СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Три кита" профориентации (разработка занятия)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по профориентации, ориентирующего в понятиях "ХОЧУ-МОГУ-НАДО".

Просмотр содержимого документа
«"Три кита" профориентации (разработка занятия)»

Педагог-психолог высшей кв.категории

МБОУ «Лицей №9 им.А.С. Пушкина ЗМР РТ»

Оксана Владимировна Хмельницкая


«Три кита» профориентации

(занятие с обучающимися 9 класса)


1. Начало обсуждения.

- «Три кита» профориентации. Как вы понимаете это название?

На слайде картинка: земля покоится на трех китах. Иначе говоря, это основа, факторы, на которых базируется правильный выбор профессии. Учитывая их, человек с меньшей вероятностью допустит ошибки в самоопределении.

- Как вы думаете, что это за «киты»? (Хочу-Могу-Надо)

2. Основная информация:

А) - ХОЧУ. Из чего, по вашему мнению, состоит это «хотение»? (обсуждаются ответы обучающихся, на слайде появляются слова «интересы», «мотивы»).

Вывод: Под понятие «хочу» попадают, с одной стороны, интересы человека к каким-то видам работы (написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.), а с другой – профессиональные мотивы (т. е. то, что заставляет человека работать). К ним относятся потребность в самовыражении, желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, материальное благосостояние, поиск новых ощущений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, желание служить не только конкретным людям, но человечеству в целом и т. д.

Б) Практическая часть:

- Для того, чтобы разобраться в своих интересах, мы на предыдущем занятии выполнили тест «Карта интересов». Давайте проанализируем результаты.

В) Дискуссия:

- Что делать, если интересов мало, или наоборот, очень много?

- Можно ли совместить несколько интересов в одной профессии?

- В каких профессиях могут проявиться те или иные интересы?

Г) - Как вы понимаете компонент МОГУ? (после обсуждения на слайде появляются определения «знания, умения, навыки», «способности», «здоровье», «личностные качества», «эмоционально-волевые качества»).

Вывод: «Могу» – любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам; специальными – литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные; коммуникативными и организаторскими способностями необходимо обладать тому, кто стремится стать руководителем или открыть свое дело. Здоровье – важный критерий для ряда профессий (военные специальности, летчики, спасатели, и др.). Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, негигиеничных, полевых условиях чрезвычайно важно для сантехников, антропологов, геологов, археологов.

Д) - Самое непонятное основание – НАДО. Что это значит?

Вывод: «Надо» – это востребованность конкретной профессии на рынке труда. Что будет через 5-7 лет, когда вы получите образование и придете работать, прямо сегодня не скажет достоверно никто. Однако, общие тенденции на рынке труда можно проследить.

- Как вы думаете, какие они?

В начале 90-х гг. XX в. в связи с перестройкой экономики и сменой административно-планового хозяйства свободными рыночными отношениями в нашей стране возникла острая необходимость в квалифицированных экономистах и менеджерах (управленцах). Начался бум – один за другим открывались новые экономические вузы и факультеты. В итоге к 2002-2003 гг. наметилось «перепроизводство» этих специалистов, и спрос на них несколько упал. Другой пример изменения ситуации на рынке труда – бурное развитие с середины 90-х гг. информационных технологий, в связи с чем увеличился спрос на программистов, инженеров-электронщиков, математиков и др.

В настоящее время он есть и будет сохраняться. Кроме того, требуются «производственные» профессии, специалисты аграрного комплекса, учителя и врачи.

3. Общий вывод по теме:

Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых – не вызывает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается.

К счастью, интересы и способности человека нередко гармонично сочетаются – ему нравится заниматься тем, что у него получается. К тому же психологи заметили: чем больше опыт подростка и чем больше разных видов работ он пробовал выполнять, тем больше у него возможностей для совершения осознанного выбора и тем больше профессиональных путей открыто для него. Поэтому чрезвычайно полезно пробовать себя в самых разных сферах: в рисовании, пении, математике, плетении кружев, стрельбе из лука, выращивании растений...

Однако далеко не всегда удаётся найти дело, которое нравится, получается и востребовано. Может случится так, что человеку нравится делать одно (например, лепить из глины), но хорошо получается у него совершенно другое (решать алгебраические задачи). Что же следует учитывать в первую очередь?

Так как ни один из трёх параметров не является ведущим и определяющим, всё зависит от того, что наиболее значимо и важно для самого человека. Главное, чтобы в процессе выбора профессионального пути были учтены все «хочу», «могу», «надо» и осознанно выделены приоритеты.