СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зайцева НВ ЭОР учителя ОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

использование при подготовке выпускников к написанию задания № 25 КИМ ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«аннотация по работе с тренажёром»

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ. ТРЕНАЖЁР ПО ИСТОРИИ

Зайцева Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» (МБОУ «СОШ № 1»),

г. Камень-на-Оби

Тема разработки: история России первая половина ХХ века

Форма разработки: тренажер.

Класс: 11 класс.

Предмет: история (история Отечества).

Актуальность разработки: В 2016 г. введено новое задание на ЕГЭ по истории – написание исторического сочинения по указанному периоду. Учащиеся несколько растерялись, ведь в предыдущие годы было иное задание – написать сочинение по характеристике личности. Данный ресурс будет полезен для выпускников тем, что задания и материал, представленный в тренажёре будет способствовать формированию навыков написания сочинения. По достаточно трудному периоду истории России первой половине ХХ века будет систематизирован материал в одном ресурсе.

Цель: формирование целостного представления того или иного периода истории России.

Задачи:

- формирование навыка, грамотно опираясь на иллюстративный материал определять события, характеризовать роль личности;

- определять термины данного периода;

- развитие последовательного связного изложения материала;

Периоды: 1917-1921гг; 1928-1941гг; 1941-1945гг истории России

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Описание ресурса Презентация выполнена в приложении PowerPoint2007, состоит из 13 слайдов:

слайд 1 – титульный;

слайд 2, 3 – описание ресурса;

слайд 4 – содержание задания 25 по истории

слайд 5 – содержание, слайд навигации, с него по гиперссылкам осуществляется переход к страничкам тренажёра;

слайды 6 – 12 – страницы тренажёра;

слайды 13 – ссылки на использованные графические объекты и литературу.

Ресурс содержит 3 периода отечественной истории первой половины ХХ века. Каждому, из которых посвящена отдельная страница - слайд с настроенными кнопками-триггерами «Рисунок», «События», «Личности», «Термин», «Причина», «Оценка» В зависимости от формы работы щелчком левой кнопки мыши запускается действие. Кроме того, имеется кнопка «Далее» для перехода на следующий слайд и кнопка возврата к содержанию тренажёра (слайду навигации). Переход между слайдами по щелчку отключен.

Формы работы со страницами тренажёра

Выбираем период истории, по которому выпускник собирается писать сочинение, нажатием левой кнопки переходим на содержание данного периода.

Определение периода отечественной истории формируется на основе представленного иллюстративного материала: щелчок по кнопке-триггеру «Рисунок»

О каких событиях рассказывает представленная иллюстрация?

С помощью чего можем рассмотреть события Гражданской войны? (карта). Щелчок по кнопке-триггеру «События» переводит внимание на историческую карту. Организуем беседу по карте.

Покажите район формирования Добровольческой армии белого движения? Найдите и покажите г. Екатеринодар. Вспомните, кто стоял у истоков формирования Добровольческой армии?

Найдите и покажите г. Омск. Вспомните, когда здесь была установлена диктатура Колчака? (18 сентября 1918)

Покажите район действий армии Колчака и Красной армии 1918-1919гг.

Покажите район действий Красной армии против белой армии А.И. Деникина.

На основе исторической карты сделайте вывод о наиболее опасных для большевиков очагах белого движения.

щелчок по кнопке-триггеру «Личности»

Чем известны Вам эти личности, кто на Ваш взгляд сыграл большую роль в событиях Гражданской войны?

Нажатием кнопки далее приводим роль Колчака и Фрунзе в Гражданской войне.

С помощью стрелки вниз на клавиатуре переходим к заданиям, с помощью, которых отрабатываем причинно-следственные связи, терминологию и оценку значимости данного периода.

щелчок по кнопке-триггеру «причины» выводит на слайд задание 1. из рабочей тетради по истории России, и учитель предлагает расставить причины Гражданской войны по степени значимости. Далее учащиеся работают с историческим источником «Из обращения адмирала Колчака к населению» и дают ответы на вопросы:

Можно ли считать Колчака сторонником реставрации царских порядков? Аргументируйте свой ответ цитатой из документа

Почему крестьяне не поддержали Колчака и других лидеров белого движения? Почему белое движение потерпело поражение? Нажатием кнопки - триггер «Причина», вторично продолжаем работать с историческими документами и отвечаем на поставленные вопросы.

Далее работаем с терминологией Гражданской войны и предлагаем учащимся продолжить список терминов, имеющих место с темой «Гражданская война».

щелчок по кнопке-триггеру «Оценка» знакомит учащихся с точкой зрения американского исследователя П. Кенеза и организуем беседу по вопросу: «В чем на Ваш, взгляд заключается историческое значение Гражданской войны»?

Вместе с учащимися учитель делает вывод о том, что



Отработав тему Гражданской войны, нажатием кнопки возврата возвращаемся на слайд навигатор.

Выбираем следующую тему 1928-1941гг.

Определение периода отечественной истории формируется на основе представленного иллюстративного материала: щелчок по кнопке-триггеру «Рисунок»

О каких событиях рассказывает представленная иллюстрация?

(о первых пятилетках)

Щелчок по кнопке-триггеру «События» переводит внимание выпускников на историческую карту. Организуем беседу по карте.

Покажите на карте важнейшие стройки пятилеток, построенные в те годы каналы, ж\д.

Какие явления и процессы происходили в нашей стране параллельно с первыми пятилетками?

Кого из личностей этого периода Вы знаете? Щелчок по кнопке-триггеру «Личности» выводит на экран Сталина, Бухарина, Стаханова. Почему мы обращаем внимание именно на эти личности? Учащиеся характеризуют действия Сталина, Бухарина и Стаханова.

Кнопка далее переносит работу на следующий слайд

Организуем беседу постановкой учебной задачи: « В 1931 году Сталин говорил “…отсталых бьют…мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.

Какие причины делали индустриализацию необходимой? Почему одновременно с индустриализацией была объявлена коллективизация?» Щелчком по кнопке-триггеру «Причина» выполняем задание из рабочей тетради о причинах коллективизации.

Щелчком по кнопке-триггеру «Термин» выполняем задания с терминами.

Щелчком по кнопке-триггеру «Оценка» организуем беседу по вопросу: «В чем на Ваш, взгляд заключается историческое значение периода первых пятилеток для истории России»?

Отработав тему, нажатием кнопки возврата возвращаемся на слайд навигатор и выбираем тему 1941-1945 гг.


Определение периода отечественной истории формируется на основе представленного иллюстративного материала: щелчок по кнопке-триггеру «Рисунок»

О каких событиях рассказывают представленные иллюстрации?(о ВОВ)

Щелчок по кнопке-триггеру «Личности» выводит на экран Сталина, Жукова. Почему? организуем работу с биографическими справками, выясняя роль в истории Жукова и Сталина. (прием «инсерт» (маркировка текста)

ЖУКОВ ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1896-1974) - Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей.

Полководческий талант Жукова в полной мере раскрывается в гг. Великой Отечественной войны. 23 июня 1941 г. он назначается членом Ставки Верховного Главнокомандования. В августе 1942 г. - первым заместителем народного комиссара обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Уже в первые дни вражеского вторжения Жуков организовал на Юго-Западном фронте контрудар силами нескольких механизированных корпусов в районе города Броды. Это было первое крупное танковое сражение с начала Второй мировой войны. Под Берестечко, Луцком и Дубно советские танки сходу атаковали наступающие колонны немцев. С обеих сторон на участке шириной всего до 70 километров столкнулось около 2 тысяч бронированных машин. В результате операции план высшего гитлеровского командования с ходу прорваться к столице Украины городу Киеву и выйти на левобережье Днепра был сорван. Советские корпуса были обескровлены, но и неприятель понес немалые потери в боевой технике, что заметно снизило его возможности.

В конце июля генерал армии Жуков был отстранен Сталиным от должности начальника Генштаба. По версии самого Жукова это произошло из-за желания вождя во что бы то ни стало удержать Киев, тогда как генерал предлагал немедленно отойти на левый берег Днепра, спасая войска от окружения. Тем не менее, вскоре Жуков занимает заметный участок борьбы с захватчиками. В августе - сентябре 1941 г. он командует войсками Резервного фронта и в условиях продолжающегося продвижения на восток немецко-фашистских войск проводит Ельнинскую операцию. В Великой Отечественной войне она стала для Красной Армии первым сравнительно большим наступательным успехом. В таких решительных боях изматывались силы захватчиков, группировки вермахта теряли ударную силу и время. Советские воины приобретали навыки современного боя и уверенность в себе.

В битве под Москвой в полной мере проявились оперативно-стратегические черты полководческого искусства Жукова. Необходимо выделить его огромное самообладание и уверенность, которые в, казалось бы, безнадежной обстановке позволяли применить наиболее рациональные способы решения поставленных задач. От Жукова требовалось восстановление не просто прорванного на отдельных направлениях, а полностью нарушенного фронта обороны. Противника нужно было остановить любой ценой. Командующий бросал все немногочисленные резервы на закрытие брешей, перебрасывал войска с одних сравнительно устойчивых на другие угрожающие направления, постоянно предпринимал контрудары. Жуков лично выезжал на передовую, собирал полуразбитые отступающие части и ставил им задачи по обороне рубежей. Жуков исходил из принципа, что наибольшую экономию сил и средств дает хорошее знание противника. Он не действовал вслепую, а задействовал все виды разведки с целью выявить главные группировки врага, не растягивал свои войска, а сосредоточил практически все имеющиеся у него силы для обороны важнейших узловых районов. Наконец, командующий смог своевременно определить момент, когда группа армий «Центр» исчерпала свои наступательные возможности, и отдал распоряжение нанести контрудар, пока враг еще не успел закрепиться на достигнутых рубежах под Москвой.

Генерал армии Жуков выполнял ряд ответственных поручений Ставки Верховного Главнокомандования. Он был послан под Сталинград, где тогда решалась судьба страны. Жуков вместе с Василевским пришли к выводу о том, что переломить ход битвы на Волге возможно только организацией решительного контрнаступления на флангах 6-й армии Паулюса и окружения всей вражеской группировки.

Г.К. Жуков - один из организаторов победы под Сталинградом - в январе 1943 г. успешно провел операцию «Искра», в ходе которой была пробита брешь в блокаде Ленинграда. Город на Неве смог, наконец, вздохнуть свободнее. Тогда же в январе 1943 Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

Жуковым и начальником Генштаба А.М.Василевским был разработан план разгрома германских войск и на Курской дуге. В его основе лежал замысел преднамеренной обороной обескровить ударные вражеские группировки, выбить танки, а затем самим перейти в наступление. В Курской битве в июле 1943 г. Жуков координировал действия советских войск на южном фланге и добился решительной победы. Советские успехи летом-осенью 1943 г. завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Жуков руководил проведением крупнейшей наступательной операцией Красной Армии в 1944 г. - «Багратион», в результате которой была освобождена Белоруссия. В ходе операции было использовано много оригинальных тактических приемов, нанесены неожиданные удары в болотистой местности, которые позволили в кратчайшее время опрокинуть оборону врага и захватить много пленных. Главным условием успеха стало скрупулезное изучение данных разведки и отработка взаимодействия наступавших войск. Белорусская операция, ставшая шедевром советского военного искусства, еще больше подняла авторитет Жукова как выдающегося полководца.

Историки отмечают: во время Великой Отечественной войны маршал Жуков при Сталине был чем-то вроде пожарного. Его направляли на самые трудные, критические участки, он руководил наиболее массовыми операциями и хорошо понимал, что «полководец на войне - не мать Тереза».


(http://100.histrf.ru/commanders/zhukov-georgiy-konstantinovich/)

Список литературы:

  • Данилов А.А история России, ХХ- начало ХХI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт.- М. :Просвещение, 2013.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г., история России ХХ- начало ХХI века. Рабочая тетрадь. 9 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. М. : Просвещение, 2011-2015.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г., история России ХХ- начало ХХI века. Поурочные разработки.: М. : Просвещение, 2014.



Предлагаем в качестве задания выпускникам написать историческое сочинение по данной теме, используя рекомендации задания 25 КИМов.



Просмотр содержимого презентации
«тренажёр по истории Росси историческое сочинение»

Тренажер по истории: Историческое сочинение: История России Первая половина ХХ века

Тренажер по истории:

Историческое сочинение:

История России

Первая половина ХХ века

Описание ресурса  Цель:  формирование целостного представления того или иного периода истории России. Задачи: - формирование навыка, опираясь на иллюстративный материал грамотно определять события, характеризовать роль личности; - определять термины данного периода; - развитие последовательного связного изложения материала; Порядок работы:  cлайд 5 (Содержание тренажёра) – слайд навигации, с которого можно по гиперссылке перейти к любому обозначенному периоду. Каждому из 3 периодов посвящена отдельная страница - слайд с настроенными кнопками-триггерами «Рисунок», «События», «Личности», «Термин», «Причина», «Оценка» В зависимости от формы работы щелчком левой кнопки мыши запускается действие. Кроме того, имеется кнопка «Далее» для перехода на следующий слайд и кнопка возврата к содержанию словаря (слайду навигации). Переход между слайдами по щелчку отключен.

Описание ресурса

Цель: формирование целостного представления того или иного периода истории России.

Задачи:

- формирование навыка, опираясь на иллюстративный материал грамотно определять события, характеризовать роль личности;

- определять термины данного периода;

- развитие последовательного связного изложения материала;

Порядок работы:

  • cлайд 5 (Содержание тренажёра) – слайд навигации, с которого можно по гиперссылке перейти к любому обозначенному периоду.

Каждому из 3 периодов посвящена отдельная страница - слайд с настроенными кнопками-триггерами «Рисунок», «События», «Личности», «Термин», «Причина», «Оценка» В зависимости от формы работы щелчком левой кнопки мыши запускается действие. Кроме того, имеется кнопка «Далее» для перехода на следующий слайд и кнопка возврата к содержанию словаря (слайду навигации). Переход между слайдами по щелчку отключен.

Описание ресурса Формы работы со страницей тренажёра: 1) Формирование события на основе представлений: щелчок по кнопке-триггеру «Рисунок» выводит на экран изображение, иллюстрирующее соответствующий период отечественной истории. Обсуждение, ответы на вопросы к рисунку позволяют сформировать наглядный образ. После этого щелчком по кнопкам «События» и «Личности» выводится историческая карта и фотографии личностей, которые имели место в истории данного периода. 2) Затем сказанное «подкрепляется» информацией за кнопками «Термин», «Причина» и «Оценка». 3) Переход от одного слайда к другому осуществляется с помощью кнопки «Далее» и значок возвращает на содержание, где предлагается следующий период истории.

Описание ресурса

Формы работы со страницей тренажёра:

1) Формирование события на основе представлений: щелчок по кнопке-триггеру «Рисунок» выводит на экран изображение, иллюстрирующее соответствующий период отечественной истории. Обсуждение, ответы на вопросы к рисунку позволяют сформировать наглядный образ. После этого щелчком по кнопкам «События» и «Личности» выводится историческая карта и фотографии личностей, которые имели место в истории данного периода.

2) Затем сказанное «подкрепляется» информацией за кнопками «Термин», «Причина» и «Оценка».

3) Переход от одного слайда к другому осуществляется с помощью кнопки «Далее» и значок возвращает на содержание, где предлагается следующий период истории.

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:   В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности , деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей , существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду .

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности , деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей , существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду .

1928-1941 1917-1922 1941-1945 далее

1928-1941

1917-1922

1941-1945

далее

Рисунок События  Личности  К.Е. Ворошилов В.И. Чапаев М.Н. Тухачевский С.М. Будённый М. В. Фрунзе далее

Рисунок

События

Личности

К.Е. Ворошилов

В.И. Чапаев

М.Н. Тухачевский

С.М. Будённый

М. В. Фрунзе

далее

1. Он сыграл большую роль в разгроме Колчака . В марте 1919 года был назначен командующим Южной группой войск Восточного фронта. В апреле 1919 года войска под его командованием начали наступление под Самарой, разгромив отборные колчаковские части Красная армия взяла Уфу, освободила Екатеринбург и к ноябрю столицу Колчака – Омск. Колчак с остатками армии вынужден был перебраться в Иркутск, где вскоре был расстрелян. 2. Заняв пост Верховного правителя России (1918г), установил военную диктатуру в Сибири, провел всеобщую мобилизацию, поставив под ружьё более 400 (тыс. чел.) организовал наступление для захвата Москвы и низложения советского правительства , но потерпел поражение.

1. Он сыграл большую роль в разгроме Колчака . В марте 1919 года был назначен командующим Южной группой войск Восточного фронта. В апреле 1919 года войска под его командованием начали наступление под Самарой, разгромив отборные колчаковские части Красная армия взяла Уфу, освободила Екатеринбург и к ноябрю столицу Колчака – Омск. Колчак с остатками армии вынужден был перебраться в Иркутск, где вскоре был расстрелян.

2. Заняв пост Верховного правителя России (1918г), установил

военную диктатуру в Сибири, провел всеобщую мобилизацию, поставив под ружьё более 400 (тыс. чел.) организовал наступление для захвата Москвы и низложения советского правительства ,

но потерпел поражение.

Гражданская война завершилась победой Советской власти. Американский исследователь П. Кенез в работе «Идеология белого движения» так оценивал исход вооруженного противоборства: «Большевики вышли победителями из долгой и кровавой гражданской войны. Важную роль в их победе сыграло то, что их главные враги, белые, оказались не в силах сформулировать программу, которая была бы привлекательной для большей части русского народа». Ожесточенность, непримиримость вооруженного противостояния в годы гражданской войны, обусловленные глубоким расколом общества, наложили отпечаток на мышление народа, социально-психологическую атмосферу последующих лет, повлияли на расстановку приоритетов в политике в дальнейшем. Причина следствие Оценка Термин  Перечень терминов: Террор, интервенция, «Демократическая конрреволюция» …

Гражданская война завершилась победой Советской власти. Американский исследователь П. Кенез в работе «Идеология белого движения» так оценивал исход вооруженного противоборства: «Большевики вышли победителями из долгой и кровавой гражданской войны. Важную роль в их победе сыграло то, что их главные враги, белые, оказались не в силах сформулировать программу, которая была бы привлекательной для большей части русского народа».

Ожесточенность, непримиримость вооруженного противостояния в годы гражданской войны, обусловленные глубоким расколом общества, наложили отпечаток на мышление народа, социально-психологическую атмосферу последующих лет, повлияли на расстановку приоритетов в политике в дальнейшем.

Причина

следствие

Оценка

Термин

Перечень терминов:

Террор, интервенция, «Демократическая конрреволюция» …

рисунок события личности далее

рисунок

события

личности

далее

Причина следствие термин оценка

Причина

следствие

термин

оценка

Далее Рисунок  Личности  События

Далее

Рисунок

Личности

События

Термин  Оценка  Причина, следствие

Термин

Оценка

Причина, следствие

Список литературы

Список литературы

  • Данилов А.А история России, ХХ- начало ХХI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт.- М. :Просвещение, 2013.
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г., история России ХХ- начало ХХI века. Рабочая тетрадь. 9 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. М. : Просвещение, 2011-2015.
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г., история России ХХ- начало ХХI века. Поурочные разработки.: М. : Просвещение, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!