Запишите слово, пропущенное в таблице.
Функции семьи | Характеристики |
Социализации личности | Формирование представления о социальных связях и вовлечение в их развитие. |
| Восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека. |
2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.
1) жизнь; 2) личная неприкосновенность; 3) деловая репутация; 4) нематериальные блага; 5) свобода передвижения.
3 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам традиционного общества.
1) натуральное хозяйство; 2) технологичность; 3) специализация производства; 4) консерватизм; 5) простое воспроизводство; 6) опора на обычаи
4 Выберите верные суждения об обществе.
1. Общество в широком смысле означает весь окружающий человека мир.
2. Общество является динамической системой, так как находится в состоянии постоянного развития.
3. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
4. Развитие общества происходит от менее совершенного к более совершенному.
5. Общество включает в себя ограниченное количество способов и форм взаимодействия людей.
5 Установите соответствие между
Процессы | Формы познания |
А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках | 1) чувственное познание |
Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на человека | 2) рациональное познание |
В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого | |
Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях | |
Д) отражение целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы | |
6. Транснациональные компании, тратя огромные деньги на рекламу, убеждают население разных стран покупать определенные товары. О чем свидетельствует этот факт?.
1. дифференциации доходов
2. разделении труда
3. глобализации потребления
4. социальном неравенстве
5. возможностях Интернета
6. глобализации производства
7 Выберите суждения, которые характеризируют налоговую систему государства.
1. В систему косвенных налогов государства включаются акцизы.
2. Налогоплательщиками выступают исключительно граждане определенного государства.
3. Прямые налоги непосредственно взимаются в казну с доходов и имущества граждан и организаций.
4. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.
5. Большинство налогов являются возвратными.
8 Установите соответствие между социальным фактом и типом общества
Социальный факт | Исторический тип общества |
А) возникновение монополий | 1) информационное |
Б) ведущая роль науки в производстве | 2) индустриальное |
В) изобретение парового двигателя | 3) традиционное |
Г) господство натурального хозяйства | |
Д) усиление роли глобальных компьютерных сетей | |
9 15-летний подросток решил устроиться на работу курьером. Какие условия должен соблюсти его работодатель?
1. установить испытательный срок не более, чем на 1 месяц
2. установить продолжительность рабочей недели не более 18 часов
3. потребовать письменное соглашение на труд несовершеннолетнего одного из родителей
4. оговорить возможность работы в выходные дни
5. затребовать результаты прохождения медицинского осмотра
6. ознакомиться с характеристикой из учебного заведения несовершеннолетнего
10 На рисунке отражена ситуация на рынке легковых автомобилей. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение - D1? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)
1. снижение возраста получения водительского удостоверения
2. внедрение новой высокопроизводительной технологии производства автомобилей
3. повышение процентов по автокредитам
4. резкое повышение цен на бензин
5. снижение себестоимости автомобилей
11 Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности федерации.
1. Федерация имеет преимущественно монархическую форму правления.
2. Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики.
3. Субъекты федерации являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
4. Федерация — это колониальная держава, установившая своё господство над зависимыми территориями в интересах метрополии.
5. Федерация — это союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные государственные органы.
12 В ходе опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего привлекает в работе?» Какие выводы можно сделать на основе данных?
Варианты ответов | 1998 г. | 2010 г. |
Хорошая оплата | 21 | 29 |
Соответствие моим способностям | 25 | 30 |
Возможность профессионального продвижения | 3 | 8 |
Близость к месту работы | 30 | 31 |
Удобный режим работы | 27 | 23 |
Хороший коллектив | 22 | 24 |
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу | 5 | 8 |
1. Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.
2. Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для творческого и профессионального роста.
3. За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.
4. Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.
5. За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.
13 Выберите верные суждения о политических режимах
1. В условиях авторитарного режима преобладает командная экономика.
2. Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.
3. Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.
4. Утверждение парламентаризма началось в новое время.
5. Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.
14 Установите соответствие между определением и формой познания
Определение | Форма познания |
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании | 1) ощущение |
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств | 2) понятие |
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств | 3) представление |
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления | 4) умозаключение |
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения | 5) восприятие |
15 Выберите из предложенного списка основные принципы, регулирующие сферу действия малого предпринимательства.
1. свобода предпринимательской деятельности
2. необязательность государственной регистрации
3. средняя численность работников до 300 человек
4. ограничение монополии
5. работа с отечественными ресурсами и комплектующими
6. плановое регулирование производства
16 Найдите отличительные признаки правового государства.
1. гарантированность прав человека
2. наличие Конституции
3. наличие официальной идеологии
4. централизованный контроль над экономикой
5. разделение властей
6. выборы в представительные органы власти
17 Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Семейное право»?
1. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.
2. Нормы права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.
3. Пример нормы права: супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора.
4. За совершение проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор.
5. Пример нормы права: защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
6. В основе законодательства принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.
18 Найдите примеры, иллюстрирующие проявление сезонной безработицы
1. Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.
2. Трактористам, потерявшим работу из-за банкротства сельхозпредприятия, предлагают активно искать работу в конце зимы.
3. В поселке на берегу моря большинство жителей работают в кафе, ресторанчиках и отелях тогда, когда на курорт массово приезжают туристы.
4. В связи с запретом на игорный бизнес, были закрыты все городские казино, и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.
5. В связи с длительной экономической рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.
6. Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.
19 Работодатель Иванов заключил трудовой договор с пятнадцатилетним Петровым. Найдите особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет, предусмотренные Трудовым кодексом РФ
1. ежегодный обязательный медицинский осмотр за счет собственных средств работника
2. запрет применения труда на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию
3. продолжительность ежегодного отпуска 31 календарный день
4. запрет применения труда на работах с опасными условиями труда
5. предоставление ежегодного отпуска только в летнее время
6. выплата надбавок за работу в выходные и праздничные дни
20 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ____ (А), объединенная общим _____ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _____ (В). Социологи называют общество динамической _____ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ____ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего _____ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».
1. система
2. структура
3. группа
4. революция
5. интерес
6. прогресс
7. социальный статус
8. строй
9. сфера
«Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака. Во-первых, брак — это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Помимо распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, пред-расположенность их друг к другу, предпочтение другим. Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. В-третьих, брак — это свободный союз.
Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака. В-четвёртых, брак — это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, и это признак является обязательным, как и шестой, брак — это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). В-шестых, брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.
Для заключения брака необходимо достижение брачующимися брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечёт за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».
(По материалам СКРФ)
21 Какое определение понятию «брак» даёт автор статьи? На основе чего возникла двусмысленность определения «брак»?
22 Чем, по мнению автора, отличаются понятия «брачный договор» и «брачный союз»? Какой смысл вложен автором в определение «брак — это свободный союз»?
23 Какие две иные характеристики брака автор считает обязательными? Опираясь на текст и свои знания, приведите два аргумента в пользу мнения автора.
24 Приведите положение текста, указывающее на области, в которых заключение брака влечёт за собой юридические последствия. Запишите два условия вступления в законный брак, которые не названы автором текста.
25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «массовая культура»? Привлекая знания обществоведческого курса,составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях массовой культуры, и однопредложение, раскрывающее сущность любой из этих
особенностей.
26 В финском эпосе «Калевала» есть такие строки: « ... предупредила ... с ветки синица: «Не взойдёт ячмень, не поднимутся хлеба, пока не срублен под пашню лес, и огнём не выжжена подсека. Тогда наточил старый богатырь топор и свалил на поляне все деревья — оставил лишь одну высокую берёзу, чтобы был отдых перелётным птицам».
О каком типе общества идёт речь? Опираясь на текст, назовите два признака такого общества. Назовите ещё один такой признак, не упомянутый в тексте.
27 В одной из североафриканских стран начался вооружённый конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Философия «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без неё обходится». (И. А. Крылов)
Экономика «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан». (Й. Этвеш)
Социология, социальная психология «Детству следует оказывать величайшее уважение». (Ювенал)
Политология «Война есть продолжение политики другими средствами». (К. Клаузевиц)
Правоведение «Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими» (А. И. Герцен).