Вопросы по наиболее значительным произведениям Пушкина.
Важнейшие понятие в разговоре о Пушкине: достоинство, честь, уважение к личности; «береги честь смолоду».
Благоволение – доброжелательное отношение к миру.
Ценности поэта: личность, любовь, дружба, свобода, история, уважение к прошлому, нравственный идеал.
«Евгений Онегин»
Почему счастлив или несчастлив человек? Жизнь человека как результат воспитания, происхождения и окружения; роль образования. Многообразие русского мира. Тема «героя времени», современного человека, сознание которого исторически и социально обусловлено. В образе Евгения Онегина с наибольшей силой проявляются отличительные черты молодого человека начала XIX века. Герой - не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей и не образец добродетели, а обыкновенный человек, один из тех, кого читатель не раз встречал на своем пути. Его убеждения, интересы и вкусы. Разочарование в жизни, в окружающих людях, в самом себе. «Онегин лишен поэтического дара». «Душевная пустота». Деревенское уединение Онегина. Индивидуализм героя. Владимир Ленский. Тема романтизма и его судьбы в России. Восторженность и экзальтация романтизма Ленского. Ольга и Татьяна. Встреча Онегина с Татьяной. Неповторимая индивидуальность, и тип русской девушки из провинциальной дворянской семьи. «Русская душою». «Татьяна верила преданьям// Простонародной старины,//И снам, и карточным гаданьям,//И предсказаниям луны». Письмо Татьяны. Няня Филипьевна. Тесная связь человека с общей и большой жизнью народа. Сон Татьяны. Убийство Ленского. Кабинет Онегина в 7 главе. Москва в романе. Ф.М. Достоевский о ней: «тип твердый, стоящий твердо на своей почве». Согласны ли вы с таким заключением Достоевского: «Вечный скиталец увидал вдруг женщину, которою прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела. Ведь этой девочке… теперь поклоняется свет, этот страшный авторитет для Онегина». Литературовед В.С. Непомнящий, «ее письмо – это письмо любви, его письмо – письмо страсти… В страсти главное – «я». В любви главное – «ты». «Но я другому отдана». Любовь, слитая с совестью. Автор не выносит окончательного «приговора» Онегину. «Неоконченность» романа. «Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца", — Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца" (В. Г. Белинский).
Форма свободного повествования. «Онегинская» строфа.
Историзм Пушкина.
Автор - непосредственное действующее лицо повествования. Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Поэтическая биография Пушкина. Поэт помещает себя в центр вымышленного романного мира, в систему отношений с персонажами, созданными его воображением, переживая вместе с ними любовь и разлуку, радость и печаль, вдохновение и хандру.
Поэт жизни действительной: «Иные нужны мне картины://Люблю песчаный косогор,//Перед избушкой две рябины,//Калитку, сломанный забор…». Черновик «Евгения Онегина».
Человек и окружающий его мир, смена времен года, поколений и смена человеческих состояний.
«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (В. Г. Белинский).
Болдинская осень 1833 г. и «Медный всадник»
Проблематика поэмы: человек и история; человек и государство. Прошлое как источник сегодняшнего дня.
Вопросы по поэме «Медный всадник».
Какие события произошли в жизни поэта с 1830 г по 1833 г.
Какие произведения были созданы в Болдине в 1833 г.
Что можно сказать о семейной жизни поэта.
На произведение какого польского поэта реагировал Пушкин в поэме «Медный всадник»?
В каком оригинальном (необычном) жанре создана поэма Пушкина?
С чего начинается поэма? Кто скрыт под местоимением ОН? Почему вы так решили?
О чем мечтает ОН, удастся ли ему осуществить мечты?
Как автор относится к Санкт-Петербургу? Почему вы так решили?
О чем думал и мечтал Евгений? Удалось ли ему осуществить свои мечты?
Что вам запомнилось в описании наводнения?
Где мы находим Евгения во время наводнения? Чем описание Евгения «на звере мраморном» похоже на описание фигуры конного монумента?
Чей памятник видит он впереди себя?
Куда стремился Евгений после наводнения и что он там увидел?
Как Евгений провел 1824 -1825 г.?
Где мы находим его на исходе осени 1825 г.?
Что произошло на этой площади 14 декабря 1825г?
На какой вопрос, обращенный к памятнику правителю, не может ответить сам автор?
Что произнес Евгений, обращаясь к монументу? В чем он увидел вину правителя? Где правитель заложил город?
Что произошло после слов Евгения?
Почему Пушкин употребил выражение «показалось ему, что грозного царя…»?
Где мы находим Евгения в эпилоге поэмы? Чей домик он нашел?
Сочувствует ли автор герою?
Как вы понимаете: о чем поэма Пушкина?
«Капитанская дочка»
«История домашним образом» - это ценил Пушкин в Вальтере Скотте больше всего. История, увиденная глазами ее непосредственного участника. Исторические лица, увиденные не на троне в момент могущества, а в обыденной обстановке.
Эпиграф к повести. Откуда он взят? Рассказывается ли в повести о дворянах? Имеет ли к ним эпиграф отношение?
Кто и как воспитывал Петрушу? Какие наставления дал ему отец перед отправкой на службу в армию. Сравните с эпиграфом ко всей повести.
Глава «Вожатый» - центральный эпизод 1 части повести. В каких произведениях поэт изображал стихию, метель, вьюгу? Что делает метель с героями в одноименной повести Пушкина?
Какой вещий сон видел Гришка Отрепьев? Что он ему предвещал? Какой сон видит Петруша? Какие черты вожатого мы видим во сне? Повторите его портрет. Обратите внимание на его речь. Что загадочно и страшно во сне Петруши?
Какую крепость ожидал увидеть Петруша? Что он увидел? Опишите первую встречу героя с Василисой Егоровной. Что комично в этих сценах? Похож ли капитан Миронов на сурового командира?
Стал ли Швабрин настоящим другом Петруше? Стала ли семья капитана Миронова для Петруши второй семьей?
Любовь и дуэль в повести. Как описал Швабрин Петруше Машу? Что привлекает в Маше? Какова же настоящая причина дуэли? Имеет ли право дворянин не выйти на дуэль, если задета честь той, которую он любит?
«Река истории народной несет жизнь человеческую». К этой мысли пришел Пушкин, работая над «Борисом Годуновым».
Какова причина ненависти народа к капитану Миронову? Как относится к капитану Петруша и читатель? Почему?
Сцена прощания капитана с семьей – одна из самых значительных в повести. Он прощается по-народному, и при этом его ждет гибель от рук представителей народа.
Почему смерть Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьича можно назвать героической?
Дело не в том, что они остались верны именно Екатерине, а в том, что сама по себе верность присяге, слову, долгу – высокое и значительное качество человека.
Как и почему спасся Петруша, нарушил ли он присягу, заповедь отца?
Выполнил ли Петруша наказ отца в день взятия крепости?
Почему Петруша вынужден прибегнуть к помощи мужицкого царя?
Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай на все четыре стороны. Выходи, красная девица. Я государь.
О чем говорят эти слова. Откуда эти выражения почерпнул Пушкин?
Кто и кого прощает на страницах повести? Милосердие – важнейшая тема повести и всего творчества поэта 30-ых гг.
3