Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях введения ФГОС
образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад подготовила:
Учитель начальных классов
Лайко Н.В.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ООП ― основная образовательная программа;
ФГОС НОО ― федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
АОП ― адаптированная образовательная программа;
АООП ―адаптированная основная образовательная программа.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса .
Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Вариант 2:
обязательная часть 60%, а формируемая 40%
АООП содержит три раздела:
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
Содержательный раздел
- определяет общее содержание образования обучающихся и включает программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов.
Организационный раздел
- определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП :-учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие -области, внеурочную деятельность;
-систему специальных условий реализации АООП
Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта
2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся
3) описание особых образовательных потребностей обучающихся;
4) общие подходы к организации внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП представлены личностными и предметными результатами.
- Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
- Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
- Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР)
- Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся .
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
Должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения ). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП общего образования умственно отсталых обучающихся определяет образовательная организация.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей
№
Образовательные области
1
Учебные предметы
ЯЗЫК И РЕЧЕ-
2
Основные задачи реализации содержания
ВАЯ ПРАКТИКА
Русский язык
Чтение
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Устная речь
МАТЕМАТИКА
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Математика
3
ЕСТЕСТВОЗНА НИЕ
Окружающий мир
Природоведение
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы .
Естествознание
География
4
ОБЩЕСТВОЗНА-
НИЕ
История Отечества
История и культура
Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях
родного края
Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия
5
ИСКУССТВО
Музыка
Изобразительное
Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.
искусство
Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах иску сства.
6
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
Физическая культура
Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
7
ТЕХНОЛОГИИ
Трудовое обучение
Профильная трудовая подготовка
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах , овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов
Область
Коррекционные
Коррекционно-
предметы
Основные задачи реализации содержания
развивающая область
Коррекционно-
развивающие занятия
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Логопедия
Коррекция недостатков произносительной лексической, лексико-грамматической и синтаксической сторон речи. Развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных навыков. Расширение представлений об окружающей действительности.
Ритмика
Лечебная физкультура
Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально- волевой сфер. Развитие общей и речевой моторики. Привитие навыков здорового образа жизни
Количество учебных занятий
В начальной школе не может составлять за 5 учебных лет не более 3732часа,
за 4 учебных года – 3039 часов;
в старшей школе(5-11 классы) не может составлять более 7875 часов
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо и др.);
Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет:
на ступени начального обучения не менее 1350 часов и не более 1680часов;
в старших классах (V-XI)до 2450 часов;
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
Сформированность универсальных учебных действий у умственно отсталых обучающихся должна быть определена на этапе завершения обучения в школе.
Виды УУД :
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (цель , планирование, прагноз, контроль, оценка)
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Программы отдельных учебных предметов
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся и программы формирования универсальных учебных действий.
Программа учебного предмета (курса) должна содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);
- общую характеристику учебного предмета (курса);
- описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);
- содержание учебного предмета (курса);
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа духовно-нравственного развития
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;
Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику
Программа должна включать :
Цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения умственно отсталых школьников), формы организации работы;
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа должна содержать :
цели и задачи,
планируемые результаты,
основные направления и перечень организационных форм.
Программа коррекционной работы
должна обеспечивать :
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
должна содержать :
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего образования;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения умственно отсталых в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов.