Для ответов на задания 22–26 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


22

Рассмотрите рисунок с изображением насекомого. Укажите видовое (или родовое) название данного представителя класса Насекомые. Назовите одно из значений данного животного в жизни человека.



23

На занятиях биологического кружка ученики 6 класса изучали дыхание корней растений. В два стакана с водой они поставили одинаковые побеги комнатного растения традесканции с корнями, а на поверхность воды нанесли слой масла. Растениям создали одинаковые благоприятные условия, но в воду под слоем масла во втором стакане постоянно поддували воздух с помощью резиновой груши. Спустя некоторое время растение в первом стакане погибло в результате гибели корней.

Что доказывает данный эксперимент?

С какой целью на поверхность воды первого стакана нанесли слой масла?


Прочитайте текст и выполните задание 24.



ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два типа развития организмов: прямое и непрямое. Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из вороньего яйца вылупляется на свет беспомощный, слепой и голый птенец, а человек рождает маленького ребёнка, не умеющего ходить, говорить и т. д.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом, т. е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растёт, линяет и превра- щается во взрослое насекомое или имаго. Такое развитие называют развитием с неполным превращением. Оно характерно и для земноводных.

У насекомых, развивающихся с полным превращением, особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку (неподвижная стадия). Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое. Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук – листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению. Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных.

24

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», а также знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением?

  2. Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера.

  3. В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?


25

Пользуясь таблицей 1 «Химический состав морской воды и сыворотки крови», ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1

Химический состав морской воды и сыворотки крови


Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2,0

Итого:

100

100

  1. Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови?

  2. Содержание какого химического элемента, относящегося к металлам, преобладает в составе и морской воды, и сыворотки крови?

  3. Чем сыворотка крови отличается от плазмы?


Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков


Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

16 и старше

1,9

1,0

475

3100

Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой


Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

1,8

4,0

11,6

92,3

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Суп молочный с мака-

ронными изделиями

8,3

11,3

25,8

233,8

Гарнир из отварных

макарон

5,4

4,3

38,7

218,9

Каша гречневая

рассыпчатая

7,2

4,1

34,8

198,3

Котлета мясная

рубленая

9,2

9,9

6,5

155,6

Кисель

0

0

19,6

80

Чай с сахаром

0

0

14,0

68,0

Хлеб ржаной (1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7

26

В четверг девятиклассник Андрей посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясную рубленую котлету с гарниром из отварных макарон, кисель и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

  1. Какова энергетическая ценность школьного обеда?

  2. Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Андрея в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет, а вес 60 кг?

  3. Что называют пищеварением?