СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант по литературе (подготовка к ЕГЭ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочный вариант по литературе в рамках подготовки к ЕГЭ. В разработке приведены ответы на тестовую часть.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант по литературе (подготовка к ЕГЭ)»

Тренировочный ариант ЕГЭ по литературе

  1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.

 

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

«Сам едет?» — Губернаторша! —

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

 

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!)... Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-⁠божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

 

— Откуда ты, голубушка? —

 

Впопад ли я ответила —

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

 

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня — кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

— Твоё! — Поцаловала я

Рожоное дитя...

 

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко —

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка —

Младенцу избрала... —

 

«А что же с мужем сталося?»

 

— Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали, —

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама — дай Бог ей счастие! —

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

 

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

 

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

 

Мы идём, идём —

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-⁠бегут

Воды вешние,

Как поёт-⁠звенит

Жавороночек!

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Укажите имя и отчество героини, от лица которой ведётся повествование.

2. 

Установите соответствие между тремя персонажами, так же, как и героиня фрагмента, принадлежащими к крестьянскому миру, и их поступками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

А)  Ермил Гирин

Б)  Дед Савелий

В)  Яким Нагой

ПОСТУПКИ

1)  вынес из пожара лубочные картинки

2)  произнёс гневную отповедь в адрес князя Утятина

3)  расправился с ненавистным управляющим Фогелем

4)  при поддержке простого люда купил сиротскую мельницу

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

3.  

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»  — это крупное по объёму многочастное стихотворное произведение, в котором сливаются воедино _____________ и ________ начала.

4.  

Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.  Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-⁠рассказчицы?

2.  К. И. Чуковский писал: «Некрасов был органически близок народу, фольклор никогда не был для него фетишем. Поэт распоряжался им совершенно свободно, творчески подчиняя его своим собственным  — некрасовским  — идейным задачам, своему собственному  — некрасовскому стилю, ради чего и подвергал его, в случае надобности, решительной и энергичной трансформации, по-⁠новому переосмысляя его....» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5.  

Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Матрёны Тимофеевны с образом няни из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём проявляется сходство этих героинь?

6.  

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

 

ПОЭТ И ГРАЖДАНИН

(фрагмент)

Гражданин

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

 

Гроза молчит, с волной бездонной  

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса,  —

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твёрдая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвёт, и мачту клонит,  —

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пёс  — и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

 

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечёт сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни  — стяжатели и воры,

Другие  — сладкие певцы,

А третьи... третьи  — мудрецы:

Их назначенье  — разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждём: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но... брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой...

 

Н. А. Некрасов, 1856

Заполните пропуски в следующем отрывке. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложениях без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

Приведённая реплика Гражданина представляет собой развёрнутое высказывание, называемое ________. Поднятая в стихотворении проблема позволяет причислить его к ________ лирике.

7.  

Приведённая реплика Гражданина представляет собой развёрнутое высказывание персонажа. Каким термином оно обозначается?

8.  

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Номера укажите в порядке возрастания.

 

1.  Неологизм.

2.  Антитеза.

3.  Эпитет.

4.  Олицетворение.

5.  Гротеск.

6.  Риторический вопрос.

7.  Литота.

9. 

Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

1.  В чём некрасовский Гражданин видит высшее предназначение поэта?

2.  Как композиция стихотворения Н. А. Некрасова помогает раскрыть идейный его замысел?

10.  

Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит мотив предназначения поэта. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением Н. А. Некрасова.

11.  

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

1.  В чём главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)

2.  Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

3.  Ольга Форш писала о Маяковском: «То он жарким словом трибуна валил с ног врага, то пробуждал своим волнением лирика чувства». Согласны ли Вы с тем, что у В. В. Маяковского есть глубоко лирические произведения?

4.  Как жить человеку в тоталитарном государстве? (На примере произведений одного из писателей: А. И. Солженицына, Е. И. Замятина, М. А. Булгакова.)

5.  Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Ответы к тестовой части

Тестовая часть

п/п

Правильныйответ

1

МатрёнаТимофеевна

2

431

3

лирическоеэпическое

6

монологомгражданской

7

монолог

8

2346




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя