СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Три склонения имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Три склонения имен существительных»

Просмотр содержимого документа
««Три склонения имен существительных»»



Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Цель урока:

  • Формировать общее представление о типах склонения имен существительных в единственном числе

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия о типах склонения имен существительных

  • Формировать понятие о трех типах склонения имен существительных

  • Содействовать умению определять склонение имен существительных

  • Способствовать развитию устной и письменной речи

Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса русского языка отводится 102 часа, 3 ч в неделю.

На данную тему - 2 ч.

Тип урока – ОНЗ

Методическая разработка составлена на тему «Три склонения имен существительных» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учащиеся умеют определять части речи, знают постоянные и непостоянные признаки имен существительных, умеют определять падеж, разбирать слова по составу. Данная тема требует, чтобы учащиеся владели умением определять число, род и падеж имен существительных, выделять окончания.

На уроке учащиеся составят алгоритм определения склонения имен существительных (памятку).

Планируемые результаты:

Личностные:

  • - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

  • - осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

Предметные результаты:

  • - научиться различать имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения на основе их рода и окончания

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям

  • - обобщать, делать выводы

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • - принимать и сохранять учебную задачу

  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

  • - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми

Межпредметные связи:

  • Литературное чтение

Условные обозначения универсальных учебных действий:

Метапредметные результаты:

  • Личностные – ЛУУД

  • Познавательные – ПУУД

  • Регулятивные – РУУД

  • Коммуникативные - КУУД

Ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Рамзаева. Т. Г. Русский язык: учебник для 4 класса, ч.1 /Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2012. - 158 с.

Ситникова, Т.Н., Поурочные разработки по русскому языку.: методическое пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2014. - 496 с.

Печатные пособия:

Таблица - опора «Три склонения имен существительных»

Информационно-коммуникационные средства

Тихомирова, Е.М., Проверочные работы по русскому языку. : печатная тетрадь, ч. 1 /Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2014. -112 с.

Презентация к уроку, аудиозапись;

ТСО:

Компьютер, интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование:

Экран, раздаточные материалы, памятка, индивидуальные карточки для ответов (лист А-4)

Технологическая карта

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Содержание учебной деятельности

Формируемые УУД

1

Организационный момент

«Кричалка для поднятия духа»

Проверяют свою готовность к уроку. Вслед за учителем произносят конец фразы.

И



К

- Глаза смотрят и видят.

- Уши слушают и слышат.

- Сначала думаю, а потом говорю.

- Помню, что в классе я не один.

- Умею слушать мнения других.

Вывод:

Психологический настрой учащихся

ЛУУД

КУУД

2

Мотивация к учебной деятельности.




Презентация слайд 2







Запись на доске







Обсуждение

Анализ







Выполняют задание.





Наблюдают, ставят проблемный вопрос и цель.



П





П





И





Ф

ЗАДАНИЕ 1. Объясните, как понимаете пословицу?

«Знание — столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника».

- Из каких источников можно добывать знания?

Вывод:

- Знания можно добывать из разных источников.

ЗАДАНИЕ 2. Практическая работа (списывание предложения с доски)

Автобус едет по улице Космонавтов и по площади Свободы.

- В каком падеже стоят существительные по улице и по площади?

- Определите род и выделите окончание у этих существительных.

- Какой появился вопрос?

- Можем ли мы на него ответить? Достаточно ли имеющихся у нас знаний?

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Вывод:

- Узнать, почему у существительных одного и того же рода в одном падеже разные окончания?

ПУУД

РУУД ЛУУД

КУУД



ЛУУД

ПУУД

РУУД

3


Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Слайд 3 (план)


Составляют план сообщения и представляют сообщения одноклассникам.


Г


ЗАДАНИЕ 3. Составление сообщения об имени существительном по плану (устно)

- С чего начнем? ( С повторения того, что пригодится в открытии нового)

Вывод:

Знаний недостаточно.


РУУД

ПУУД

КУУД

4


Открытие нового знания


Карточки, тетрадь, доска


Ведут обсуждение, объединяют слова, делают вывод.











Три ученика у доски изменяют имена существительные (степь, стол, окно) по падежам, остальные работают в тетради, делают вывод.




Г

Ф




ЗАДАНИЕ 4. Объединить слова в 3 группы

1) На карточках даны слова: конь, вода, степь, Юра, земля, окно, дочь, море, дядя, стол.

- Что общего между этими словами?

- По какому признаку можно объединить эти существительные в группы?

- Выделите окончание.

- Что интересного заметили?

- Давайте эти существительные запишем в тетрадь в первый столбик, выделим окончание.

- Какие слова у нас остались?

- Их пока объединять не будем, а выполним следующее задание.

2) Нужно изменить слова степь, стол и окно по падежам и выделить окончание.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Во второй столбик запишем сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р., выделим окончание.

-Какие существительные у нас остались?

- Эти слова мы запишем в третий столбик и выделим окончание.

- Пронумеруем столбики.

- Подведем итог. Какие существительные мы записали в первый столбик? Во второй и третий столбики?

- Получается, что в группы мы объединили не по родам, а по какому признаку?

- Что мы сделали, чтобы доказать, что сущ.м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср. р. с окончанием -о и -е относятся к одной группе?

- Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам?

- Значит, и наши группы будут называться склонение. Первое склонение, второе, третье.

Вывод:

К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.






КУУД ПУУД

ЛУУД


5


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Учебник

Читают правило в учебнике, составляют памятку,

«цепочкой» комментируют и записывают в тетрадь


И

П

ЗАДАНИЕ 5. Чтение правила в учебнике, составление памятки. Выполнение упр. 166 стр. 88- «цепочкой»

- Давайте прочитаем, что по этому вопросу пишут авторы учебника. С. 88, правило.

- С. 88, упр. 166. Прочитайте задание.

- Составим памятку, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

Вывод:

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род;

  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа;

  3. По роду и по окончанию определить склонение.

КУУД

РУУД

ПУУД

6


Самостоятельная работа с взаимопроверкой


Слайд 4

Читают, проговаривают, вспоминают правописание словарных слов, записывают в 3 столбика по склонениям. Взаимопроверка

И


Задание 6. Самостоятельно записать словарные слова в три столбика по склонениям. Взаимопроверка.

Слова записаны на слайде: лес_н_ца, бере_, м_тро, яг_да, ч_твер_, агроном, к_л ндарь, б_реза, тетрад...

- Найдите «лишнее слово».

Вывод:

- Лишнее слово – это метро, т.к. оно относится к несклоняемым именам существительным.

ЛУУД

ПУУД

КУУД

РУУД

7

Физминутка

Музыкальная запись

Выполняют упражнения

К


ЛУУД

КУУД

8

Включение в систему знаний и повторения

Печатная тетрадь

Читают, составляют план выполнения упражнения, выполняют

И

Задание 7. Прочитайте задание. Устно составьте план. Выполните самостоятельно. (Печатная тетрадь, с.71 упр.10)

Вывод:

К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.

ПУУД

РУУД

ПУУД

9

Рефлексия

Слайд 5

Обсуждают, соотносят цель и результат, оценивают свою деятельность

Ф

- Вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Почему у существительных по улице и по площади разное окончание?

- Какую цель ставили?

Вывод:

Улица-существительное 1-го скл, а площадь – 3-го склонения.

- Я узнал …

- Новые знания мне пригодятся …

Вывод: чтобы правильно написать окончания при изменении по падежам


РУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

10

Домашнее задание

Учебник

Рассматривают, знакомятся с заданием

И

Упр. 170

ПУУД



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!