СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

тренировочный вариант егэ по русскому языку. Тест.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 
(1)Историк не может писать без пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины, ведь поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. (2)Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому, а осмысление этого опыта делает его достоянием современности. (3)Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни общества возрастает, историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего: история служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Роль исторической науки, целью которой является поиск и утверждение истины, в жизни общества возрастает, ведь история сохраняет и осмысляет социальный опыт человечества, делая его достоянием современности, объясняя сегодняшний день и прогнозируя будущее.
2) Не имея права на обман, на искажение и утаивание истины, историк стремится к накоплению социального опыта человечества, который передаётся от поколения к поколению и становится достоянием современности, ведь историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего.
3) Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего, их задача заключается в поиске и утверждении истины, а также в накоплении социального опыта человечества, который становится достоянием современности.'
4) Возрастание в жизни общества роли исторической науки, нацеленной на поиск и утверждение истины, объясняется её способностью объяснять сегодняшний день и прогнозировать будущее, делая достоянием современности социальный опыт человечества путём его сохранения и осмысления.
5) Не имея права на обман, на искажение и утаивание истины, история передаёт социальный опыт человечества от одного поколения к другому, и нельзя согласиться с высказываниями скептиков о роли исторической науки в жизни общества.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1) Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.
2) Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
3) Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4) Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

балУясь завИдно дозвОнятся кУхонный красИвейший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  

Морозная ночь УКРЫЛА землю снегом и посеребрила деревья искрящимся в свете фонарей инеем.
Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий завоевала семилетняя исполнительница народных песен. Высокое ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство победителя конкурса состояло не только в виртуозном владении техникой игры, но и в умении подчеркнуть движениями, мимикой и жестами все акценты в музыкальном материале.
В царском окружении всегда норовили ЗАНИЗИТЬ стоимость принесённых мехов, искали невидимые изъяны.
Компрессоры, выпускаемые для аквариума, рассчитаны на ДЛИТЕЛЬНЫЙ срок непрерывной эксплуатации и могут использоваться круглосуточно.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Оба поэта при жизни не были приняты в широкой литературной среде, оба были наделены творческим даром исключительной силы и своеобразия, духовной зрелостью, обретённой ими в глубокой юности.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

ПЛЕЩЕТ на песок
СЛАДЧАЙШЕЕ мгновение
более ПОЛУТОРАСТА брошюр
ПРОМОКНУЛ под дождём

глаженых ПРОСТЫНЕЙ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,

в которых они допущены.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Д) нарушение в предложении с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Объединение заповедников в рамках одной международной сети способствует обмену не только результатами исследований, но и методами управления и опытом решения проблем.
2) Экскурсовод предложил группе остановиться перед самой известной картиной Михаила Ивановича Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем", на которой изображён предшествующий Куликовской битве бой русского богатыря с татарским воином.
3) Носители информации — строго определённая часть конкретной информационной системы, служащие для промежуточного хранения и передачи информации.
4) Исследователь отметил, что практически все былины об Илье Муромце начинаются со слов «в славном городе во Муроме, во селе во Карачарове».
5) Информатика - это техническая наука, систематизирующая не только приёмы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
6) Вместе с туманом на землю спустилась удивительная тишина, нарушаемая только падением капель воды с намокшей листвы деревьев.
7) Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет, показавшийся им сначала таким необыкновенным и даже таинственным.
8) По сведениям из летописи "Повести временных лет", перед принятием христианства Владимир выслушал представителей разных религий.
9) Император Николай Павлович после встречи с А.С. Пушкиным сказал, что «сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России».

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 

1) к..ррекция, оч..ровать, (торговая) к..мпания
2) прик..снувшись, возр..ст, разг..раться
3) прогр..ммирование, доб..раться, ап..ллировать
4) заск..чить, р..внина, выб..рать
5) к..саться, прор..стающий, бл..стательный


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) пр..образ, пр..предки, раз..йтись
2) ра..черчивать, и..порченный, бе..счётный
3) пр..скучный, пр..ставать, пр..нарядиться
4) раз..яриться, с..ёмочный, об..ездчик
5) вз..мать, без..скусный, меж..гровой


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) лечебн..ца, вытач..вать
2) догадл..вый, удоста..вать
3) навязч..вый, француж..нка
4) юрод..вый, пальт..цо
5) тунгу..ский, черке..ский


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) числ..шься, раста..вший
2) незыбл..мый, удар..шься
3) завис..щий, ка..щийся
4) разве..вший, вид..щий
5) распиш..шься, сморщ..нный


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Вопрос о происхождении названия городской реки до сих пор (НЕ)ВЫЯСНЕН.
В великолепном полотне, над созданием которого художник трудился в течение долгих лет, воплотился весь его (НЕ)РАСТРАЧЕННЫЙ по пустякам талант.
Дело, которое было поручено молодому специалисту, оказалось далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.
За поступок, который в глубине души Ефим всегда считал (НЕ)ЧЕСТНЫМ, ему было стыдно всю жизнь.
Игорь (НЕ)ПОНАСЛЫШКЕ знал, что такое тяжёлый физический труд.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 


(НА)ПРОТЯЖЕНИИ XVI-XVII веков было созвано более пятидесяти Земских соборов, (ПРИ)ЭТОМ не существовало никаких законов, регулирующих периодичность их проведения.
Тектонические землетрясения возникают (ИЗ)ЗА внезапного спада напряжения, (НА)ПРИМЕР при подвижках по разлому в земной коре.
(В)ПЕРВЫЕ годы правления молодого царя митрополит Макарий оказывал на него (ПО)НАСТОЯЩЕМУ серьёзное влияние.
(В)ОТЛИЧИЕ от городских ополчений, состоявших из рядового населения и набиравшихся для долгих походов или КАКИХ(ТО) крупных сражений, дружина представляла собой военную элиту.
Каждый спортсмен должен взмахнуть руками, подавая сигнал, что готов раскрыть свой парашют, посмотреть (В)ВЕРХ, ЧТО(БЫ) убедиться, что над ним никого нет, и только потом дёрнуть за вытяжной трос.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

Первое упоминание о расположе(1)ой на правом берегу Волги Кинешме, которая сегодня является одним из старейших промышле(2)ых центров Верхнего Поволжья, встречается в 1429 году, когда она была сожже(3)а и разграбле(4)а татарами.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 


1) К полудню дождь уже не сеял сквозь солнечные лучи свои прозрачные капли и небо было подёрнуто сизой дымкой.
2) Мгновения полного единения мыслей и устремлений мы страшились спугнуть неверным словом или даже некстати брошенным взглядом.
3) В территориальной общине людей объединяло прежде всего не родство а общность территории и хозяйственной жизни.
4) В свои тяжёлые русые косы Катюша вплетала то розовые то белые шёлковые ленты.
5) Вековые сосны угрюмы и полны тягостных дум.


17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
Парень (1) сначала недоумевая (2) смигнул (3) но потом вдруг расхохотался (4) и (5) почти не вставая с земли (6) неуклюже перекатился к тумбочке Челкаша (7) волоча свою котомку по пыли (8) и (9) постукивая косой о камни.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
Кто б ни был (1) ты (2) пе­чаль­ный мой (3) сосед (4)

Люблю тебя, как друга юных лет,

Тебя (5) то­ва­рищ (6) мой слу­чай­ный (7)

Хотя судь­бы ко­вар­ною игрой

На­ве­ки мы раз­лу­че­ны с тобой

Сте­ной те­перь — а после тай­ной. (М. Ю. Лер­мон­тов)


19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Защищённая валом центральная часть города (1) вокруг (2) которой (3) возводилась крепостная стена (4) носила название кремля.


20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые


В тот же день поздно вечером (1) северный горизонт против обыкновения очистился от тумана и туч (2) и (3) когда солнце спустилось почти до горизонта (4) на алом фоне неба можно было различить отдалённую мелкозубчатую цепь.


21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении. 

(1)Древняя земля «Лосиного Острова» имеет глубокие историко-культурные корни. (2)В 1989 году по заказу национального парка была организована первая археологическая экспедиция, в результате которой были обнаружены древние курганы — захоронения славян-вятичей IX-XII вв. (З)Историко-ландшафтные исследования, проводимые теперь ежегодно, выявили и селища, древние дороги. (4)Сенсационными стали археологические раскопки в Алексеевской роще; роща — красивейшее место в парке: корабельные сосны, могучие ели, пруды, река Пехорка. (5)Под слоем грунта археологи нашли кладку из белого камня и печные изразцы — остатки дворцового сооружения середины XVII в. (б)Возникло предположение, что в Алексеевской роще — один из путевых дворцов царя Алексея Михайловича. (7)Сейчас на этом месте планируется создание музейного комплекса « Царская охота на Руси».


Прочитайте текст и выполните задания 22-27 


(1)Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осаждённого Ленинграда в лесную северную область. (2)Год я прожил в детском доме, а потом приехала мама и забрала меня.

(З)Жилось нам тогда трудно. (4)Мама приехала больная, на службу ходила через силу. (5)А надо было как-то держаться и жить. (6)До каменных мозолей я копался на огороде, рубил дрова, носил с реки воду. (7)А летом почти всякий день шёл в лес — по ягоды, по грибы. (8)И шёл не весело, не для прогулки, а словно на работу, потому что знал: если воротишься пустой, так и есть будет нечего.

(9)Порою мать по неделям не бывала дома. (10)Она служила в райисполкоме, а оттуда всех служащих часто рассылали по колхозам — проводить посевные и уборочные кампании. (11)Я оставался хозяйничать в одиночку. (12)Я сам топил печь, варил еду, прибирался в нашей избе.

(13)Но обычно мать возвращалась под вечер. (14)Обойдя несколько деревень, она уставала так, что сразу не могла подняться на крыльцо, присаживалась на ступеньки и отдыхала, свесив на грудь голову в пыльном, выгоревшем платке.

(15)0днажды она вернулась особенно поздно. (16)Из простывшей печи я вынул еду, выставил на стол. (17)Сварены были пустые щи из крапивы. (18)Не сняв платка, мать опустилась на лавку и, сгорбленная, сжавшаяся, стала жадно есть прямо из чугунка. (19)Я не мог на неё глядеть. (20)В горле стало душно и горячо. (21)Я знал, отчего так голодна мать. (22)В деревнях, у людей, которым в тяжкое это время тоже не хватало еды, она не решалась взять даже куска хлеба, хоть и звалась грозным именем уполномоченной исполкома.

(23)В сенях у меня лежали картофельные лепешки, припасённые на завтра. (24)Я кинулся за ними, чтобы отдать их матери. (25)Снял с полки глиняную миску, заглянул. (26)Лепёшек было немного — штук пять. (27)Но они пахли, сильно пахли маслом и пригоревшей мукой, и от этого запаха у меня закружилась голова.

(28)Я ведь тоже был голоден. (29)И я был мальчишкой — одиннадцать лет.

(30)Наверное, я не отдал бы лепешки, если бы смог их тогда съесть. (31)Но я не смог: сердце разрывалось на части, и в горле комом стояли слёзы...

(32)А вскоре я пошёл на охоту. (33)Знакомый старик позволил мне взять его винтовку и набил несколько патронов.

(34)Охотничий шалаш был поставлен на озимом поле неподалёку от берёзового леса. (35)Солнце взошло, и лучи ударили по макушкам берёз и разбились в медные горячие брызги. (36)Потом эти брызги стали спускаться, они осыпали нижние ветви, стволы, кустарник. (37)Лёгкий дымок пробежал по траве, и сразу же она зажглась белым стрельчатым огнём — это засверкала роса.

(38)Сказочный, переменчивый свет преобразил всё вокруг. (39)Березняк словно горел и не мог сгореть в неподвижном пламени. (40)Крошечные радуги вставали и опадали в траве.

(41)Тогда-то и появились тетерева. (42)Нет. (43)Это были не тетерева... (44)Жар-птицы, такие, как снились в детстве, вдруг опустились на землю. (45) Они словно купались в этом пламени, и быстрые огоньки вспыхивали и гасли на их витых, отливавших синевой перьях.

(46)Но я не досмотрел сказку. (47)Я вспомнил, зачем я пришёл сюда. (48)И тотчас накатила грязная, тяжёлая тень. (49)Чудес не было.

(50)Передо мной — мокрое овсяное поле и на нём мясистые петухи, сшибающиеся друг с другом. (51)Их надо убить. (52)Чем больше, тем лучше.

(53)Сказка моя от меня ушла, а ведь только в сказках опускает охотник ружьё, когда слышит голос медведицы: «Пожалей моих малых детушек...»

(По Э. Шиму*)

* Эдуард Юрьевич Шим (1930-2006) — писатель, драматург.


22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) В годы войны одиннадцатилетнему мальчику пришлось вести хозяйство, как взрослому человеку.

2) Мама персонажа-рассказчика в годы войны работала в исполкоме.

3) Тетерева сначала показались персонажу-рассказчику обычными птицами.

4) Персонаж-рассказчик винил себя в том, что не смог отдать матери испечённые им лепёшки.

5) Мать рассказчика дома была ежедневно.


23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 
1) Предложение 10 объясняет содержание предложения 9.

2) В предложениях 15-18 представлено повествование.

3) Предложения 34-36 включают рассуждение.

4) Предложение 50 содержит рассуждение.

5) Предложения 38-40 содержат описание.


24. Из предложений 44 - 45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 34-40 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.


26. «Автор ведёт повествование о том, как стремился наладить нелёгкий военный быт рано повзрослевший в годы войны мальчик, и с этой целью использует синтаксическое средство — (А)________ (в предложениях 6, 7, 12). Свои чувства по отношению к несущей непосильную для неё ношу матери персонаж-рассказчик передаёт с помощью такого лексического средства, как (Б)________ (в предложении 31). Автор противопоставляет суровой военной действительности мирную картину природы. С этой целью использованы тропы: (В)________ («грязнаятяжёлая тень» в предложении 48), (Г)________ (в предложениях 35 — 37)».


Список терминов:

1) эпитет

2) фразеологизм

3) литота

4) цитирование

5) противопоставление

6) риторический вопрос

7) парцелляция

8) ряды однородных членов

9) развёрнутая метафора


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Ответы:


1 – 14

2 –  таккак потомучто

3 – 1

4 – дозвонятся

5 – исполнительское

6 – ранней

7 – промок

8 – 73598

9 – 245

10 – 24

11 – 125

12 – 45

13 – нечестным

14 – вверх чтобы

15 – 34

16 – 34

17 – 123567

18 – 2457

19 – 14

20 – 234

21 – 25

22 – 345

23 – 34

24 – вспыхивали гасли

25 – 35

26 – 8219



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!