СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию»

1. Приведены термины. Все,кроме 2, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда 

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

5) спад

6) стратификация


2. В стране производство ориентировано не на объём, а на качество продукции и соответствие её запросам потребителя. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как постиндустриальное общество?

1) развитие массового стандартизированного производства

2) усиление роли малого и среднего бизнеса

3) преобладание доли физического труда над умственным

4) рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда

5) индивид ориентирован на производство и потребление

6) развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий


3. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) начало серийного производства товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

1) традиционное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

 

 4. В стране Z идёт модернизация образования. Какие факты свидетельствуют о том, что она направлена на гуманизацию образования? 

1) Улучшение качества преподавания естественных наук и информатики.

2) Создание благоприятных условий для эффективного обучения всех детей, независимо от их состояния здоровья.

3) Учёт интересов и потребностей обучающихся.

4) Переход к дистанционному образованию в начальной и основной школе.

5) Утверждение и поддержание принципа взаимного уважения учителей и учеников.

6) Введение обязательных экзаменов по гуманитарным дисциплинам.


5. Выберите в приведённом списке верные суждения об экономике фирмы

 

1) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся логистические расходы.

2) Фирмы имеют возможность использовать в качестве источников финансирования часть прибыли.

3) Одним из внешних источников финансирования бизнеса является привлечение кредитов.

4) Прибыль фирмы представляет собой сумму издержек и выручки.

5) Выручка — это стоимость, полученная от продажи произведённой фирмой продукции или оказанных фирмой услуг.


6. Установите соответствие между признаками и факторами производства:

ПРИЗНАК

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

А) факторный доход — процент

Б) представлен машинами, оборудованием, зданиями

В) включает полезные ископаемые и водные ресурсы

Г) факторный доход — рента

Д) факторный доход — заработная плата

1) земля

2) труд

3) капитал

 

7. Страны с тёплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне сильнейшей засухи в Бразилии 2014 года сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией?

1) инфляция

2) конкуренция

3) специализация

4) монополизация

5) информатизация

6) гуманизация


8. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах 1) Социальная группа — это совокупность людей, связанных общностью интересов, целей и групповых ценностей.

2) Деление социальных групп на первичные и вторичные учитывает возможности непосредственного взаимодействия между членами группы.

3) Выделение референтных групп происходит на основе числа членов группы.

4) Представители социальной группы обязаны осознавать свои социальные интересы.

5) Взаимодействия в формальных группах определяются специальными официальными правилами.

9. В стране Z в 2017 г. были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какому источнику информации о политической ситуации в стране и мире вы доверяете больше всего?». Найдите выводы, которые можно сделать на основе анализа


Газеты

   5   

Друзья, родные, соседи

15

Журналы

5

Интернет-издания

(газеты, журналы, информационные порталы, социальные сети)

47

Телевидение

18

Радио

10

1) Равные доли опрошенных доверяют информации, опубликованной в газетах и журналах.

2) Большая часть опрошенных доверяет информации интернет-изданий

3) Каждый десятый опрошенный указал радио в качестве источника, вызывающего доверие.

4) Более четверти опрошенных доверяют телевидению в качестве источника информации.

5) Информация от друзей и соседей вызывает доверие у каждого пятого участника опроса.


10. Найдите организации, представляющие гражданское общество 

1) ассоциация преподавателей университетов

2) региональное управление образования

3) объединение ветеранов правоохранительных органов

4) территориальное управление внутренних дел

5) союз защиты прав потребителей


11. Найдите черты, присущие идеологии либерализма. 

1) сильное государство

2) соблюдение прав и свобод личности

3) гражданское равноправие

4) приоритет личности перед обществом и государством

5) стабильность


12. Что относится в РФ к исполнительным органам государственной власти?

1) Правительство Российской Федерации

2) Государственная дума

3) Министерство образования Российской Федерации

4) Орловский областной Совет народных депутатов

5) Правительство Самарской области

6) Прокуратура РФ

13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют:

ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации

В) утверждение по представлению Президента Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты

Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума

3) Президент РФ

4) Правительство РФ

 

14. Выберите верные суждения об источниках права.  

1) Под источником права понимается способ закрепления норм права.

2) Источники права всегда имеют письменную форму.

3) Древнейшим видом источников права является правовой прецедент.

4) Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

5) Договор может являться источником права.


15. Установите соответствие между ситуациями и основаниями прекращения (расторжения) трудового договора в РФ:

СИТУАЦИИ

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ (РАСТОРЖЕНИЯ) ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ

А) Евгений М. нашёл более престижную работу.

Б) Григорий Н. неоднократно появлялся на своём рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

В) 19-летний Василий Ф. был призван на военную службу.

Г) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Зои Р. достаточной квалификации для занимаемой должности.

Д) Пётр Б. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.

1) инициатива работодателя

2) инициатива работника

3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

 

16. Евгений и Елена решили вступить в брак. Найдите условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ 

1) наличие y жениха и невесты постоянного источника доходов

2) наличие y жениха и невесты профессионального образования

3) достижение женихом и невестой брачного возраста

4) проживание жениха или невесты отдельно от родителей

5) владение русским языком

6) добровольное согласие жениха и невесты


Главный элемент конституционного права на судебную защиту - право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя. 

Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях...

 Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность.

 Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.

 Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств - просто потому, что об этом никто не подумал.

 

Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. 

По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».

 

17. О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор?

18. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19. Автор пишет о необходимости создания специальных условий для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких условия.

20. Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения).

21.

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке отечественных автомобилей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке после начала выделения властями государства Z дотаций заводам-производителям отечественных автомобилей при прочих равных условиях?

22. Статистические службы страны Х на протяжении последних пяти лет констатируют рост числа незанятых трудоспособных граждан страны в возрасте от 18 до 30 лет в сочетании с общим падением уровня производства во всех отраслях экономики страны, в том числе в сфере услуг, удельный вес которой составляет более 60%. Исследователи отмечают, что власти страны Х предпринимают меры по борьбе со сложившимися социально- экономическими проблемами. Какое социально-экономическое явление проиллюстрировано описанной в тексте ситуацией? Какой вид данного социально-экономического явления описан в тексте?

Используя обществоведческие знания, приведите два других вида данного социально-экономического явления. Какой тип общества существует в стране Х?

23. В Конституции Российской Федерации закреплена ценность свободного труда как значимая ценность общества. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономика фирмы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

25. Обоснуйте значение предпринимательской деятельности для развития рыночной экономики. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Какие требования к конкуренции предъявляются законодательством

Российской Федерации? (Назовите любые три позиции.) Для каждого требования приведите по одному примеру, иллюстрирующему его смысл. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)