ЦДОД МБОУ гимназия «УВК № 1»
Требования к техническим зачётам и академическим концертам секции «фортепиано» ТО «Музыкальная школа»
Выполнила: педагог дополнительного образования Атапина Г.А.
г. Воронеж
Технические зачёты (в дальнейшем – техзачёты).
Проходят в учебном классе в удобное для учащегося время с обязательным присутствием коллег (1-2 человека).
Техзачёты проводятся с 3-го года обучения (в дальнейшем - г. о.) в конце I четверти и середине III четверти.
В первом полугодии сдаются диезные гаммы и этюд.
Во втором полугодии сдаются бемольные гаммы, этюд и термины.
Термины - либо по образцу (прилагается), либо собственные (предоставить каждому педагогу термины, написанные со 2-го по 7-й г. о.).
Третий г. о. – играются параллельный мажор и минор с двумя знаками.
Четвёртый г. о. – играются параллельный мажор и минор с тремя знаками.
Пятый г. о. – играются параллельный мажор и минор с четырьмя знаками.
Шестой г. о. – играются параллельный мажор и минор с пятью знаками.
Седьмой г. о. – играются параллельный мажор и минор с шестью знаками.
В выпускных классах выступления учащегося на техзачётах не обязательно (на усмотрение педагога). Гаммы проходятся и сдаются в классном порядке.
Способные дети могут сдавать техзачёты со 2-го г. о., где играют параллельный мажор и минор с одним знаком.
Менее способные дети могут идти по облегчённой программе:
Третий г. о. – играются параллельный мажор и минор с одним знаком.
Четвёртый г. о. – играются параллельный мажор и минор с двумя знаками.
Пятый г. о. – играются параллельный мажор и минор с тремя знаками.
Шестой г. о. – играются параллельный мажор и минор с четырьмя знаками.
Седьмой г. о. – играются параллельный мажор и минор с пятью знаками.
В единичных случаях этюд может быть заменён на виртуозную пьесу, но такая замена должна быть исключением и не превращаться в систему.
В случае, если учащийся готовится к конкурсу, возможна сдача техзачёта по частям, не более, чем в два этапа, при условии, что оба этих этапа принимает один и тот же педагог (нельзя гаммы сдавать одному педагогу, а этюд - другому). Ни одна из частей техзачёта пересдаче не подлежит.
Если учащийся долго болел, он освобождается от сдачи техзачёта при условии, что гаммы и этюд проходятся в классном порядке.
Виды техники по каждому г. о. уточняются в индивидуальных рабочих программах педагогов секции «фортепиано».
Академические концерты (в дальнейшем – академконцерты).
Проходят два раза в год (конец I и II полугодий) в назначенное администрацией время в малом зале ЦДОД в присутствии экзаменационной комиссии. Академконцерт второго полугодия приравнивается к переводному экзамену.
Первый г. о. Предусмотрен один академконцерт в конце второго полугодия. Исполняются три произведения. Жанры выбираются в соответствии со способностями ребенка, согласно индивидуальной рабочей программе каждого педагога. Допускаются этюд и ансамбли.
Дети первого г. о., имеющие подготовку, могут играть на двух академконцертах (в конце I и II полугодий), но программа выступления на декабрьском академконцерте должна предполагать определённые знания, умения и навыки. Не допускается игра одним или несколькими пальцами на non legato пьес, состоящих из нескольких клавиш.
Второй г. о. Учащиеся выступают на двух академконцертах: в конце I полугодия они исполняют два произведения, в конце II полугодия – три произведения.
Программы выступлений на этих академконцертах должны включать по выбору педагога:
Две полифонии и одну крупную форму; данные варианты выбираются в
Одну полифонию и одну крупную форму; зависимости от индивидуальных
Две полифонии. особенностей ученика.
Остальное – пьесы (допускаются ансамбли и этюды). Программы составляются согласно индивидуальной рабочей программе каждого педагога.
С третьего г. о. этюд играется на техзачёте. Любое исключение рассматривается в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся ситуации: болезнь ребёнка; подготовка к конкурсу, где в программе предусмотрен этюд и т. п.
С третьего по шестой г. о. (если ребёнок учится по 7-летней программе) и с третьего по четвёртый г. о. (если ребёнок учится по 5-летней программе) – учащийся играет на академконцертах два раза в год: в конце I полугодия (исполняются два произведения) и в конце II полугодия (исполняются три произведения).
Дети, участвующие в конкурсах, (включая I-II г. о.) по уровню не ниже районного, могут играть на академконцерте II полугодия два произведения (на усмотрение педагога).
Выступление учащегося (включая I-II г. о.) на ответственном школьном мероприятии может быть приравнено к выступлению на академконцерте (на усмотрение педагога). К ним относятся школьные конкурсы, общешкольные концерты и мероприятия. Ответственными мероприятиями не являются: классные концерты, праздничные утренники в одном или нескольких классах, выступление учащегося на уроке музыки.
Обязательным для каждого г. о. является исполнение учащимся одной полифонии и одной крупной формы.
Варианты академконцерта I полугодия: данные варианты выбираются в зависимости
Полифония и пьеса; от индивидуальных особенностей ученика,
Крупная форма и пьеса. согласно индивидуальной рабочей программе
Варианты академконцерта II полугодия: каждого педагога.
Полифония, крупная форма и пьеса;
Полифония и две пьесы;
Крупная форма и две пьесы.
В случае продолжительной болезни учащегося академконцерт может быть заменён на контрольный урок, который проходит в учебном классе в удобное для педагога время в присутствии коллег (1-2 человека). Возможна пересдача выступления на академконцерте в сроки, установленные администрацией.
Ансамбли. В течение года на двух академконцертах учащийся может сыграть 1-2 ансамбля с педагогом или с другим учащимся. В единичных случаях дети, не имеющие музыкальных способностей, могут сыграть три ансамбля с педагогом или с другим учащимся (это не относится к выпускному классу).
Ансамбль из двух и более учащихся играется на академконцерте только в том случае, если предмета «ансамбль» нет в нагрузке у педагога. Если такой предмет есть в нагрузке, то он идёт отдельным зачётом. «Ансамбль» как самостоятельный предмет предполагает наличие двух и более детей. Ансамбль одного ребёнка с педагогом в этом случае не допустим. Вышесказанное по предмету «ансамбль» относится ко всем годам обучения.
Ансамблями считаются: пьесы для четырёх и более рук; концерты; любая крупная форма для четырёх рук и в редких случаях – полифонические переложения для четырёх рук. Жанр этюда в виде ансамбля не допускается. Хоровые партитуры в оригинальном изложении не допускаются.
Обработки для фортепиано. Возможно исполнение хоровых, вокальных и инструментальных переложений для фортепианного ансамбля и соло, выполненных выдающимися музыкантами и педагогами-пианистами, такими как А. Артоболевская, А. Николаев и др. Собственные обработки хоровых партитур, вокальной и инструментальной музыки без соответствующей рецензии не допускаются. Без рецензии допускаются собственные обработки (ансамбль и соло) лёгких детских песен только для первого г. о.
Выпускной класс.
Выпускная программа по пятому и седьмому г. о. составляется из четырёх жанров:
- этюд;
- полифония;
- крупная форма;
- пьеса.
Все жанры должны быть чёткими и понятными для коллег. Если жанр непонятен, то педагог должен предоставить на МО грамотные методические рекомендации (не ксерокопии), где дано ясное определение жанра данного музыкального произведения.
Допускается один ансамбль. Случаи с двумя ансамблями в практике не встречались.
В течение года выпускники играют три раза: два зачёта (декабрь – два произведения; апрель – вся программа) и выпускной экзамен в конце года. Перенос выпускного экзамена на другой срок возможен в экстренных ситуациях по согласованию с администрацией и директором МБОУ гимназия «УВК № 1». Пересдача выпускного экзамена в практике не встречалась.
Спорные моменты по выпускной программе.
Фортепианные циклы.
Авторские сборники пьес (например, «Песни без слов» Ф. Мендельсона; полифонические сюиты типа «Французских сюит» И. С. Баха), или просто несколько пьес одного композитора не являются крупной формой. Крупной формой являются циклы, объединённые одним или несколькими лейтмотивами и носящие черты рондо, сонаты или вариаций (например, цикл «Карнавал» Р. Шумана). Но в таком случае цикл должен исполняться целиком.
Все спорные случаи должны рассматриваться на МО с предоставлением педагогом оригинального нотного текста (не ксерокопии) и методических рекомендаций (не ксерокопии), указывающих, что данный цикл является крупной формой.
Старинная крупная форма.
Например, Сарабанда с вариациями Г. Генделя может исполняться и как полифония, и как крупная форма.
Недопустимо играть Сарабанду с вариациями как полифонию и следом какие-либо ещё вариации как крупную форму, так как получается, что в программе два вариационных жанра. Если берётся Сарабанда с вариациями как полифония, то крупная форма должна быть в жанре сонаты или рондо. Одинаковые жанры в программе не допускаются.
Стилистика.
Выпускная программа должна предусматривать разные стили. Недопустимо следующее сочетание:
- Н. Паганини – Этюд - А. Гедике – Этюд;
- Л. Моцарт – Менуэт; - А. Гедике – Трёхголосная прелюдия;
- В. Моцарт – Рондо; или - Д. Кабалевский – Сонатина;
- Й. Гайдн – Пьеса. – С. Майкапар – Пьеса.
Критерии оценки.
Исполнение текста программы наизусть с ошибками – 3 (удовлетворительно);
Выученный наизусть текст с методическими грамотными замечаниями педагога – 4 (хорошо);
Выученный наизусть текст с методически грамотными замечаниями педагога и собственным отношением ученика – 5 (отлично).
Все спорные моменты, не затронутые в данных требованиях, должны выноситься на МО для коллегиального обсуждения.