ТРЕНРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ 2019
ПО ТЕМЕ: БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ
Задания 1.
Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
На схеме изображена схема классифицирующая Грибы (по учебнику 5 класса). Знак вопроса нужно заменить термином «шляпочные», поскольку именно шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.
Ответ: шляпочные.
Задания 2.
1. Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
| Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
Пояснение.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
ФИЗИОЛОГИЯ | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
И. Мечников – физиолог - автор фагоцитарной теории иммунитета (фагоцитоз, иммунитет)
Р. Кох - микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку.
Ответ: ФИЗИОЛОГИЯ, или ИММУНОЛОГИЯ
Задания 3.
1. Длина фрагмента молекулы ДНК бактерии равняется 20,4 нм. Сколько аминокислот будет в белке, кодируемом данным фрагментом ДНК?
Примечание.
Длина одного нуклеотида 0,34 нм
Пояснение.
1) Длина одного нуклеотида 0,34 нм. Определим число нуклеотидов в кодирующей цепи гена:
20,4 нм : 0,34 нм = 60.
2) Исходя из триплетности кода, определяем количество аминокислот в белке:
60 : 3 = 20.
Ответ: 20.
Примечание (дописано составителями сайта).
Длина одного нуклеотида 0,34 нм
Задания 4 .
1. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот
1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов
Пояснение.
У прокариот нет ядра, кольцевая ДНК (кольцевая хромосома) расположена прямо в цитоплазме (этот участок цитоплазмы называется нуклеоид). У эукариот есть оформленное ядро (наследственная информация [ДНК] отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой). Раз у прокариот нет ядра, то нет и митоза/мейоза. Бактерии размножаются делением надвое. У прокариот из органоидов имеются только рибосомы (мелкие, 70S), а у эукариот кроме рибосом (крупных, 80S) имеется множество других органоидов: митохондрии, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, и т. д. Клетки всех живых организмов (всех царств живой природы) содержат плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы.
Ответ: 156.
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) есть клеточная мембрана
2) есть аппарат Гольджи
3) есть несколько линейных хромосом
4) есть рибосомы
5) есть клеточная стенка
Пояснение.
На рисунке изображена клетка бактерии, для неё характерны: есть клеточная мембрана, есть рибосомы, есть клеточная стенка. Неверные утверждения: есть аппарат Гольджи — у Бактерий нет мембранных органоидов; есть несколько линейных хромосом — хромосома одна кольцевая.
Ответ: 23.
3. Установите соответствие между особенностями клеток их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТЬ | | ТИП |
А) клеточная стенка состоит из хитина Б) может содержать хлоропласты В) запасает углеводы в виде крахмала Г) не способна к самостоятельному актив- ному передвижению Д) гетеротрофный тип питания Е) синтезирует органические вещества из углекислого газа и воды | | 1) грибная 2) растительная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
1) грибная клетка: А) клеточная стенка состоит из хитина; Г) не способна к самостоятельному активному передвижению; Д) гетеротрофный тип питания
2) растительная клетка: Б) может содержать хлоропласты; В) запасает углеводы в виде крахмала; Е) синтезирует органические вещества из углекислого газа и воды
Ответ: 122112
Задания 9.
1. Грибы, как и растения:
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение
Пояснение.
Под цифрами 2 — признак животных, 4 — признак сходства Грибов и Животных, 5 — признак грибов. Под цифрами 1 и 3 — признаки сходства Растений и Грибов, 6 — все представители царств Растения, Грибы и Животные.
Ответ: 136.
Признаки, характерные для грибов, —
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) запасание гликогена в клетках
3) поглощение пищи путём фагоцитоза
4) способность к хемосинтезу
5) гетеротрофное питание
6) ограниченный рост
Пояснение.
Признаки, характерные для грибов: хитин в клеточной стенке, запасание гликогена в клетках, гетеротрофное питание. К фагоцитозу не способны, т. к. имеют клеточную стенку; хемосинтез — признак бактерий; ограниченный рост — признак животных.
Ответ: 125.
Выберите три верных ответа из шести. Какова роль водоросли, входящей в состав лишайника? Она
1) паразитирует на грибе
2) обеспечивает гриб органическими веществами
3) обеспечивает гриб водой
4) защищает гриб от паразитов
5) производит органические вещества из углекислого газа и воды
6) фотосинтезирует
Пояснение.
Роль водоросли, входящей в состав лишайника — обеспечивает гриб органическими веществами, т. к. производит органические вещества из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Лишайники — это симбиоз водорослей и грибов. Водоросли фотосинтезируют и дают грибу органические вещества, грибы дают водорослям воду и минеральные соли, и защищают водоросль от высыхания.
Ответ: 256.
Выберите три верных ответа из шести. Гриб в составе лишайника
1) создает органические вещества из неорганических
2) поглощает воду и минеральные соли
3) расщепляет минеральные вещества
4) защищает водоросль от воздействия неблагоприятных факторов
5) осуществляет связь лишайника с окружающей средой
6) использует синтезируемые водорослью органические вещества
Пояснение.
Гриб обеспечивает доставку воды и минеральных солей к водорослям (поглощая из из атмосферной влаги), а также защищает от воздействия неблагоприятных факторов среды, таких, как перегрев, высыхание, излишняя инсоляция. При этом гриб использует синтезируемые водорослью органические вещества.
Ответ: 246.
Выберите три верных ответа из шести. Лишайники размножаются
1) спорами
2) кусочками слоевища
3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба
4) простым делением пополам
5) мейозом
6) шизогонией
Пояснение.
Споры лишайникового гриба, выбрасываемые из перитециев и апотециев, прорастают в гифы, которые, переплетаясь, образуют зачаточный таллом лишайника, или прототаллом. При определенных условиях из него возникает настоящий лишайник. Однако сочетание необходимых для этого условий в природе встречается редко.
Более важны для размножения лишайников образования, в которых одновременно присутствуют гифы гриба и клетки водоросли. Это соредии и изидии. Они служат для размножения лишайника как целого организма. Попав в благоприятные условия, они дают начало непосредственно новому таллому. Соредии и изидии встречаются чаще у листоватых и кустистых лишайников.
Многие лишайники не образуют апотециев, соредий и изидий и размножаются участками таллома, которые легко отламываются от хрупких в сухую погоду лишайников ветром или животными и ими же переносятся. Особенно широко распространено размножение лишайников участками таллома в арктических областях.
Ответ: 123.
6. Известно, что бактерия туберкулёзная палочка — аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
(1) Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2) Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3) При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6) В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.
Пояснение.
Из перечисленных предложений, которые описывают туберкулёзную палочку, необходимо выбрать те, которые соответсвуют условиям: аэробный, микроскопический, болезнетворный. Аэробный: для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. Микроскопический: размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2−0,6 мкм. Болезнетворный: туберкулёзная палочка является паразитическим организмом.
Ответ: 145.
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображён на рисунке?
1) клеточная стенка состоит в основном из муреина
2) хроматин содержится в ядрышке
3) хорошо развита эндоплазматическая сеть
4) отсутствуют митохондрии
5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
6) пищеварение происходит в лизосомах
Пояснение.
На рисунке изображена прокариотическая клетка. Верные ответы: клеточная стенка состоит в основном из муреина; отсутствуют митохондрии; наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК.
Ответ: 145.
8. Выберите три верных ответа из шести и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для грибов, изображённых на рисунке?
1) выполнение роли продуцентов
в экосистеме
2) образование микоризы с корнями
деревьев
3) размножение только мицелием
4) наличие пластинок в шляпке
5) наличие плодового тела
6) симбиоз с зелёными водорослями в лишайнике
Пояснение.
На рисунке изображен шляпочный гриб. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. На нижней стороне шляпки есть пластинки, к которых развиваются споры, служащие для размножения. Шляпочные грибы часто имеют симбиотические отношения с деревьями, образуя микоризу.
Роль продуцентов в экосистеме выполняют растения и некоторые бактерии (цианобактерии и хемосинтетики).
В состав лишайника входят грибы, представленные только разветвленными гифами.
Ответ: 245.
Задания 10.
1. Установите соответствие между группами грибов по строению плодового тела и их примерами.
ПРИМЕРЫ ГРИБОВ | | ГРУППЫ ГРИБОВ |
А) белый гриб Б) волнушка В) подосиновик Г) подберёзовик Д) шампиньон Е) сыроежка | | 1) Трубчатые грибы 2) Пластинчатые грибы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
У пластинчатых грибов нижнее основание шляпки имеет пластинки, а трубчатые имеют трубочки, образуют губчатую структуру.
Ответ: 121122.
2. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.
ГРУППЫ | | ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ |
1) грибы 2) лишайники | | А) выделяют в особое царство Б) тело представляет собой слоевище В) имеют плодовое тело Г) по способу питания — авто-гетеротрофы Д) вступают в симбиоз с корнями растений Е) представляют симбиоз грибов и водорослей |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Лишайники — это симбиоз гриба и водоросли, поэтому они авто-гетеротрофы, тело представлено слоевищем.
Ответ: 121212.
.
3. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ОРГАНИЗМЫ |
А) образует гумус в первичных сукцессиях за счёт разложения слоевища Б) в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества В) таллом образован микобионтами и фито- бионтами Г) сапротрофный тип питания Д) способен продуцировать бактериостати- ческое вещество Е) представляет комплексный симбиотиче- ский организм | | 1) 2) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение.
На первом рисунке лишайник в разрезе (видны нити грибницы и клетки одноклеточной водоросли), на втором - плесневый гриб Пеницилл.
Лишайник: А) образует гумус в первичных сукцессиях за счёт разложения слоевища; В) таллом образован микобионтами и фитобионтами; Е) представляет комплексный симбиотический организм
Плесневый гриб: Б) в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества; Г) сапротрофный тип питания; Д) способен продуцировать бактериостатическое вещество (антибиотик пенициллин);
Ответ: 121221.
4. Установите соответствие между царством живых организмов и признаками его представителей.
ПРИЗНАКИ | | ЦАРСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе В) клетки делятся путем митоза и мейоза Г) имеют пластиды Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы Е) лишены митохондрий | | 1) бактерии 2) растения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Бактерии способны к фотосинтезу, клеточные стенки состоят из муреина, почти не имеют органоидов клетки. Остальные признаки характерны для растений.
Ответ: 122211.
5. Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принадлежит.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ЦАРСТВО |
A) в клеточных стенках содержится муреин Б) по способу питания только гетеротрофы B) размножаются спорами Г) эукариотические организмы Д) клетки могут содержать жгутики Е) размножаются простым делением клетки пополам | | 1) Бактерии 2) Грибы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Бактерии — клеточная стенка состоит из муреина, прокариотические организмы, могут иметь жгутики, один из способов размножения — деление клеток, способы питания и автотрофы и гетеротрофы. Спорообразование — для переноса неблагоприятных условий (а не размножение).
Грибы — клеточная стенка состоит из хитина, эукариоты, размножаются — спорами, по способу питания — только гетеротрофы.
Ответ: 122211.
6. Установите соответствие между свойством организма и организмом.
СВОЙСТВО ОРГАНИЗМА | | ОРГАНИЗМ |
А) эукариотический организм Б) прокариотический организм В) имеет плотную клеточную стенку Г) есть кольцевая хромосома Д) содержит множество органоидов | | 1) дифтерийная палочка 2) инфузория туфелька |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Дифтерийная палочка (бактерия): прокариотический организм, имеет плотную клеточную стенку, есть кольцевая хромосома. Инфузория туфелька (животное тип Простейшие): эукариотический организм, содержит множество органоидов.
Ответ: 21112.
7. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ |
А) В состав клеточной стенки входит хитин. Б) Тип питания автотрофный. В) Образуют органические вещества из неорганических. Г) Запасным питательным веществом является крахмал. Д) В природных системах являются редуцентами. Е) Тело состоит из мицелия. | | 1) Грибы 2) Растения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Грибы: в состав клеточной стенки входит хитин, в природных системах являются редуцентами, тело состоит из мицелия. Растения: тип питания автотрофный, образуют органические вещества из неорганических, запасным питательным веществом является крахмал.
Ответ: 122211.
8. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны.
ПРИЗНАКИ | | ЦАРСТВА |
А) содержат в клетке оформленное ядро Б) в клетках отсутствует эндоплазматическая сеть В) споры выполняют функцию размножения Г) всегда имеют микроскопические размеры Д) споры обеспечивают приспособление к неблагоприятным условиям жизни Е) не имеют оформленного ядра | | 1) Бактерии 2) Грибы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Признаки бактерий: в клетках отсутствует эндоплазматическая сеть (у бактерий нет мембранных органоидов), всегда имеют микроскопические размеры, споры обеспечивают приспособление к неблагоприятным условиям жизни, не имеют оформленного ядра. Признаки грибов: содержат в клетке оформленное ядро (у бактерий нет ядра — они прокариоты), споры выполняют функцию размножения (у бактерий споры — перенос неблагоприятных условий).
Ответ: 212111.
Задания 17.
Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
Пояснение.
Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения: бактерии гниения, грибы, бактерии-сапрофиты.
Клубеньковые бактерии по типу питания являются хемотрофами. Это разновидность автотрофного питания, в ходе которого вместо солнечной энергии используется энергия химических связей различных веществ. Азотфиксирующие бактерии относятся к таким организмам. Они окисляют некоторые неорганические соединения, при этом обеспечивая себя необходимым количеством энергии. Это взаимовыгодный симбиоз бактерий и растений. Бактерии усваивают атмосферный азот и обеспечивают им растения в доступной форме, а растения взамен снабжают их питательными веществами. Клубеньковые бактерии имеются у 10% растений, входящих в семейство бобовых.
Ответ: 125.
Задания 22 .
1. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?
Пояснение.
1) Грибы необходимо срезать, не повреждая грибницу.
2) На разрушенной грибнице не образуются плодовые тела.
Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
Пояснение.
1) Деревья вступают в симбиоз с грибами.
или, Микориза — грибокорень — взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения.
2) Мицелии грибов, оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев.
Микориза помогает растениям переносить стрессы, засуху, недостаток питания.
Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные возле шоссе?
Пояснение.
1) В грибах накапливаются ядовитые вещества — соли тяжелых металлов (свинца, кадмия и др.), которые выделяются выхлопными газами автомобилей.
2) Они могут вызвать тяжелые отравления и даже смерть.
Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?
Пояснение.
1) Они не имеют обособленного от цитоплазмы ядра, митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС.
2) Для них не характерен митоз и мейоз, оплодотворение.
3) Наследственная информация в виде кольцевой молекулы ДНК.
5. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Пояснение.
Элементы ответа:
1) бактерии-гетеротрофы — редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) — продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.
6. В чём особенность питания сапротрофных бактерий? Почему при их отсутствии жизнь на Земле была бы невозможна?
Пояснение.
1. Сапротрофные бактерии питаются отмершими органическими веществами.
2. Переводят органические вещества в минеральные
3. Замыкают круговорот веществ в природе. Являются редуцентами в цепях питания.
7. Какой биохимический процесс происходит при квашении капусты? Почему квашеная капуста долго сохраняется без гниения?
Пояснение.
1) Происходит молочно-кислое брожение
2) Образуется молочная кислота, которая сохраняет капусту от сапротрофных организмов (от организмов вызывающих гниение), так как она неблагоприятно воздействует на их жизнедеятельность. А после того, как молочная кислота разрушится, гнилостные бактерии (и плесневые грибы) и другие сапротрофы начнут активно разлагать капусту.
Дополнение.
Квашение — это способ консервирования, основанный на сбраживании сахаров в растительном сырье молочнокислыми бактериями. Консервантом в данном случае является накапливающаяся молочная кислота. Но при квашении участие принимают не только молочнокислые бактерии, но и дрожжи, маслянокислые и уксуснокислые бактерии.
8. С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?
Пояснение.
Элементы ответа:
1) дрожжи, питаясь сахаром, превращают его в спирт и углекислый газ, этот процесс называют брожением;
2) этот процесс используют в хлебопечении, так как выделяемый углекислый газ способствует поднятию теста.
З адания 23.
1. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Пояснение.
1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка.
2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.
2 . Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?
Пояснение.
Элементы ответа:
1) плесневый гриб мукор; царство Грибы;
2) 1 — спорангий со спорами; 2 — мицелий (гифы);
3) грибы минерализуют органические остатки, выполняют роль редуцентов в экосистеме
3 . Организмы каких царств состоят из клеток, изображенных на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства.
Пояснение.
Элементы ответ:
1. А — клетка организма царства Бактерии (Дробянки); Б — клетка организмов царства Растения;
2. бактериальная (прокариотическая) клетка, так как имеется нуклеоид (замкнутая ДНК) и нет оформленного ядра, отсутствуют мембранные органоиды;
3. растительная (эукариотическая) клетка, так как содержит ядро, хлоропласты, крупные вакуоли, клеточную стенку
Примечание.
Клеточную стенку содержит и растительная и прокариотическая клетка.
Задания 24.
1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.
2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.
3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.
2) 3 — среди грибов автотрофы не встречаются.
3) 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
Пояснение.
Ошибки в предложениях 3, 5, 7.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой. У цианобактерий нет ядерной оболочки.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах. У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе хлоропластов.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях (ошибка). У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе митохондрий.
3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Бактерии – эукариотические организмы, выполняющие функцию редуцентов в экосистемах. 2. В благоприятных условиях они образуют споры. 3. Клеточная стенка бактерий состоит из целлюлозы. 4. Перемещаются бактерии с помощью жгутиков. 5. Большинство бактерий редуценты или болезнетворны. 6. Некоторые из бактерий способны создавать органические вещества из неорганических.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – Бактерии прокариотические организмы.
2) 2 – Бактерии образуют споры в неблагоприятных условиях.
3) 3 – Клеточная стенка бактерий состоит из муреина.
4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
(1) Бактерии — это прокариоты, наследственное вещество их клеток не отделено от цитоплазмы. (2) ДНК бактерий представлена одной молекулой, которая имеет линейную форму. (3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой. (4) На рибосомах её гранулярной эндоплазматической сети происходит биосинтез белка. (5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.(6) Бактерии бывают анаэробные и аэробные.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.
1) 2 — у бактерий имеется одна кольцевая молекула ДНК.
2) 4 — рибосомы бактерий расположены в цитоплазме.
3) 5 — споры бактериям необходимы для перенесения неблагоприятных условий. Размножаются бактерии делением надвое.
91. Задание 25.
Как человек борется с грибом-паразитом головней, приносящим большой ущерб урожаю зерновых?
Пояснение.
1) Обработка семян перед посевом ядохимикатами.
2) Применение севооборота.
3) Посев устойчивых к головнёвым грибам сортов растений.
Задания 25 .
Какой вред приносят растениям грибы-паразиты: головня, фитофтора, трутовик?
Пояснение.
1) Головневые грибы поражают вегетативные и цветочные почки растений, листья, стебли, плоды и семена. Заболевания, вызываемые этими грибами, носят название «головня». В пораженных этими грибами-паразитами органах растений образуется темная «пыль» — скопление спор. Они очень жизнеспособны, разносятся ветром на большие расстояния, заражая новые растения;
2) гриб фитофтора поражает листья и клубни картофеля;
3) трутовик повреждает деревья и вызывает их гибель.
Как предохранить продукты питания от гниения?
Пояснение.
1) Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии.
2) Их активность и размножение угнетают: низкая температура, отсутствие влаги или присутствие некоторых веществ — консервантов, например уксусной кислоты, большого количества поваренной соли и др.
3) Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.
3. В чем заключается сходство и различие автотрофного питания у фото — и хемосинтезирующих бактерий?
Пояснение.
1) Сходство: в результате фототрофного и хемотрофного питания образуется углевод — глюкоза.
2) Оба процесса идут с затратой энергии.
3) Различие:фототрофные бактерии для синтеза глюкозы используют энергию света, а хемотрофные — энергию окисления неорганических веществ.
4. В каких отраслях народного хозяйства используются бактерии?
Пояснение.
1) В пищевой промышленности: для получения напитков, молочно-кислых продуктов, при квашении, солении, виноделии, сыроделии;
2) в фармацевтике: для создания лекарств, вакцин;
3) в сельском хозяйстве: для приготовления силоса, сенажа (кормов для животных),
4) в коммунальном хозяйстве, в природоохранных мероприятиях: для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен;
5) в генной инженерии, микробиологии: с помощью них получают витамины, гормоны, лекарства, кормовые белки и т. д.
5. С какой целью при прогрессивной посадке деревьев на бедных почвах, грунт заражают специальными видами грибов?
Пояснение.
1) Эти грибы своими грибницами оплетают корни деревьев — возникает микориза, благодаря которой дерево получает воду и соли с огромной поверхности почвы.
2) Дереву не надо тратить много времени, вещества и энергии для создания мощной корневой системы.
3) При пересадке этого дерева на новое место, оно легче приживается.
6. Какие организмы в экосистеме способствуют разложению органических отходов?
Пояснение.
1) Под органическими отходами следует понимать мертвое органическое вещество.
2) Минерализуют (разлагают) мертвое органическое вещество деструкторы (редуценты).
3) Редуцентами являются бактерии, низшие грибы, некоторые черви.
На чём основано утверждение, что прокариоты наиболее древние примитивные организмы?
Пояснение.
1) Прокариоты лишены ядра.
2) Не имеют мембранных органоидов: митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС.
3) Не способны к митозу.
7. Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.
Пояснение.
1) Симбиоз (мутуализм).
2) Гриб — защита от высыхания; всасывание воды и минеральных веществ для водоросли
3) Водоросль — фотосинтезирует, образует органические вещества для питания гриба
Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх особенностей.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) высокая скорость размножения;
2) способность синтезировать биологически активные вещества;
3) способность к мутациям и возможность получения новых высокопродуктивных штаммов;
4) относительно простые способы выращивания бактерий.