умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
прогнозировать результат своих действий;
умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания как по ходу его выполнения, так и результат работы;
умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении учебных задач;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владеть рядом общих приёмов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, используя различные справочные материалы (учебные пособия, детские периодические печатные издания);
свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей: определять основную и второстепенную информацию, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выделять смысловые части, ключевые слова, главную мысль текста, его тему, составлять план); осмысливать цель чтения и выбирать вид чтения в зависимости от цели; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, рисунка, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели и схемы (глобус, карта, «лента времени», диаграмма, таблица);
дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
самостоятельно строить модели изучаемых объектов и процессов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
сравнивать, классифицировать, по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, делать выводы;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
распределять обязанности при работе в группе;
выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента) в соответствии с задачами учебной деятельности;
брать интервью у одноклассников и взрослых;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе (уточнять план действий и конечную цель);
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
аргументировано критиковать допущенные партнером ошибки;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
владеть диалогической формой речи;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.