СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит педагогов, работающих  с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стребваниями к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Просмотр содержимого документа
«Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях введения ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)          Доклад подготовила: Учитель начальных классов Лайко Н.В.  

Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях введения ФГОС

образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Доклад подготовила:

Учитель начальных классов

Лайко Н.В.

 

 В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ООП ―  основная образовательная программа; ФГОС НОО ―  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. АОП ―  адаптированная образовательная программа; АООП ―адаптированная основная образовательная программа.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ООП ― основная образовательная программа;

ФГОС НОО ― федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

АОП ― адаптированная образовательная программа;

АООП ―адаптированная основная образовательная программа.

АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса .  Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.  Вариант 2:  обязательная часть 60%, а формируемая 40%

АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса .

Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.

Вариант 2:

обязательная часть 60%, а формируемая 40%

АООП содержит три раздела:  Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся и включает программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП :-учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие -области, внеурочную деятельность;  -систему специальных условий реализации АООП

АООП содержит три раздела:

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

Содержательный раздел

  • определяет общее содержание образования обучающихся и включает программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов.

Организационный раздел

  • определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП :-учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие -области, внеурочную деятельность;

-систему специальных условий реализации АООП

Пояснительная записка должна раскрывать:   1) цели реализации АООП конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта 2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся   3) описание особых образовательных потребностей обучающихся;   4) общие подходы к организации внеурочной деятельности Планируемые результаты освоения обучающимися АООП представлены личностными и предметными результатами. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся

Пояснительная записка должна раскрывать:

  1) цели реализации АООП конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта

2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся

  3) описание особых образовательных потребностей обучающихся;

  4) общие подходы к организации внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП представлены личностными и предметными результатами.

  • Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
  • Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся .

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный

  • Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР)
  • Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся .
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП Должна:  закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,  описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки  ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное  развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование универсальных учебных действий;  обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;  позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

Должна:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,

описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки

  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов общего образования и формирование универсальных учебных действий;

  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП   Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения ). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП общего образования умственно отсталых обучающихся определяет образовательная организация.

Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП

 

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения ). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП общего образования умственно отсталых обучающихся определяет образовательная организация.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей

Образовательные области

1

Учебные предметы

ЯЗЫК И РЕЧЕ-

2

Основные задачи реализации содержания

ВАЯ ПРАКТИКА

Русский язык

Чтение

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Устная речь

МАТЕМАТИКА

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

Математика

3 ЕСТЕСТВОЗНА НИЕ Окружающий мир Природоведение Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы . Естествознание География

3

ЕСТЕСТВОЗНА НИЕ

Окружающий мир

Природоведение

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы .

Естествознание

География

4 ОБЩЕСТВОЗНА- НИЕ История Отечества История и культура Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях родного края Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия

4

ОБЩЕСТВОЗНА-

НИЕ

История Отечества

История и культура

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях

родного края

Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия

 5 ИСКУССТВО  Музыка Изобразительное  Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. искусство Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах иску сства.

5

ИСКУССТВО

Музыка

Изобразительное

Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

искусство

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах иску сства.

6 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Физическая культура Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

6

ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА

Физическая культура

Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

7 ТЕХНОЛОГИИ Трудовое обучение Профильная трудовая подготовка Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах , овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

7

ТЕХНОЛОГИИ

Трудовое обучение

Профильная трудовая подготовка

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах , овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов   Область Коррекционные Коррекционно- предметы Основные задачи реализации содержания развивающая область Коррекционно- развивающие занятия Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Логопедия Коррекция недостатков произносительной лексической, лексико-грамматической и синтаксической сторон речи. Развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных навыков. Расширение представлений об окружающей действительности. Ритмика Лечебная физкультура Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально- волевой сфер. Развитие общей и речевой моторики. Привитие навыков здорового образа жизни

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов

Область

Коррекционные

Коррекционно-

предметы

Основные задачи реализации содержания

развивающая область

Коррекционно-

развивающие занятия

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Логопедия

Коррекция недостатков произносительной лексической, лексико-грамматической и синтаксической сторон речи. Развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных навыков. Расширение представлений об окружающей действительности.

Ритмика

Лечебная физкультура

Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально- волевой сфер. Развитие общей и речевой моторики. Привитие навыков здорового образа жизни

Количество учебных занятий      В начальной школе не может составлять за 5 учебных лет не более 3732часа, за 4 учебных года – 3039 часов;   в старшей школе(5-11 классы) не может составлять более 7875 часов В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо и др.);   Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет:   на ступени начального обучения не менее 1350 часов и не более 1680часов;   в старших классах (V-XI)до 2450 часов;

Количество учебных занятий  

В начальной школе не может составлять за 5 учебных лет не более 3732часа,

за 4 учебных года – 3039 часов;

  в старшей школе(5-11 классы) не может составлять более 7875 часов

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо и др.);

  Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет:

 

на ступени начального обучения не менее 1350 часов и не более 1680часов;

  в старших классах (V-XI)до 2450 часов;

   Программа формирования универсальных учебных действий  (УУД)      Сформированность универсальных учебных действий у умственно отсталых обучающихся должна быть определена на этапе завершения обучения в школе. Виды УУД :   Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД   обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (цель , планирование, прагноз, контроль, оценка)  Познавательные УУД  включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)  

Сформированность универсальных учебных действий у умственно отсталых обучающихся должна быть определена на этапе завершения обучения в школе.

Виды УУД :

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД   обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (цель , планирование, прагноз, контроль, оценка)

Познавательные УУД  включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Программы отдельных учебных предметов Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся и программы формирования универсальных учебных действий. Программа учебного предмета (курса) должна содержать:  пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); общую характеристику учебного предмета (курса);   описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;   личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);   содержание учебного предмета (курса);   описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся и программы формирования универсальных учебных действий.

Программа учебного предмета (курса) должна содержать:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);
  • общую характеристику учебного предмета (курса);  
  • описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;  
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);  
  • содержание учебного предмета (курса);  
  • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа духовно-нравственного развития   В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;  Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику Программа должна включать : Цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения умственно отсталых школьников), формы организации работы;    

Программа духовно-нравственного развития

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения; 

Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику

Программа должна включать :

Цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения умственно отсталых школьников), формы организации работы;

 

 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; 

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. 

Программа должна содержать :

цели и задачи,

планируемые результаты, 

основные направления и перечень организационных форм.

 

 

Программа коррекционной работы

должна обеспечивать

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; 

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); 

должна содержать :

перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего образования;

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения умственно отсталых в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов.