СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию»

1. Приведены термины. Все они, кроме 2, характеризуют понятие «конкуренция». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

 1) монополия; 2) монопсония; 3) кооператив; 4) олигополия; 5) совершенная конкуренция; 6) корпорация

 

2. Выберите верные суждения о мировоззрении человека

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в сверхъестественное.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе жизни.


3. Установите соответствие между предметами исследования и соц. науками:

Предмет исследования

Соц.наука

А) взаимоотношения, возникающие между

группами и общностями людей

Б) правовые формы самоорганизации

общества или правовой системы

общества

В) характер структуры общества

Г) проблемы социального неравенства и

принципы разрешения социальных

конфликтов

Д) существенные, устойчивые и общие связи,

заключаемые между главными

правовыми явлениями и институтами

1) юриспруденция

2) социология


4. Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности?

1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.

3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.

4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.

5) Развитие навыков сбора и обработки информации.

6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.


5. Выберите верные суждения о безработице

1) Безработица- социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желает, не может найти себе работу.

2) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства.

3) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни части населения.

4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5) Неосведомлённость безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.


6. Установите соответствие между примерами и механизмами государственного регулирования рыночной экономики, которые они иллюстрируют:

пример

Механизм гос.регулирования

А) принятие закона о лицензировании отдельных видов бизнеса

Б) повышение нормы обязательных банковских резервов

В) расширение государственных закупок в период экономического спада

Г) сокращение государственного сектора в экономике

Д) изменение ключевой ставки

1) прямое регулирование

2) косвенное регулирование


7. По окончании колледжа студент планирует открыть ИП. Найдите примеры трудностей, с которыми он может столкнуться при такой форме бизнеса

1) высокий риск вложения капитала

2) ограниченность свободы действий

3) ограниченность средств на рекламу

4) сложность управления предприятием

5) ограниченность средств для привлечения профессионалов


8. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении 

1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение может подразумевать нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.


9. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какие отрицательные стороны Вы видите в использовании современных переносных электронных устройств (гаджетов)?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе таблицы

1) Половина опрошенных отметила вред для здоровья пользователей современных гаджетов.

2) Каждый десятый опрошенный отметил потерю времени от использования современных гаджетов.

3) Меньше опрошенных отметили отрицательное влияние современных гаджетов на детей, их здоровье и развитие, чем возникновение зависимости, привыкание.

4) Больше опрошенных отметили чрезмерную доступность каждого, кто использует современные гаджеты, чем низкое качество связи в некоторых местах.

5) Наименьшая доля опрошенных отметила высокие цены гаджетов.


10. Выберите верные суждения о государстве

1) Государство вырабатывает и проводит общую для страны политику во всех сферах жизни общества.

2) Государство — это институт публичной власти, который обладает суверенитетом.

3) К основным признакам государства любого типа относятся федеративная форма государственного устройства и территория, на которую распространяется власть.

4) Государство отличается от политической партии тем, что оно является субъектом политической жизни.

5) Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы.


11. В стране Z парламентские выборы проходят по мажоритарной избирательной системе. Какие признаки присущи этому типу системы?

1) наличие избирательного барьера для политических партий

2) определение победы на выборах по количеству голосов, отданных за конкретного кандидата

3) возможность выдвижения беспартийных кандидатов

4) голосование по спискам политических партий

5) участие в организации выборов лидеров политических партий

6) возможность второго тура голосования


12. Какие из прав относятся к социально-экономическим правам гражданина

1) право на частную собственность

2) право на жизнь

3) свобода передвижения и выбора места жительства

4) право на жилище

5) право на обращение в органы власти


13. Установите соответствие между функциями гос. власти РФ и субъектами:

функция

Субъект гос.власти

А) осуществление мер по обеспечению

законности, прав и свобод граждан,

охране собственности и общественного

порядка, борьбе с преступностью

Б) принятие решения об отставке

Правительства

В) решение вопроса о доверии

Правительству

Г) назначение выборов Президента

Д) осуществление мер по обеспечению

обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней

политики

1) Государственная Дума

2) Президент РФ

3) Совет Федерации

4) Правительство РФ

 

14. Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм

1) Сфера действия права шире, чем норм морали.

2) Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.

3) Нормы права не являются формально определёнными.

4) Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.

5) Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.


15. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права, к которой они относятся:

 

пример

Отрасль права

А) Индивидуальный предприниматель Горячев заключил договор на поставку оборудования.

Б) Пётр был принят на работу в должности водителя такси.

В) Гражданин Чадов заключил договор с бригадой рабочих для строительства загородного дома.

Г) Граждане Илюзин и Потапов заключили договор аренды гаража.

Д) Шахтёры предприятия по добыче угля заявили о начале забастовки.

1) трудовое

2) гражданское


16. Районный суд города Z рассматривал иск об установлении отцовства гражданина Н. в отношении несовершеннолетнего сына гражданки Р. Найдите позиции, соответствующие правовому решению данной ситуации

1) истец

2) уголовное судопроизводство

3) подсудимый

4) гражданское судопроизводство

5) ответчик

6) следователь


Макроэкономическая нестабильность имеет два проявления: безработицу и инфляцию – два сложнейших объекта анализа и регулирования.

В России существуют социально-экономические проблемы. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.


17. Что означает по мнению автора потеря работы для большинства людей? Укажите не менее трех последствий.

18. Используя знания, объясните смысл понятия «безработица».

19. Используя знания курса, факты общественной жизни проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о связи безработицы со структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве.

20. Какие две категории населения находятся, по мнению авторов, в наиболее сложном положении на рынке труда? Используя знания, выскажите предположения о причинах такого положения каждой из названных категорий. Предположите, какие меры может использовать государство в области занятости для защиты каждой из данных категорий населения.


21.

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке обуви в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях?

22. В стране Z доля работников, занятых в промышленном производстве, значительно превышает доли представителей других профессий. Главой государства является король, представляющий Z в международных отношениях, правительство ответственно перед парламентом.

В 2016−2018 гг. в стране Z была зафиксирована циклическая безработица. В этой ситуации парламент распустил старое и сформировал новое правительство. В 2020 г. новое правительство вынесло на обсуждение проект реформы образования, предлагая расширить учебную программу по предметам, которые помогают в овладении цифровой грамотностью, обеспечить учебные заведения свободным доступом к интернету.

К какому типу общества относится Z? Какая форма правления установлена в Z (дайте полное название)? Какой факт в жизни страны Z может свидетельствовать о циклической безработице? Какое направление модернизации образования предлагает реформа, вынесенная на обсуждение в стране Z?

23. Конституция РФ провозглашает принцип федерализма. На основе положений Конституции приведите три подтверждения этой характеристики.

24. Используя знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономика фирмы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

25. Обоснуйте значение предпринимательской деятельности для развития рыночной экономики. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)Какие требования к конкуренции предъявляются законодательством

РФ? (Назовите любые три позиции.) Для каждого требования приведите по одному примеру, иллюстрирующему его смысл. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)