СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию»

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда 

1) фирма; 2) предпринимательство; 3) предложение; 4) инвестиции; 5) спрос; 6) потребление.

 

2. Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах

1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.

2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.

3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.

4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.

5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.


3. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности:

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) решение задач

Б) консультация учителя

В) одиннадцатиклассник

Г) получение высокого балла на экзамене

Д) учебники

1) субъект

2) цель

3) средство достижения цели

 

4. Глава государства М выступил перед парламентом страны. В своём выступлении он отметил, что страна вступила в постиндустриальный этап развития общества. Какие из предложенных суждений могут быть использованы для подтверждения его мнения?

1) В структуре экономики страны главным фактором производства является информация.

2) На производственных предприятиях широко применяются наукоёмкие технологии.

3) В государстве зарождается массовая культура.

4) Наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, т. е. добывающая промышленность.

5) Более 60% населения страны заняты в сфере услуг.

6) Приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия.


5. Выберите в приведённом списке верные суждения об инфляции

1) Позитивным последствием сокращения уровня инфляции является рост занятости населения.

2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства.

3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.

4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции.

5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.


6. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к 

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях

Б) Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив старое

В) Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и учащихся для сбора огурцов и кабачков

Г) Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей

Д) За счет использования инновационных технологий на предприятии существенно возросла производительность труда

1) экстенсивный

2) интенсивный


7. В стране Z, расположенной на морском побережье, активно развивается туристическая отрасль. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики?

1) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

2) В стране производится широкий ассортимент товаров народного потребления.

3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

4) Правительство вкладывает значительные средства в строительство дорог.

5) B столице государства открыт новый международный аэропорт.

6) В стране Z наблюдается конкуренция производителей.


8. Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером


1) профессиональная

2) малая

3) неформальная

4) референтная

5) условная

9. В ходе социологического опроса старшеклассников страны Z, проведённого в 2015 г., респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Какие направления высшего образования Вы считаете приоритетными?» Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы

 1) Четверть опрошенных называют инженерную подготовку среди своих приоритетов.

2) Получить педагогическое образование хотят менее 10% старшеклассников.

3) Самыми популярными направлениями высшего образования являются экономика и управление.

4) Образование в сфере гуманитарных и социальных наук стремятся получить около трети старшеклассников.

5) Образование в сфере биотехнологий стремится получить наименьшее число опрошенных.


10. Выберите верные суждения о полномочиях Правительства РФ 

1) Объявление амнистии.

2) Изменение границ субъектов Российской Федерации.

3) Разработка федерального бюджета.

4) Надзор за соблюдением законов.

5) Осуществление мер по обеспечению обороны страны.

11. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы, действует двухуровневая система законодательных органов. Какие из признаков позволяют характеризовать форму правления государства Z как парламентскую республику?

1) Президент государства избирается на заседании парламента.

2) Парламент страны формируется как из всенародно избираемых депутатов, так и из представителей от государственных образований в составе страны Z.

3) Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством.

4) В конституции страны закреплены полномочия органов самоуправления.

5) В стране провозглашена свобода СМИ.

6) Конституция страны закрепляет равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов в депутаты парламента


12. Что относится к социально-экономическим правам гражданина РФ?

1) право участвовать в референдуме

2) право на неприкосновенность частной жизни

3) право на частную собственность

4) свобода экономической деятельности

5) право на труд


13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют:

функции

Субъекты гос.власти

А) назначение на должность Председателя Центрального банка

В) осуществление управления федеральной собственностью

В) осуществление мер по обеспечению обороны страны

Г) объявление амнистии

Д) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ

1) Конституционный суд РФ

2) Гос. Дума

3) Правительство РФ


14. Выберите верные суждения о воинской обязанности в РФ

1) Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.

2) Срок военной службы по призыву составляет 18 месяцев.

3) От призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

4) Контракт о прохождении военной службы не вправе заключать иностранные граждане.

5) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.


15. Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками:

характеристики

Виды источников права

A) принимается парламентом страны

Б) является судебным решением по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение

B) регулирует наиболее значимые общественные отношения

Г) создается фактически самим судом

Д) является частью иерархической системы

1) юридический прецедент

2) закон как вид нормативно-правового акта

 

16. Виктору 11 лет, Анатолию 14 лет. Найдите общие позиции, характеризующие правовой статус обоих подростков в РФ

1) самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

2) быть заслушанным в суде при разводе родителей по вопросу о том, с кем из родителей он хотел бы остаться после развода

3) наследовать имущество

4) совершать мелкие бытовые сделки

5) быть членом кооператива

6) работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день при условии лёгких условий труда



Есть немалые различия между борьбой за демократизацию общественно-государственных порядков в странах «реального социализма», в условиях военно-диктаторских режимов (Греция, Испания, Бразилия) или в такой стране «блокированной демократии», как Италия. Однако с более общей исторической точки зрения речь идёт как бы об одном потоке. Сливаясь и переплетаясь, две тенденции политической деятельности — которые условно можно обозначить как «правая» (неоконсервативная) и «левая» (радикал-демократическая) — дали жизнь беспримерно широкому социальному экспериментированию в «пространствах» гражданского общества. 70–80-е г. стали временем возникновения новых общественных движений, необычных форм общественно-политической мобилизации, развития так называемого третьего или альтернативного сектора экономики (предпринимательство без цели получения наживы, сети самопомощи и многое другое), разработки — нередко с последующим законодательным оформлением — принципиально новых социально-этических норм и т. д.

Итог такого развития, предстающий взору в 90-е гг. после поражения Р. Рейгана и М. Тэтчер, после распада СССР и конца «биполярного мира», весьма специфичен и, похоже, пока не получил удовлетворительного концептуального оформления. С одной стороны, государство не только консолидировало, но и расширило свои «завоевания» на «территории» гражданского общества (фактически сохранив структуры «социального государства» и дополнив их нормами и механизмами контроля над гражданами, например, ради противостояния терроризму, проведя мероприятия по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы). С другой — гражданское общество энергично вторгается в пределы государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых ценностей и норм.

Можно сказать, что гражданское общество тем самым лишь выполняет свои «естественные» функции: выявлять вызревающие в недрах общества запросы и транслировать их на уровень государственных институтов, обеспечивать первичную общественную мобилизацию в их поддержку. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же.

Демократия с её стержневым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишь отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах. Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганизации.

 

17. Что автор текста называет главным принципом демократии? Назовите любые два проявления деятельности гражданского общества в Европе в 1970-80-е годы, которые приводит автор. Какое важнейшее условие формирования гражданского общества называет автор?

18. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «демократический режим».(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков.)

19. Какие естественные функции гражданского общества называет автор? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждую из этих функций

20. Автор пишет о необходимом условии формирования гражданского общества. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три предпосылки формирования гражданского общества.


21.

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке роликовых коньков в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

22. Галине исполнилось 16 лет, она учится в 10 классе. Школьница решила начать трудовую деятельность, чтобы зарабатывать деньги на карманные расходы. Свое намерение Галина обсудила с остальными членами семьи – родителями и старшим братом. Семья доверила девочке самостоятельно принять окончательное решение. Галина обратилась в специализированное агентство и вместе с менеджером выбрала несколько вакансий с подходящими условиями труда. Какой уровень общего образования освоила Галина? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что у Галины семья демократического типа? Каким фактором производства владеет Галина как работник? Какие особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет предусмотрены Трудовым кодексом РФ? (Укажите две любых особенности.)

23. В Конституции РФ права и свободы человека закрепляются как значимая ценность. На основе положений Конституции приведите три подтверждения этой характеристики.(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.)

24. Используя знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. Обоснуйте необходимость наличия конкуренции для развития экономики в РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие существуют в РФ крупные фирмы, которые действуют на национальном рынке? (Назовите любые три фирмы.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их действия для достижения успеха в конкурентной борьбе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных вида действий.)