Конспект урока в 5 классе «Треугольник и его виды»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели и задачи:
Предметные: закрепить навыки классификации треугольников по видам их углов и по количеству равных сторон, развить навыки решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.
Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Планируемые результаты: учащийся закрепит навыки классификации треугольников по видам их углов и по количеству равных сторон, решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.
Основные понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: раздаточный материал.
План проведения урока:
1 .Что вы знаете о треугольнике (стороны, углы, вершины)
2.Тема «ВИДЫ треугольников»
На доске стоят карточки с числами (6, 9, 10,) и (90º, 50º, 60º, 140º, 45º), на обратной стороне написаны 4 буквы В, И, Д, Ы. После выполнения задания прикрепляем правильный ответ на доску в тему урока.
1) Сколько треугольников на рисунке
2) Из вершины развёрнутого угла провели биссектрису. Назовите величину
получившихся углов.
3) Вычислите величину АВD.
4) Вычислите величину КОN.
3.Верно ли, что:
Остроугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы острые
Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы прямые
Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы тупые
Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть тупой угол
Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть прямой угол
Треугольник, у которого есть острый угол – это остроугольный треугольник
4. Практическая работа
красный – разносторонний остроугольный,
оранжевый – разносторонний прямоугольный,
желтый – равносторонний остроугольный,
зелёный – равнобедренный тупоугольный,
голубой – равнобедренный прямоугольный,
синий – разносторонний тупоугольный,
фиолетовый – равнобедренный остроугольный
Проведите классификацию треугольников по сторонам и по углам. Вам предстоит измерить стороны и углы треугольников.
1 ряд (разносторонние) – у красного и синего,
2 ряд (равнобедренные) измеряет стороны у зелёного и фиолетового треугольников,
3 ряд (равносторонние) – у желтого и розового.
Результаты записывайте на сторонах треугольников.
5. Физкультминутка
«Правда – ложь»
«правда» – хлопаете в ладоши, «ложь» – вы топаете ногами.
1. Прибор для измерения углов называют – транспортир (да).
2. Единица измерения угла – километр (нет).
3. Градусная мера прямого угла равна 1800 (нет).
4. Градусная мера прямого угла равна 900 (да).
5. 2+2=5 (нет).
6. У треугольника три угла (да).
7. У треугольника шесть сторон (нет).
8. У треугольника три стороны (да).
9. Наша планета квадратная (нет).
10. На улице сейчас ночь (нет).
11. Математика – царица наук (да).
Заполните таблицу по №338, заполняем только буквы а, б, в,… (работа в парах)
| остроугольный | прямоугольный | тупоугольный |
равносторонний | | | |
равнобедренный | | | |
разносторонний | | | |
Конспект урока «Треугольник и его виды» 5 класс
с применением технологии развивающего обучения
Учитель | Журбина В.Н. |
Класс | 5 |
Предмет | Математика |
УМК | Математика 5, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир |
Тема урока | Треугольник и его виды |
Тип урока | Урок закрепления знаний |
Цель урока | Закрепить навыки классификации треугольников по видам их углов и по количеству равных сторон, развить навыки решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников |
Задачи урока | Развивающие: способствовать творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию, привитие интереса к изучению материала |
Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. |
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
Планируемые результаты | Учащиеся закрепят навыки классификации треугольников по видам их углов и по количеству равных сторон, выработают навыки решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников. |
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический. |
Формы обучения | Коллективная, индивидуальная, парная. |
Ресурсы | Опорная схема, рабочая тетрадь, поиск информации в учебнике, ПК учителя, раздаточный материал |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Повторение имеющихся знаний. Мотивация учебной деятельности | Учитель: что вы знаете о треугольнике? Запишите в тетрадь ответ (пишут: стороны, углы, вершины, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) Учитель: I. На доске прикреплены карточки с числами (6, 9, 10,) и (90º, 50º, 60º, 140º, 45º), на обратной стороне написаны 4 буквы В, И, Д, Ы. После выполнения задания прикрепляем правильный ответ на доску в тему урока. II. 1) Сколько треугольников на рисунке 2) Из вершины развёрнутого угла провели биссектрису. Назовите величину получившихся углов. 3) Вычислите величину АВD. 4) Вычислите величину КОN. III. Верно ли, что: Остроугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы острые Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы прямые Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого все углы тупые Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть тупой угол Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть прямой угол Треугольник, у которого есть острый угол – это остроугольный треугольник | Проверяют ответы, исправляют ошибки, анализируют, определяют причины, осуществляют самооценку. Включение в учебную деятельность Учащиеся поднимают правую руку, если высказывание верное, и левую руку, если высказывание неверное. | Регулятивные: контроль, оценка |
Актуализация знаний обучающихся | Практическая работа красный – разносторонний остроугольный, оранжевый – разносторонний прямоугольный, желтый – равносторонний остроугольный, зелёный – равнобедренный тупоугольный, голубой – равнобедренный прямоугольный, синий – разносторонний тупоугольный, фиолетовый – равнобедренный остроугольный Проведите классификацию треугольников по сторонам и по углам. Вам предстоит измерить стороны и углы треугольников. Результаты записывайте на сторонах и углах треугольников. | Имеют представление о треугольниках. Проводят классификацию: 1 ряд (разносторонние) – у красного и синего, 2 ряд (равнобедренные) измеряет стороны у зелёного и фиолетового треугольников, 3 ряд (равносторонние) – у желтого и розового. | Познавательные; Подведение под понятие, формирование познавательной цели. |
Постановка учебной задачи | Какое задание вызывает у вас наибольшие затруднения? Давайте попробуем выяснить, где именно возникло затруднение и почему? Учитель: что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение? Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня? Учитель: запишем тему урока на доске и в тетрадях. | Ученики: при измерении углов и правильной классификации треугольников Ученики: правильно определить направление отсчета углов на транспортире Ученики: Повторить понятие треугольника и его виды | Коммуникативные: Планирование-определение цели, способы ее достижения. Регулятивные: Осуществление деятельности, на выполнение задания. |
Физкультминутка | «Правда – ложь» 1. Прибор для измерения углов называют – транспортир 2. Единица измерения угла – километр 3. Градусная мера прямого угла равна 1800 4. Градусная мера прямого угла равна 900. 5. 2+2=5 6. У треугольника три угла 7. У треугольника шесть сторон 8. У треугольника три стороны 9. Наша планета квадратная 10. На улице сейчас ночь 11. Математика – царица наук | Учащиеся: «правда» – хлопают в ладоши, «ложь» – топают ногами. | |
Закрепление учащимися имеющихся знаний | Учитель: I. Заполните таблицу по №338, заполняем только буквы а, б, в… (работа в парах) | остроугол | прямоугол | тупоугол | равносторон | | | | равнобедр | | | | разносторон | | | | II. Заполните пустые клетки пирамиды по образцу Почему мы выполняли такое задание? III. Расшифруйте слово. Вычисления выполните устно: 1) 73+98+27+52 А.152; В.250; Д.252 2) 54+167+133+46 У.400; В.350; Е.410 3) 36*4*25 Т.360; Р.1440; Л.3600 4) 95*8+30*8 О.500; К.1000; Е.920 5) 2*78*50 А.7800; В.780; Б.78000 6) 678*24+76*678 У.6780; Н.67800; О.678000 Почемe мы выполняли такое задание? | Учащиеся решают и выполняют проверку по образцу. Ученики: пирамида напоминает треугольник Ученики получают слово ВУЛКАН Ученики: вулкан напоминает треугольник | Выбор способа решений. Познавательные Поиск и выделение информации, необходимой для решения поставленной задачи, синтез как составление целого, построение логической цепи рассуждений. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Контроль усвоения обсуждение допущенных ошибок и их корректировка. | Теперь попробуем выполнить классификацию треугольников самостоятельно. После выполнения задания вы проверите себя по листу самопроверки. | Учащиеся составляют схему из имеющегося раздаточного материала. Далее выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки | |
Информация о домашнем задании. Рефлексия. Подведение итогов | Прочитать материал параграфа стр. 56; выполнить задания №336, №337 Оценка учителя | Самооценка учащихся. Возможные трудности: плохо помню, не помню совсем как классифицировать треугольники | |