И.К.Колмогорова
аспирант Подольского
Социально спортивного
института
Тревожность вокалиста, как неотъемлемая часть взаимодействия со слушателем.
Дейл Карнеги писал, что в каждом выступлении есть нечто, помимо слов, — и это нечто имеет значение. Это отпечаток индивидуальности. «Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите» [1]. В данном контексте можно немного перефразировать мысль выдающегося психолога и выразится таким образом: Дело не столько в том, что вы поете, сколько в том, как вы это делаете. Но прежде чем достигнуть совершенства исполнения (прежде всего это касается молодых вокалистов), необходимо справиться с возникающими проблемами психологического характера.
Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. Невозможно выйти на сцену, переживая бытовые неурядицы и волнения. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Но чаще, конечно, зажатость исполнителя возникает, к сожалению, не из-за банальных бытовых проблем. Источником зажима могут являться более глубокие переживания, спрятанные в далёкие тайники души.
Тревожность, сценический страх – ощущения не из приятных, особенно для вокалиста.
Попробуем разобраться, нужно ли полностью избавляться от столь неприятных эмоций и за счет чего они возникают.
Совершенно очевидно, что без оценки со стороны не состоится и творчество, а оценивание, достаточно часто, воспринимается напряженно. Включаются защитные механизмы, в мозг поступает сигнал об опасности, мышцы приходят в тонус, учащается сердцебиение, дыхание становится сбивчивым, поверхностным, а как известно, все эти симптомы губительны для вокалиста.
Представим : выход на сцену, полный аншлаг, в зале собрались люди разных социальных слоев, профессий и т.д. Кто в большей степени мог бы встревожить вокалиста в момент выхода на сцену?
Согласно И.П.Павлову психика человека «художественного» типа выражается в более высокой точности и адекватности отображения различных сторон действительности творчества по сравнению с типом «мыслителя». Отмечается более тонкая дифференцированность восприятия оттенков звука, лучшего его запоминания, более точными и адекватными взаимосвязями и ассоциациями между различными элементами и сложными образами [4].
Следовательно, вокалиста более пристрастно оценивают и в большей степени вселяют тревожность личности с идентичной ему тонко чувствующей организацией. А если это так, то исполнителю, проведя небольшой анализ, не составит большого труда понять, чего именно ждут от него «дотошные»
слушатели.
Вокальное искусство принадлежит к числу комплексных видов, поскольку эмоционально-эстетическое воздействие осуществляется как вербальными средствами – словом – так и невербальными, т.е. особым характером акустического строения вокальной речи: среди которых особое использование фонетических средств эмоционально-эстетического воздействия [2]. И если вокалист выходит на сцену с заведомо включенными защитными механизмами, то это мгновенно считывается слушателем.
Язык эмоций независим от смысла слова. Одним из доказательств этого является способность человека — актера, певца, музыканта — выразить эмоции при произнесении (или пении) не только фразы со словами, но вокализации ее без слов, при пении одной гласной на одной ноте и даже при помощи звука скрипки [3].
Голос указывает не только на характер человека, но также служит выражением его духа [6].
Интегральные спектры голоса Ф. Шаляпина при исполнении им отрывков из вокальных произведений, насыщенны различным эмоциональным содержанием, показывают сильны различия в уровне и частотном положении высоких обертонов голоса при выражении радости, горя, гнева, страха. Эти различия и обуславливают характерные изменения тембра голос артиста при выражении эмоций.
Осциллограммы голоса, т.е. графическое изображение динамики звука во времени, показывают, что каждая эмоциональная интонация ─ радость, горе, безразличие, гнев, страх ─ выражается своими особыми, характерными для нее акустическими средствами [3].
Это пример того, что эмоции направлены в нужное русло, выброс адреналина исполнителя направлен на эстетическое восприятие слушателем исполняемого произведения. Но мы говорим об обратном эффекте, когда вокалист направляет свои эмоции в защитные механизмы, тем самым ,ставя неприодалимую преграду между собой и слушателем.
Характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например, усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или общей нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Таким образом, эмоциональное состояние и другие психологические свойства закономерно отражаются в акустических особенностях его голоса, а это, в свою очередь, является объективной основой для адекватного субъективного восприятия вокалиста слушателем [3].
К.С.Станиславский писал на эту тему: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают хрипеть, сипеть. Когда зажим утверждается в ногах, актёр ходит точно паралитик, когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаум. Зажим может появиться и в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку»[5].
Проанализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что лучших результатов в воспитании навыков произвольного расслабления мышц можно достичь, используя методы саморегуляции, или аутогенной тренировки, или приёмы самовнушения.
Вот еще несколько рекомендаций:
Если вы напряжены перед выступлением, постарайтесь, выходя к сцене, сконцентрироваться на ощущении движения мышц ваших ног. Даже недолгая концентрация такого рода помогает порой полностью избавиться от скованности, пока вы дойдете до сцены.
Выберите глазами нескольких человек из зала, пусть это будут ваши знакомые или люди, которые вам показались симпатичными и пойте для них. Пусть это выступление будет посвящено им.
Найдите человека, который смотрит на вас и улыбнитесь ему, либо просто кивните, в общем - установите контакт. Как только вы это сделаете, вы почувствуете некоторый подъём - ведь вы уже не одни на этой сцене, с вами они - те, с кем вы в контакте.
Пойте глядя в глаза отдельным людям, пробегитесь взглядом чуть выше голов зрителей, кивните в зал, пусть каждый думает, что это было сделано для него.
И пусть волнение, которое Вы испытываете перед выходом как проявление энергии, которая переполняет Вас, будет направлено в нужное русло.
Литература:
1.Карнеги Дейл. - Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Л., 1991
2.Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – М. – Л.,Наука,1977.
3.Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и науке//Язык эмоций, мозг и компьютер. – М.,Знание, серия: Вычислительная техника и ее применение, 1989.
4.Павлов И.П. – О художественном и мыслительном типе людей.// стенограмма «Среды» ., 1935.
.5.Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. – М.,Наука, 1962.
6.Хазрат Инайат Хан. - Мистицизм звука. М., 1998