СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три сказки для сказочника, творческая работа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Сказка!  Любите  ли  вы  сказку  так,  как  мы  любим  ее,  то  есть  всеми  силами  души  вашей,  со  всем  энтузиазмом,  со  всем  исступлением,  к  которому  только способна  пылкая  молодость,  жадная  и  страстная  до  впечатлений  изящного?  Или,  лучше  сказать,  можете  ли  вы  не  любить  сказку  больше  всего  на  свете,  кроме  блага  и  истины?

Просмотр содержимого документа
«Три сказки для сказочника, творческая работа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52» г. Курска








Творческая работа


«Красота и правда в музыке Н.А. Римского – Корсакова»

или

«Три сказки для Сказочника»


Номинация «Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова»








Выполнили:

Афанасьева Анна,

Бирюкова Анна,

Назарова Екатерина,

обучающиеся 7Г, 9В классов

МБОУ «СОШ с УИОП №52»

г. Курска

Руководитель:

Красильникова

Людмила Петровна,

учитель музыки

первой квалификационной

категории






2018 год


Содержание



  1. Вступление……………………………………………………………..2

  2. Сказка первая. «Мастер музыкального пейзажа»…………………..5

  3. Сказка вторая. «Сказка из детства»………………………………..8

  4. Сказка третья. «Море волнуется раз…»……………………………11

  5. Заключение…………………………………………………………….14

  6. Литература……………………………………………………………. 15




























Вступление.


Сказка! Любите ли вы сказку так, как мы любим ее, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить сказку больше всего на свете, кроме блага и истины?

…Bозможно ли описать все очарования сказки, всю ее магическую силу над душою человеческою?..

Сколько поколений взращено на сказках, сколько поколений с младого возраста впитало заповеди, вышедшие из сказок: люби и береги свою Русь; будь честным и отстаивай правду до победы; не страшись того, что пугает, будь отважным; люби и береги своих близких; твоя земля – твой дом, сохраняй и приумножай ее красоту!

Мы назвали свою работу «Три сказки» по аналогу сцены из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда». И это неспроста, так как для нас сказка – это маленькое чудо, которое всегда будет удивлять, каждый раз открывать новые секреты души человека, красоты природы, чувств человека и все это в неразделимом единстве красивой музыки.


Великому композитору – сказочнику русской музыки Николаю Андреевичу Римскому – Корсакову посвящаем.


Николай  Андреевич Римский-Корсаковкомпозитор-сказочник:  большая  часть  произведений  написана  на  сказочные  сюжеты - оперы «Сказка  о  царе  Салтане», «Снегурочка», «Садко»,  «Кащей Бессмертный», «Золотой  петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского - Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией. Он был настоящим чародеем музыкальной живописи. Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование  сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В музыкальных картинках Римский - Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Свойственная Римскому - Корсакову отзывчивость к прекрасному в явлениях реальной действительности нашла отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую роль в его сочинениях. Николай Андреевич был наделен каким-то особенным талантом живописать средствами музыки. Однако музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью музыкального изображения, но и поэтической одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.

В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского - Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально - живописными, сказочно - фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей.

По особенностям своего дарования и мироощущения Римский-Корсаков принадлежит к числу художников-оптимистов. Произведения его как бы излучают солнечный свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим и здоровым чувством, она передает многообразную красоту мира. В то же время для него особенно характерны светлые и мягкие лирические настроения, нежная элегичность, романтическая мечтательность.

Народное искусство имело огромное значение для Римского-Корсакова не только как источник сюжетов, тем и образов. Оно определило многие стилевые, жанровые, драматургические особенности его произведений. Замечательное своеобразие придают этим произведениям заключенные в них подлинные народные мелодии или авторские темы, сочиненные с сознательным приближением к духу и языку народной музыки.

В то же время он является создателем и многочисленных широких мелодий - кантилен. Для них чрезвычайно типична спокойная уравновешенность как бы «парящего» мелодического рисунка, плавность движения к кульминации, пропорциональность в строении мелодического целого.

Цель нашей работы: поделиться своим пониманием и видением красоты и правды музыки Н.А. Римского – Корсакова; помочь читателям проникнуться красотой сказочной музыки композитора, богатством ее образов, масштабностью колоритного воплощения природных явлений; полюбоваться красотой музыкальных пейзажей; выразить свое уважение к творчеству великого русского композитора – сказочника.










«Музыка есть искусство

поэтических мыслей»

Н.А. Римский-Корсаков





Сказка первая.


«Мастер музыкального пейзажа»


Опера «Майская ночь»


Больше всего я люблю рисовать. Да-да, рисовать! О! рисование – это моя страсть с самого детства. Натюрморты, сюжетные картины, но пейзажи – самая любимая тема. Пейзаж – это как настроение человека – многоликий и разносторонний художественный жанр.

На занятиях живописи в школе искусств, в процессе работы, мы слушаем музыку, а точнее, мы окружены музыкой. Она помогает мне погрузиться в атмосферу творчества, потому что частенько «подсказывает» какие - либо тонкости сюжета. Не удивительно, что очень часто звучала музыка русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. О его творчестве мне известно из школьных уроков музыки. Композитор – сказочник, мастер музыкального пейзажа… Наверное, именно на это откликнулась моя душа.

Есть у Римского-Корсакова удивительная опера «Майская ночь», фрагменты которой часто звучали на моих художественных занятиях. Красота музыки побудила больше узнать об этом произведении.

По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя (1831—1832) с детства были его любимейшей книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей этого цикла. Мысль использовать ее сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года женой, Надеждой Пургольд, тогда еще невестой Римского-Корсакова, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», стремясь сохранить не только ход гоголевского повествования, но и его красочный разговорный язык.

«Майская ночь» — сочинение новое и первое во многих отношениях. Прежде всего, это первое большое сочинение, в котором в свободной художественной форме нашло отражение «увлечение поэзиею языческого поклонения солнцу» и результаты систематических занятий народными песнями. «Майская ночь» положила начало «ряду фантастических опер, в которых поклонение солнцу и солнечным богам проведено или непосредственно, благодаря содержанию, почерпнутому из древнего русского мира, как в «Снегурочке», «Младе». В этой опере наметились черты, характерные для последующего творчества Римского-Корсакова: влечение к образам народно-сказочной фантастики, обрядовым игровым сценам, живописным зарисовкам природы.

Эта опера наполнена тайной, фантастикой, колоритным юмором и, конечно, любовью - светлой, искренней, романтической. В ней много сцен, происходящих на фоне изумительных пейзажей: красота украинской природы, вечерние пейзажи, загадочное озеро. Мне приходилось в детстве гостить у родственников в небольшой украинской деревушке. До сих пор хранятся впечатления: неожиданно – загадочная ночь, белые хатки – мазанки, освещенные лунным сиянием. В этом было что – то и пугающее, и завораживающее.

Музыка оперы имеет преимущественно лирический характер, основой ее служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся мелодии, среди которых немало народных. Это хороводная песня «Просо», троицкая песня девушек «Завью венки», светлым, прозрачным колоритом обладает хороводная песня русалок «Собирайтесь, девицы, собирайтесь, красные», родственная народным игровым песням.

В первом акте оперы звучит одна из песен главного героя – парубка Левко «Солнышко низко, вечер уж близко». Удивительная по своей легкости, восторженности и теплоте чувств к красоте природы. А. И. Кандинский говорит о «тонкой романтичности» песен Левко, воплощении в них «чувства природы», достигаемом благодаря богатой колористической палитре их сопровождения. Такой же тонкой романтичностью наполнена другая песня Левко «Спи, моя красавица».

Приятно было услышать еще одну песню героя оперы в исполнении современного популярного исполнителя – Николая Баскова. Это раздольная и, в то же время, энергичная песня «Хлопцы, слышали ли вы?»


Очень изобразительна музыка в третьем акте в сценах у озера. Оркестровое вступление живописует поэтичную картину южной ночи, полной таинственных, неясных звуков. Ариозо Левко «Как тихо, как прохладно тут» и его песня «Спи, моя красавица» проникнуты безмятежным, мечтательным настроением. Полная восхищения песня Левко «Ой ты, месяц», близкая к украинским народным напевам, прерывается чарующими лирическими фразами Панночки, которые сопровождаются легкими, как дуновение ветерка, прозрачными пассажами арф. Выдержанный в изящном танцевальном ритме хор русалок «Заманивать молодца пением» пленяет чистотой и свежестью напевной мелодии.


Вы спросите – и в чем тут сказка?! Я думаю, что когда в душе человека, в моей душе, находит отклик поэтичность, красота природы, красота чувств и прозаического музыкально - поэтического произведения, созданного более ста лет назад, это и есть сказка, сказка для современного человека.


Красота и поэтичность музыки оперы «Майская ночь» нашла отклик в моих художественных работах, представленных в презентации.


Анна Бирюкова

































Сказка вторая.


«Сказка из детства»


Опера «Снегурочка»


У каждого человека есть любимая сказка, которая с детства храниться в глубинах души и становиться своеобразным помощником на протяжении всей жизни. Почему так происходит? Я думаю потому, что жизненные позиции человека и героев сказки имеют множество пересекающихся линий – взглядов на жизнь, отношения к людям, чистоте и искренности чувств, бескорыстной доброте и др. Наверное, поэтому со мной всегда образ нежной Снегурочки из одноименной русской народной сказки. Я тоже по характеру очень отзывчива, доверчива и открыта к общению.

Однажды нас с мамой пригласили в театр на оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Я уже имела представление, что такое опера – в школе на уроках музыки нам об этом рассказывали. И все - равно удивление, интерес, восхищение не покидало меня на протяжении всего спектакля. Впечатления от музыкального спектакля побудили меня «окунуться» в историю создания оперы.

Оперу «Снегурочка» Н.А. Римский - Корсаков всегда считал своим любимым произведением. «Это именно весенняя сказка, со всей красотою, поэзиею, всей теплотой, всем благоуханием». Так определил сущность этого произведения сам композитор в письме к А.П. Бородину. Опера была написана по пьесе русского писателя А.Н. Островского, и ее сюжет отличается от народной сказки с тем же названием. События этой сказки происходит в стране берендеев. Там, в глухом лесу, стоит хрустальный терем, в котором живет Снегурочка – дочь Деда Мороза и красавицы Весны. Однажды она увидела, как девушки водят хороводы под песни пастушка Леля. И ее мечтой стало уйти жить к людям. На вопрос – чем манит жизнь простых людей – ответ привлекает простотой и естественностью – очень полюбились людские песни, ходить в лес по ягоды, и живые и искренние чувства людей.

Очень неожиданно, но первое прочтение этой сказки в 1874 гуду, не произвела на композитора впечатления. Из воспоминаний: «Словом, чудная поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более влюбленным в сказку Островского. Появлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем». Да-да, именно наблюдаемые в деревне древние языческие обряды, красота природы помогли Николаю Андреевичу прочувствовать сюжет сказки. Во время одной прогулки по лесу он даже нотами записал напев снегиря, который потом стал одной из мелодий пролога оперы. Кроме того, во вступлении к опере звучат пение кукушки и петуха.

«Конец зиме, пропели петухи!

Весна – Красна, спускается на землю!»

И вокруг Весны – Красны поет и танцует стайка птиц. Они так продрогли за зиму, и теперь радуются каждому мгновению тепла. Эта сцена мне очень понравилась живостью, озорством и естественным природным действом. Как природа радуется Весне, теплу!

«Сбирались птицы, сбирались певчи

Стадами, стадами.

Садились птицы, садились певчи

Рядами, рядами.

А кто у вас птицы, а кто у вас певчи

Большие, большие?

А кто у вас птицы, а кто у вас певчи

Меньшие, меньшие?»

Весело перечисляются должности птиц: орел – воевода, гуси – бояре. Как это знакомо из народных сказок и песенок!

Первая песня Снегурочки «С подружками по ягоду ходить», буквально вознесла меня – чудный высокий, звонкий голос, с изящными переливами и вокализом. Светлая и полетная, но нельзя было не услышать тоску, грусть – ах, как ей хочется к людям, «поэтическое чувство, как бы в скрытом состоянии живущее в ее душе».

Очень мне понравились массовые сцены. Необычайно красочные, яркие, так и манят в свой хоровод! Одна из сцен, когда жители Берендеева царства радуются приходу весны и справляют нехитрый праздник – «Проводы Масленицы». Приятно, что в современной жизни этот праздник не менее любим.

«Раным – рано петухи у нас запели,

Про Весну – Красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай Масленица!

Уж проталины меж снегов зачернели,

С крыш сосульки звонко зазвенели.

Прощай, прощай, Масленица!

Мы Весны – Красны прихода ожидаем,

С пеньем зимушку провожаем.

Прощай, прощай, Масленица!»


Еще меня удивили песни пастушка Леля. Чтобы подчеркнуть юность героя, композитор написал его партию для женского голоса. Но больше привлекло, что в песнях я слышала подражание народным инструментам (пастушья дудочка) и природным явлениям (тучи и гром).

«Туча со громом сговаривалась:

-Ты греми гром, а я дождь разолью.

Сбрызнем землю весенним дождем».

И… легкая пляска, где слышны интонации народных плясовых мелодий. Очень красивый переход – от нарочито сурового характера к грациозно – озорному, подчеркивая шутливость песни. Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо - Лель», «Лада Лель - люли» обращение к нему.

Мне еще не довелось переживать чувство любви, но прожить со Снегурочкой, снежной девушкой с холодным сердцем путь к обретению любви я попыталась. Готовы ли мы отдать все, чтобы в груди загорелся огонек любви, чтобы мы могли увидеть мир другими глазами? Говорят – любовь окрыляет. Именно окрыленность я услышала в арии Снегурочки, когда, страдая, она просит у своей матери – Весны-Красны – немного человеческой любви и в сцене таянья Снегурочки. У меня даже слезы навернулись – настолько светлой, прозрачной была музыка. В этой сцене Снегурочка не наивная девушка, влекомая жизнью среди людей. Она любит и любима. С искренним желанием прослушиваю эту сцену.

«Весна, жизнь весенней природы – сущность всей музыки оперы Снегурочка. Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби весенней, скорби о неминуемой гибели. И потому только музыка могла так претворить сказку Островского, что приостановила естественное тяготение действия к Солнцу, заменив его столь дивным пребыванием в мире вечно желанной весеннести». Мне очень понравились и стали понятны эти слова русского советского музыковеда Б.В. Асафьева, которые я прочитала, когда готовилась поведать вам свою сказку.


Екатерина Назарова







Сказка третья.


«Море волнуется раз…»


Опера «Сказка о царе Салтане»


Моя бабушка, Нина Ивановна, очень любит творчество А.С. Пушкина. Часто перед сном она читает моему младшему брату Диме сказки великого поэта. Еще недавно и я с удовольствием слушала их. Поэтическая мелодика стиха, мягкий говор бабушки действовал на меня магически. Наиболее мне нравилась (и нравиться) «Сказка о царе Салтане.

Прекрасная опера – сказка Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» была создана к 100 -летнему юбилею А.С. Пушкина.

Так Николай Андреевич Римский – Корсаков вплёл один из самых прекрасных и душистых цветов в венок любви народной к своему поэту.

За семь лет обучения в музыкальной школе я познакомилась с творчеством многих композиторов: русских и зарубежных. Я обратила внимание на одну закономерность – творчество композиторов – это не отдельные явления в жизни, это они сами, их жизнь, их любовь, их привязанности, их чувства, их мировоззрение. Нельзя рассказать в музыке, то, что сам не видел, не чувствовал, не переживал.

Меня поразили морские пейзажи в произведениях Н.А. Римского – Корсакова, так как они были созданы человеком, композитором, явно неравнодушным к морским красотам. Влюбленный в море с юности, а он любовался им не только с берега - еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту. У композитора во многих произведениях встречается тема моря (опера «Садко», симфоническая сюита «Шехеразада»), но самая красивая «морская» музыка в опере «Сказка о царе Салтане» (1898-1899). Поразительно, что после создания названных произведений, казалось исчерпавших морские образы, Николай Андреевич нашел для моря в это опере совсем новые краски: море ласковое, теплое, море – первобытная колыбель человечества. «И эта вселенная – шатер из ночного неба и моря принимает в себя человека и оберегает мать и ребенка. Море в опере – могучая сила, благожелательная к человеку и чудотворная стихия. Оно исполняет желания и рождает чудеса».

В опере сказочно все — и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна! Или симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». Слушаешь их и представляешь себе полотна Виктора Васнецова, Михаила Врубеля или рисунки Ивана Билибина. Музыкальному вступлению ко второму акту «Море и звезды» композитор предпослал эпиграф из сказки Пушкина:

В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь нарисованную поэтом в стихах. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателем удвоить свое внимание. Фанфары начинают все картины оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная  тема мерно колышущегося океана. Эта тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски — «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны. Идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре — тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Так и чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Это бочка. «И эта вселенная – шатер из ночного неба и моря принимает в себя человека и оберегает мать и ребенка. Море в опере – могучая сила, благожелательная к человеку и чудотворная стихия. Оно исполняет желания и рождает чудеса».

Его море, по образному определению Асафьева, величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря, во главе с дядькой Черномором. Эта картина очень перекликается с поэтическими строками А.М. Гмырева:

Стонет, рокочет могучее море…

Волны косматой толпой

Шумно вздымаются, тонут в просторе,

Тонут во мгле грозовой.

Ветер гудит над безбрежной пучиной,

По небу тучи ползут…

Борются волны с отвагою львиной,

Падают, снова встают.


В музыке, вводящей в первую картину III действия, опять разворачивается звуковая поэма о море. Римский – Корсаков любил звукописать эту величавую стихию во всех ее состояниях: от мерного ровного плеска, то ласкового, то настойчиво сурового, до ярости бури. В этом его музыка очень перекликается с сонатой №17 Л. Бетховена.

Но мне больше всего нравиться образ Царевны Лебедя в сцене «Три чуда». Как не восхищаться этой тонкой, кружевной, искристой музыкой!? Эти блики на воде, утонченная грациозность, невесомость и полет! Волшебной кистью музыкальный живописец изображает в единстве и море, и Царевну Лебедь такой прекрасной, что не только свет звезды, горящей у нее во лбу, меркнет перед такой красавицей, но даже свет солнца не в силах с ней спорить.

Посмотрите, разве не это море мы наблюдаем в музыке!?

Было так тихо, так тихо... и море

Еле плескало волной.

В плеске том нежном, свободном от горя,

Слышался голос родной.

Было так тихо... И солнце ласкало,

Тая неслись облака.

Счастье, казалось, тут где - то витало,

Скорбь же была далека.

Было так тихо, волшебно, как в сказке...

Чудилось – кто - то родной,

Близкий и милый с улыбкою ласки

Станет сейчас предо мной.

(С.Н. Игумнов)


Не исключено, что я не смогла бы проникнуться морскими пейзажами, изображенными Н.А. Римским – Корсаковым, если бы ни моя любовь к морю. Путешествия с семьей к морю научили наблюдать, восхищаться, чувствовать его красоту в разных состояниях.

То, что к нам приходит из детства, помогает нам в жизни соприкоснуться с волшебством и сказкой. Мне очень радостно, что представился случай, где я смогла поделиться своими переживаниями и интересами, своей сказкой.


Анна Афанасьева









Заключение

Римского – Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником. Где, когда и кем были затронуты в его душе струны, отозвавшиеся увлечением стариной, народными песнями, поэзией древних мифов и обрядов, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия? В жизнеописание композитора, написанное им самим и названное «Летопись моей музыкальной жизни», перед нами встанет облик человека сдержанного, отнюдь не склонного к душевным излияниям. В нем виден аналитический склад ума, неприятие высоких слов и поэтического ореола вокруг собственного творчества, взгляд на сочинение музыки, прежде всего как на неустанный и нелегкий труд, ремесло. Но если мы захотим понять истоки мироощущения Римского - Корсакова, то нам многое сможет сказать его музыка: голоса птиц и пастушеских наигрышей, тихий шум леса, рокот моря и волнение озерной глади, хороводы, пляски, песни, рассыпанные щедрой рукой в творениях, - такое можно создать только любя и глубоко чувствуя природу, людей, впитав с детских лет впечатления от красоты русской природы, от красочных народных игр и обрядов.

  1. год – стодесятая дата окончания творческого пути Н.А. Римского – Корсакова. Но на сценах театров, не только нашей страны, продолжают жить герои чудесных опер русского композитора – сказочника.


Возможно ли описать все очарование театра, всю его магическую силу над душою человеческою, когда мы окунаемся в сказочное волшебство музыки, звучащей в нем? Музыки человека, удивительного не только уникальным владением музыкальной палитрой, но обладающим истинно русской добротой, искренне любящим, понимающим и ценящим народную культуру. Любящий сказку как вы, как мы, как все!

О, так приходите в театр, слушайте музыкальные сказки, восторгайтесь, влюбляйтесь, находите в них свою красоту и правду!












Литература


1.Гордеева Е. Николай Андреевич Римский-Корсаков www.Belcanto.ru - 20.03.2007.

2.Григорович В.Б., Андреева З.Б. Слово о музыке. Русские композиторы XIXв. Хрестоматия. Книга для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1977.

3. Кручинина А.Н., Образцова И.М. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1988.

4. Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. – М.: Музыка, 1988.

5. Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. – М.: Советский композитор, 1974.

6. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. – М.: Музыка, 1982.

7. Образцоап И. Николай Андреевич Римский-Корсаков. - 1844-1908. Л.: Музыка, 1964.

8. Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. – М.: Музыка, 1984.

9. Соловцов А. Н.А. Римский-Корсаков. – М: МУЗГИЗ, 1958.





Интернет - ресурс

1. http://coollib.com/a/52512

2. http://starat.narod.ru/musik/classic/composers/photo1084.htm

3. http://www.rimskykorsakov.ru/sacred.html

4. http://animalsfoto.com/kompozitor-rimskiyy-korsakov-foto.html

5. https://vk.com.album-2246762_20849464

6. http://www.rimski-korsakov.narod.ru/rusizd.html

7. http://www.100oper.ruskazka-o-zare-saltane.html

8. https://yandex.ru/search/?text=белинский статья о театре&lr


















16