СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к исследовательской работе по краеведению

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

как заинтересовать учащихся краеведческим материалом и научить писать исследовательскую работу.

Просмотр содержимого документа
«требования к исследовательской работе по краеведению»

Уровни краеведческой работы в ОУ

  • Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

  • Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

  • Третий уровень — изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.



Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Формирование аналитического и критического мышления.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

  • Самоутверждение учащихся.



Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

  • Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

  • Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

  • Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

  • Определить актуальность, практическую значимость исследования.

  • Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

  • Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

  • Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

  • Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

  • Описать процесс исследования.

  • Обсудить результаты исследования.

  • Сформулировать выводы.

  • Оформить работу и отправить ее на конкурс.

  • Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

  • Подготовить ответы на вопросы.



Правила выбора темы

  • Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

  • При выборе темы следует учитывать:

  • Актуальность.

  • Новизну.

  • Практическую значимость.

  • Степень изученности.

  • Возможность найти необходимые источники.

  • Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

  • Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

  • Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

  • Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

  • Тема должна соответствовать интересу автора и степени его подготовленности.



Название работы



Объект и предмет исследования

  • Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

  • Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

  • В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.



Формулировка цели

  • Сравнить…

  • Определить…

  • Классифицировать…

  • Проанализировать…

  • Оценить…

  • Описать…

  • Обобщить…

  • Опознать…

  • Восстановить…

  • Составить список и т.д.



Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

  • Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

  • Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

  • Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.


Введение

  • Чему посвящена исследовательская работа?

  • В чем состоит актуальность работы?

  • Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

  • Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

  • Хронологические рамки исследования.

  • Что является объектом исследования?

  • Что является предметом исследования?

  • Цель работы.

  • Задачи (3-4).

  • В чем состоит практическая значимость работы?

  • Какие методы исследования использовались в работе?

  • Какова структура работы?

  • Сколько наименований включает в себя библиография?





Виды источников

  • Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Очень важно читать все детали документа: изображения на бланках, печати, фамилии подписавших эти документы и др.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

  • Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

  • Устные: беседы, интервью и т.д.

  • Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

  • Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).



Работа с литературой

  • Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

  • На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

  • В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

  • На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

  • Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

  • После работы с литературой рекомендуется написать фрагмент работы, который условно можно назвать «Обзор литературы».



Требования к записи воспоминаний и рассказов

  • Карточка респондента:

  • ФИО респондента.

  • Год рождения, дата.

  • Место рождения.

  • Национальность.

  • Образование.

  • Профессия (род занятий).

  • Социальное положение.

  • Адрес.

  • Дата записи.

  • Данные о составителе карточки.



Этапы написания исследовательской работы по родословию

  • Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

  • Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

  • Составление родословной схемы.

  • Изучение документов семейного архива.

  • Поиск материалов в Интернете и их изучение.

  • Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.



Генеалогическая карточка

  • Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

  • Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

  • Дата и место рождения.

  • Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

  • Национальность.

  • Фамилия, имя, отчество отца.

  • Фамилия, имя, отчество матери.

  • Место или места жительства, с указанием дат.

  • Имена и даты рождения братьев и сестёр.

  • Образование, что окончил.

  • Место (места) работы или службы, должности.

  • Участие в войнах, каких, где.

  • Награды, звания.

  • ФИО жены (мужа).

  • ФИО детей, их даты рождения.

  • Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

  • Хобби (увлечение).

  • Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

  • Дата заполнения.



Изучение персоналий

  • Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

  • Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

  • Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

  • Связь изучаемого с регионом.

  • Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.



Требования к оформлению приложений

    • Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

    • В работе должен быть Список приложений.

    • В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

    • Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

    • Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

    • Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

    • Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

    • Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)



Советы докладчику

  • Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

  • Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

  • Далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены.

  • Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

  • Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

  • Далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

  • Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.



Критерии оценки исследовательской работы

  • Актуальность и новизна исследования

  • Четкость постановки целей и задач

  • Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

  • Логичность выступления.

  • Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

  • Культура устного выступления.

  • Глубина исследования

  • Степень авторского вклада участника в проведенное исследование.

  • Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

  • Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

  • Оформление.



Факторы успешности исследовательской работы

  • Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

  • Добровольность выбора темы учащимся.

  • Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

  • Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

  • Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

  • Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

  • Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.



Рекомендации по организации исследовательской работы в УДОД

  • Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

  • Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

  • Дать представление об источниках, их видах.

  • Научить описанию музейных предметов.

  • Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

  • Провести занятия по методике сбора устных источников.

  • Разработать и включить в авторскую программу объединения тему «Исследовательская работа».

  • Предложить на выбор темы для исследования.

  • Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!