Три наиболее важных цели образовательной деятельности школы
1.Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
2. Повышение качества образования в образовательной организации.
3.Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Тема 3.1. Цели образовательной деятельности школы
Подход PURE +
Подход CLEAR +
Подход SMART +
Зеркало прогрессивных преобразований
Тема 3.1. Цели образовательной деятельности школы
Подход CLEAR
Пять фильтров
1. Цель содержит вызов – реализация целей и задач национального проекта «Образование».
2. Цель легальна и закреплена в пункте 29 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и т.д.
3. Цель не вредит Вашему окружению – реализация двух федеральных проектов, входящих в национальный проект (успех каждого ребенка и учитель будущего).
4. Цель согласована и закреплена в пункте 29 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и т.д.
5. Цель зафиксирована - повышение качества образования в образовательной организации
Тема 3.1. Цели образовательной деятельности школы
Подход PURE
Наиболее важные цели образовательной деятельности школы
1. Близкая цель образовательной организации - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
2. Средняя цель образовательной организации - повышение качества образования в образовательной организации (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
3. Далекая перспективная цель образовательной организации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
4. Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников РФ в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года"(позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
5. Прорыв в области формирования правовых компетенций у педагогических работников РФ в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
6. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых образовательных технологий (технологий проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества), повышающих мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
7. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
8. Позитивно сформулирована, понята, уместна, этична. Формирование у обучающихся следующих компетенций инновационной деятельности:
способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому, способность и готовность к критическому, рефлексивному, творческому мышлению (технология проблемного обучения, проектного обучения и технология педагогического. сотрудничества).
9. Материально поощрять педагогических работников, которые работают с одаренными детьми и добиваются результатов в их развитии, воспитании и обучении (позитивно сформулирована, понята, уместна, этична).
Тема 3.1. Цели образовательной деятельности школы
Подход SMART
Повышение качества образования в образовательной организации
1.10% процентов обучающихся принимают участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах в 2019 – 2020 уч. г. (конкретная и определенная во времени).
2. Все одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ в 2019 – 2020 уч. г.(измеримая и определенная во времени).
3. Все обучающиеся сдают ОГЭ в 2019 – 2020 уч. г. (достижимая и определенная во времени).
4. Вышеуказанные цели связаны с интересами участников образовательных отношений в 2019 – 2020 уч. г. (значимая и определенная во времени).
Тема 3.1. Цели образовательной деятельности школы
Зеркало прогрессивных преобразований
1 шаг. Сформулируйте одну конкретную проблему (уровни знаний)
1. Постановка проблемы (уровни знаний)
Уровни знаний у обучающихся
1. Знания – узнавание. Это первый уровень новых научных знаний у обучающихся – «брак» в педагогической деятельности.
2. Знания – репродукция. Это второй уровень новых научных знаний у обучающихся – «брак» в педагогической деятельности.
3. Знания – понимание. Это третий уровень новых научных знаний у обучающихся. Эту систему новых научных знаний, навыков, умений, компетенций по конкретной теме добывают самостоятельно – первый уровень качества образования в педагогической деятельности.
Уровни знаний у педагогических работников
1. Знания – узнавание. Это первый уровень новых научных знаний у педагогических работников – «брак» в педагогической деятельности профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ.
2. Знания – репродукция. Это второй уровень новых научных знаний у педагогических работников – «брак» в педагогической деятельности профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ.
3. Знания – понимание. Это третий уровень новых научных знаний у педагогических работников. Эту систему новых научных знаний, навыков, умений, компетенций по конкретным темам добывают самостоятельно – первый уровень качества образования в педагогической деятельности профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ.
4. Знания – применение. Это четвертый уровень новых научных знаний у педагогических работников. Эту систему новых научных знаний, навыков, умений, компетенций по конкретной теме добывают самостоятельно – второй уровень качества образования в педагогической деятельности профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ.
Уровни знаний у профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ
3. Знания – понимание. Это первый уровень новых научных знаний у профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ. Эту систему новых научных знаний, навыков, умений, компетенций по конкретным темам добывают самостоятельно – первый уровень качества образования в образовательных организациях РФ.
4. Знания – применение. Это второй уровень новых научных знаний у профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ. Эту систему новых научных знаний, навыков, умений, компетенций по конкретным темам добывают самостоятельно – второй уровень качества образования в образовательных организациях РФ.
5. Знания – творчество. Это третий уровень новых научных знаний у профессорско – преподавательского состава образовательных организаций РФ. Эту систему новых научных знаний, навыков, умений, компетенций по конкретной теме добывают самостоятельно – третий уровень качества образования в образовательных организациях РФ.
2 шаг. Выясните и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «да», «нет»).
2. Причины
1. Школьники не желают самостоятельно добывать новые научные знания, формировать новые навыки, умения, компетенции.
2. Педагогические работники не желают применять технологию проблемного обучения, технология проектного обучения и технологию педагогического сотрудничества.
3. Профессорско – преподавательский состав образовательных организаций РФ не отвечает за качество подготовки педагогических работников.
4. Материально не поощряют педагогических работников, которые работают с одаренными детьми и добиваются позитивных результатов в их развитии, воспитании и обучении.
5. Не разработаны единые (общие) критерии для оценки работы педагогических работников, которые добиваются позитивных результатов в развитии, воспитании и обучении одаренных детей.
6. Не разработаны единые (общие) критерии на территории РФ для начисления стимулирующих выплат учителям. При этом руководители образовательных организаций не привлекаются к уголовной ответственности за нецелевое использование стимулирующих выплат учителям.
Ситуация «МИНУС»
Имеется только РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ реализовать национальный проект «Образование».
1. Близкая цель образовательной организации - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
2. Средняя цель образовательной организации - повышение качества образования в образовательной организации.
3. Далекая перспективная цель образовательной организации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Ситуация «ПЛЮС»
РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ реализуется в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
1. Близкая цель образовательной организации - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций (реализована).
2. Средняя цель образовательной организации - повышение качества образования в образовательной организации (реализована).
3. Далекая перспективная цель образовательной организации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (реализована).
3 шаг. Проблема переформулируется в цель.
3. Цель образовательной организации.
1. Близкая цель образовательной организации - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
2. Средняя цель образовательной организации - повышение качества образования в образовательной организации.
3. Далекая перспективная цель образовательной организации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
4. Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников РФ в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".
5. Прорыв в области формирования правовых компетенций у педагогических работников РФ в соответствии Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".
6. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых образовательных технологий (технологий проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества), повышающих мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
7. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию.
8. Формирование у обучающихся следующих компетенций инновационной деятельности:
способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому, способность и готовность к критическому, рефлексивному, творческому мышлению (технология проблемного обучения, проектного обучения и технология педагогического. сотрудничества).
9. Материально поощрять педагогических работников, которые работают с одаренными детьми и добиваются результатов в их развитии, воспитании и обучении.
Качество образования | Чему соответствует? |
ФГОС | потребностям |
Что оценивается | образовательная деятельность | Учебные планы в соответствии с ФГОС | Индивидуальные учебные планы в соответствии с потребностями обучающихся |
подготовка обучающихся | Результаты обучения в соответствии с ФГОС | Подготовка выпускников, в соответствии с требованиям работодателей |
| Участие в конкурсах федерального уровня | Участие одаренных детей во Всероссийских конкурсах | Поступление в образовательные организации в соответствии с потребностями обучающихся |
| Общее образование | Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования | Поступление в образовательные организации в соответствии с потребностями обучающихся |
| Профессиональное образование | Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности | Формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии с потребностями обучающихся |
| Профессиональное обучение | Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) | Формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) в соответствии с потребностями обучающихся |
| Дополнительное образование | Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования | Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования в соответствии с потребностями обучающихся |
| Индивидуальный учебный план | Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | Освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося |
| Практика | Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью | Формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с потребностями обучающихся |
| Направленность (профиль) образования | Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы | Требования к результатам освоения образовательной программы деятельностью в соответствии с потребностями обучающихся |
| Качество образования | Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы | Подготовка обучающегося, выражающаяся в степени его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы |
| Качество педагогической деятельности и подготовки обучающегося | Степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы | Потребности обучающихся в интересах которых осуществляется педагогическая деятельность |
| Образование | Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов | Совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, позитивного и негативного опыта профессиональной деятельности и компетенций в соответствии с потребностями обучающихся, общества и государства |
| Воспитание | Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства | Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося в интересах человека, семьи, общества и государства |
| Обучение | Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни | Получение образования и добывание новых знаний в течение всей жизни в соответствии с потребностями обучающихся, общества и государства |
| Квалификация педагогических работников | Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность педагогического работника к выполнению педагогической деятельности в соответствии с ФГОС | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и государства |
| Образовательная деятельность | Деятельность педагогических работников по реализации образовательных программ | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и государства |
| Педагогический работник | Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и государства |
| Объектные, субъектные и обстановочные условия в образовательной организации | Педагогическая деятельность и ученическая деятельность в соответствии с требованиями ФГОС | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и государства |
| Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Две основные задачи | Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и социальным заказом государства |
| 10 задач, которые легли в основу федерального национального проекта «Образование» | Это - современная школа, успех каждого ребенка, поддержка семей, имеющих детей, цифровая образовательная среда, учитель будущего, молодые специалисты, новые возможности для каждого, социальная активность, экспорт образования, социальные лифты для каждого. | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и социальным заказом государства |
| Реализация 4 основных направлений развития системы образования | Обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и социальным заказом государства |
| Формирование у педагогических работников компетенций инновационной деятельности | - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; - способность к критическому мышлению; - способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и социальным заказом государства |
| Применение инновационных технологий в педагогической деятельности | Технология проблемного обучения, технология проектного обучения и технология педагогического сотрудничества | Готовность и способность самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки, умения, компетенции в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, общества и социальным заказом государства |
13