Просмотр содержимого документа
«Требования к учебному процессу при применении проектной деятельности»
Одна из главных задач начальной школы – сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество. Учебное сообщество – группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда (проектной деятельности). Задача учителя состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: он предполагает взаимодействие педагога, ученика, их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности.
В образовательном процессе актуальными становятся приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В нашей школе мы решаем эту проблему через организацию проектной деятельности. Для этого используем индивидуальную, групповую и парную работу и применяем ИКТ. Для раскрытия тем проектов, учащиеся используют такие ресурсы, как: школьная библиотека, городская детская библиотека, домашние библиотеки учащихся, интернет ресурсы, интерактивная доска. Если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Среди основных требований, предъявляемых к проектной деятельности, одну из ведущих позиций занимает требование системности применения. В нашей школе метод проектов осуществляется через отдельные этапы, которые последовательны и взаимосвязаны.
Погружение в проект. Первый этап – самый короткий. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует тему проекта.
Организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Они могут быть разной продолжительности и предполагать различную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах, узнать, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе - провести собственные исследования, сделать собственные замеры. Далее следует обобщить и то, и другое. Затем – выступление с результатами ученического исследования.
Осуществление деятельности. Этот этап предполагает непосредственную работу. Здесь учителю отводится роль стороннего наблюдателя. Дети все делают сами, однако, степень самостоятельности зависит от уровня подготовленности детей, их умения применять на практике необходимые методы и технологии. Но если учащимся требуется помощь, учитель ее осуществляет.
Презентация. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Продуктом проектной деятельности могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газета, альманах, костюмы, макеты, сценарии. (см. приложение)
Данная технология может применяться на уроках различных типов. Все сказанное справедливо по отношению к учащимся начальной школы. Конечно, возрастные особенности накладывают ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако, вовлекать младших школьников нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, чтобы не нарушить преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В своей работе мы реализуем индивидуальный и дифференцированный подходы в условиях применения метода проекта. Каждый ребенок имеет право: не участвовать ни в одном из проектов, участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях, выйти в любой момент из любого проекта, в любой момент начать свой новый проект.
В нашей школе реализуются следующие типы проектов: творческие (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемка фильма и т.д.), которые позволяют ребенку проявить и развить свои способности, участвуя в которых обучающийся «примеряет» на себя чей-то образ и таким образом познает мир, учится строить взаимоотношения; информационные, предполагающие глубокую аналитическую работу с информацией; прикладные, завершающие изготовление нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; исследовательские, направленные на развитие у школьников исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления и исследовательской культуры. Участники образовательного процесса представляют свои проекты обучающимся школы (отряд ЮИД, драматический кружок, школьный ансамбль, фотокружок).