1. Приведен ряд характеристик. Все они, кроме 2, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) установлена государством; 2) имеет письменную форму; 3) содержится в нормативно-правовых актах; 4) общеобязательна; 5) осуществляется преимущественно в силу привычки; 6) отражает представление общества о добре и зле
2. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
3. Установите соответствие между примерами и группами качеств человека:
примеры | | Качества человека |
А) У Антона голубые глаза. Б) Рост Петра — 180 см. В) Анна трудолюбива. Г) Катя очень отзывчива. Д) Макару нравится быть в центре внимания | | 1) биологические 2) социальные |
4. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером?
1) мировоззренческая
2) социальная
3) познавательная
4) производительной силы
5) прогностическая
6) рекреационная
5. Найдите операции центрального банка.
1) кредитование банков
2) открытие депозитных вкладов
3) эмиссия денег
4) определение учётной ставки
5) кредитование граждан
6) приём коммунальных платежей
6. Установите соответствие между характеристиками и видами акций
характеристики | | Вид акций |
А) денежные средства на выплату дивидендов выделяются держателям этих ценных бумаг в первоочередном порядке Б) начисляется фиксированный доход В) владельцы акций имеют право голоса на общем собрании акционеров Г) данные акции дают преимущественное право получить долю компании после её ликвидации Д) владельцу данных акций не гарантирована величина дивиденда | | 1) обыкновенная акция 2) привилегированная акция |
7. Гражданин купил привилегированную акцию одной из компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции?
1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров
2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой
3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обыкновенным акциям
4) на получение части прибыли, зависящей от её величины
5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров
6) на получение части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций
8. Выберите верные суждения о социальных нормах
1) Социальные нормы могут существовать лишь в письменной форме.
2) Социальные нормы регулируют как действия отдельных людей, так и целых социальных групп.
3) Социальные нормы регулируют как взаимоотношения между людьми, так и обращение людей с техническими объектами.
4) Социальные нормы позволяют не только контролировать, но и оценивать действия людей.
5) Одна из функций социальных норм – включение человека в систему общественных отношений.
9. В государстве Z правительство наметило реформу образования. Предварительно был проведен социологический опрос, включавший, в частности, такой пункт анкеты: «Что должна давать школа в первую очередь?» Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Среди всех опрошенных гарантии поступления в вуз более всего важны для людей старше 40 лет.
2) Для всех возрастных групп приоритет- получение необходимых знаний.
3) Опрошенные старше 30 лет примерно одинаково оценивают воспитательную функцию школы.
4) Представители всех возрастных групп не рассматривают подготовку к поступлению в вуз как главную цель школы.
5) Запланированная правительством реформа образования должна усилить воспитательную функцию школы.
10. Выберите суждения о чертах, присущих демократическим выборам.
1) Лица, награждённые наградами, при голосовании имеют два голоса.
2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий.
3) Избиратели голосуют за кандидатов на выборные должности.
4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы.
5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования.
11. B стране прошли парламентские выборы. Найдите черты, свидетельствующие о том, что выборы проходят по мажоритарной системе.
1) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партийные списки на выборах.
2) Существует возможность выдвижения независимых кандидатов.
3) Голосование проводится по спискам политических партий.
4) Выборы были всеобщими равными прямыми при тайном голосовании.
5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов
6) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
12. Статья 14 объявляет РФ светским государством. Это означает, что
1) признаны права и свободы человека и гражданина
2) устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)
3) отсутствует государственная религия
4) ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным
5) в стране узаконена многопартийность
6) признан и обеспечивается суверенитет народа
13. Установите соответствие между функциями и субъектами гос. власти:
функции | | Субъекты гос.власти |
A) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства Б) назначение на должность федеральных министров B) осуществление исполнительной власти РФ Г) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики Д) представление РФ внутри страны и за пределами | | 1) Президент РФ 2) Правительство РФ |
14. Найдите характеристики правовой нормы.
1) имеет общеобязательный характер
2) обеспечивается силой государственного принуждения
3) за нарушение предусмотрены общественные санкции
4) выступает исключительно формой внутреннего социального контроля
5) закрепляется в актах в письменной форме
6) включает в свою структуру гипотезу, диспозицию и санкцию
15. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика B РФ:
действия | | Элементы статуса налогоплательщика |
А) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах Б) уплачивать законно установленные налоги В) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах Г) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством Д) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки | | 1) права 2) обязанности |
16. 19-летний Петров и 17-летняя Михайлова подали заявление о регистрации брака. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы брак Петрова и Михайловой был зарегистрирован?
1) согласие родителей Михайловой на регистрацию брака
2) согласие органов местного самоуправления на регистрацию брака
3) согласие органов опеки и попечительства
4) отсутствие близкого родства между Петровым и Михайловой
5) наличие особых причин для регистрации брака несовершеннолетнего
6) прохождение медицинского обследования Петровым и Михайловой
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге...
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком; с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт ... о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.
17. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
18. Используя знания, объясните смысл понятия «гуманизм».(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков.)
19. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на знания и факты жизни.
20. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров.
21.
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке отечественных автомобилей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке после начала выделения властями государства Z дотаций заводам-производителям отечественных автомобилей при прочих равных условиях?
22. По итогам конкурса на замещение должности секретаря-референта работодатель отказал 50-летней Анне Ивановне, полностью соответствующей по своим профессиональным качествам должностным требованиям. На работу была принята 19-летняя студентка, не имевшая опыта работы и специального образования. Анна Ивановна сочла свои права нарушенными и обратилась в суд. Правомерны ли претензии Анны Ивановны? Дайте обоснованный ответ. В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено это дело? Какая процессуальная роль будет у Анны Ивановны в судебном разбирательстве?
23. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию светским государством. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
24. Используя знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание как вид деятельности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
25. Обоснуйте необходимость наличия конкуренции для развития экономики в РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие существуют в РФ крупные фирмы, которые действуют на национальном рынке? (Назовите любые три фирмы.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их действия для достижения успеха в конкурентной борьбе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных вида действий.)