Требования ФГОС к освоению программ по предметам и методы оценки метапредметных результатов достижений учащихся основной школы.
Требования ФГОС ООО настраивают учителя на переосмысление системы оценки достижения обучающимся предметных результатов. У каждого учителя, в начале пути перехода на ФГОС, возникают вопросы "Что оценивается в рамках ФГОС ООО?", "Кем оценивается?", "Как оценивается?" и "Где фиксируются образовательные достижения?".
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников . Одной из особенностей системы оценки является комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных, личностных результатов.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она действительно переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
В разделе прописаны условия, средства, методы и формы оценивания всех трех типов образовательных результатов, используемых в учебно-воспитательном процессе.
На данном этапе нас интересует только одна группа: оценка метапредметных результатов. Это оценка достижений, представленных в разделах «Регулятивные…», «Коммуникативные…», «Познавательные универсальные учебные действия». Программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность):
коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества);
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие).
То есть оценивается умение учиться.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга для оценки метапредметного результата являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов и защиты итогового индивидуального проекта
• материалов комплексных работ на межпредметной основе
Существуют методики для оценивания метапредметных результатов в виде типовых вопросов, которыя основывается на уровневом понимании (может быть направлена на работу с понятиями, отрывком учебного текста или текста в целом):
1 уровень – репродуктивный (опознание элементов информации; выявление фактов; использование ранее усвоенных понятий; словесное и визуальное описание объектов, которые обладают определенными свойствами- Когда…? Где…? Что...? )
2 уровень –предметный (выделение главного; установление связей между понятиями; объяснение причин; использование разных способов интерпретации фактов и явлений; обобщение объектов, отношений и действий; соотнесение своих действий с целями собственной деятельности - Как…? Каким образом…? Каким способом…? Как связаны между собой..? Почему? )
3 уровень- творческий (функциональный):
предвосхищение последствий принимаемых решений, а также прогноз возможных изменений проблемной ситуации;
учет разных мнений и познавательных позиций;
готовность принимать любые необычные сведения, уметь анализировать провокационные ситуации;
способность к свертыванию процесса рассуждения и системы соответствующих действий;
осознание возможности множества разнообразных, в том числе альтернативных мысленных "взглядов" на одно и то же явление
(Предположите, что произойдет, если...? что будет, если..? Можете ли вы предположить…? С какой еще точки зрения можно взглянуть на эту проблему…?)
Про этом важно фиксировать достижение обучающихся, что можно сделать с помощью карт и графиков мониторинга по каждому из уровней.
Все же основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Проводятся занятия по подготовке проекта и после защиты можно провести самоанализ работы.
Внутришкольный мониторинг (карты наблюдений, классные журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы оценки).
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Результаты промежуточной аттестации - это результаты внутришкольного мониторинга. Промежуточная аттестация является внутренней оценкой
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем и фиксируется с помощью оценочных листов и пр документации
Результаты итоговой аттестации характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется внешними органами, т. е. является внешней оценкой.
Отсюда следует, что система оценки образовательных достижений в новых стандартах имеет ряд особенностей:
Она включает в себя внешнюю оценку и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
Имеет комплексный характер.
Она предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Таким образом, первоначально принимается опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.