СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика эмоционального выгорания. Формирование положительного эмоционального выгорания.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов.»

Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога»

Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

Задачи:

  1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.

  2. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.

  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.

  4. Научение способам здоровьесберегающих технологий.

  5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики.

Упражнение 1. «Рукопожатие»

Цель: настроить группу на позитивный лад.

Ход упражнения.

Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент.

Упражнение 2. «Моё любимоё качество»

Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга.

Ход упражнения.

Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.

  • мудрость, надёжность, настойчивость;

  • активность, бескорыстие, вежливость;

  • сила воли, скромность, смелость;

  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;

  • невозмутимость, обаяние, общительность.


Упражнение 3. «Ассоциации с игрушкой»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Упражнение 4. «Ладошки»

Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.

Ход упражнения.

Педагогам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь.

Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.

Упражнение 5. Релаксация под музыку и шум воды (1 час)

После релаксации необходимо нарисовать тот образ воды, который вы увидели. Рисуете карандашами, красками и фломастерами.

Упражнение 6. «Броуновское движение»

Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Ход упражнения.

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.




Упражнение 7. «Мой портрет»

Цель: повышение самооценки у учителей, посредством позитивных поглаживаний.

Ход упражнения.

Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями.

Упражнения 8. «На доверии»

Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Ход упражнения.

Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

Упражнение 9. «Серпантин»

Цель: повышение энергетического тонуса группы.

Ход упражнения.

Каждый участник берёт горсть серпантина. Группа встаёт в тесный круг, практически соприкасаясь плечами, каждый поворачивается правым плечом внутрь круга, протягивает правую руку в центр круга, разворачивая её большим пальцем вверх. Затем начинается движение по часовой стрелке. Когда пружина максимально свернулась, группа начинает двигать руки вверх, вниз. Сопровождая прощальную фразу: «Ай да мы!». На последнем слоге амплитуда становится максимальной и на последнем рывке. Подбрасывают серпантин вверх.

Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Рефлексия: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Упражнение «Связующая нить»
Цель: сплочение коллектива.
Время проведения: 20 мин.
Материалы: клубок ниток.
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.
Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?

Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Время проведения: 10 минут
Процедура проведения: ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Рефлексия: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

 

Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время проведения: 20 минут.
Материалы: карточки с изображением животных.
Процедура проведения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой». 
Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.

После этого упражнения объявляется перерыв

Игра «Поменяйтесь местами»
Цель: Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Рефлексия: что нового узнали об участниках?

 

Упражнение «Комплимент».
Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении.
Время выполнения: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура проведения: ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент словом «спасибо», глядя в глаза ведущему. Затем бросает мяч другому.

Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время проведения: 10 минут.
Процедура проведения: ведущий говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»





























Психологические упражнения для снятия утомления, обеспечения внутренней стабильности



Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Для того, чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где будет выполняться.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляется шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполняйте упражнение несколько раз – сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получаете удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Все буду делать хорошо!»



Упражнение 2. «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя на уровне груди мощный пресс, который движется сверху вниз. Подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.



Упражнение 3. «Книга»

Упражнение вырабатывает внутренние средства ролевой децентрации и выполняется индивидуально. Представьте себя книгой, лежащей на столе. Сконцентрируйте в сознании внутреннее самочувствие книги – ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы.



Упражнение 4. «Психоэнергетический зонтик»

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный зонтик плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого зонтика на протяжении всего урока. Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.





















Техника визуализации (снятие внутреннего напряжения, обеспечение уверенности в своих силах)
Безопасное место



  1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.

  2. Сконцентрируйтесь на выдохе, все больше и больше расслабляясь с каждым выдохом.

  3. Когда вы почувствуете себя готовым, представьте безопасное место – это может быть какое-либо знакомое вам место, где вы уже бывали или где хотели бы побывать. Вы можете представить себе реальное место или вообразить что-то по собственному усмотрению.

  4. Безопасное место может быть таким, каким вы захотите, в нем может быть все, что угодно. Это может быть комната, пляж, поляна, дом. Вы можете находиться в нем один, а можете окружить себя людьми. Единственное обязательное требование – вы должны чувствовать себя в полной безопасности и быть в этом абсолютно уверены.

  5. Переместитесь в безопасное место, насладитесь ощущением пребывания в полной безопасности. Вы можете сохранить это ощущение, а можете проанализировать какие-то аспекты своей жизни с точки зрения безопасности, которую вам обеспечивает выбранное вами место.

  6. Во время пребывания в безопасном месте вы должны сконцентрироваться на следующих ощущениях: безопасность, комфорт, уверенность и контроль.

  7. Оставайтесь в безопасном месте так долго, как захотите. Помните, что вы всегда можете воссоздать это место, когда вам этого захочется.

  8. Когда вы почувствуете себя готовым, покиньте безопасное место и вернитесь в реальный мир.



«Внутренняя свеча»

Представьте себе, что в момент вашего рождения где-то внутри вас зажигается маленькая свечка (в любом месте вашего тела). Это особая свеча, маленькая, напоминающая неугасающий огонь Олимпиады. Ее нельзя загасить, пока вы живы. Однако яркость и тепло ее света зависят от вашего к ней отношения. Эта свеча нуждается в заботе, внимании и уважении – только тогда она может расти вместе с вами. Если же вы забудете о ней, то она так и останется маленькой и затеряется где-то в глубинах вашего тела. Того, что хорошо для младенца, слишком мало для взрослого человека. События, происходящие в вашей жизни, могут уменьшить пламя, снизить яркость и даже полностью задуть его. Как пламя на ветру, огонь вашей внутренней свечки мерцает и бьется постоянно. Если вы не отнесетесь к ней с должным вниманием и уважением, пламя может ослабеть и перестанет соответствовать вашему росту. Маленькая свеча, еле горящая под порывами ветра, - это низкая самооценка и отсутствие уверенности в собственных силах.

Самогипноз помогает поддерживать свою внутреннюю свечу в хорошем состоянии, он дает ей кислород, защиту, время. Пламя становится ровным, высоким и ярким. Его энергии достаточно, чтобы противостоять ветрам судьбы, которые стремятся задуть этот огонек.

Во время сеанса самогипноза вы можете сконцентрироваться на этой внутренней свече, постараться ощутить ее тепло и свет, почувствовать, как пламя растет и становится ярче во время транса. Не только вы ощутите тепло своей свечи, это почувствуют и окружающие. Свет, исходящий от вашего внутреннего источника, повлияет не только на ваше отношение к другим людям, но и на то, как они станут относиться к вам.



Расслабление организма

(Эффективный, полезный способ снижения уровня стресса)

Расположитесь в удобном кресле или лягте на кровать, диван или пол. Температура в комнате должна быть комфортной.

Когда вы почувствовали себя спокойно, сосредоточьтесь на своем дыхании, закройте глаза, если так вам легче расслабиться. Ваше дыхание должно стать медленным, размеренным. Дышите скорее животом, чем грудью. На каждом выдохе представляйте, что часть напряженности выходит из вашего тела вместе с выдыхаемым воздухом.

Сосредоточьтесь на определенной части своего тела и выдыхайте напряженность из нее. Обратите внимание на то, как расслабляются мышцы по мере выполнения этого упражнения.

Через несколько минут начните работать с кончиками пальцев ног и постепенно поднимайтесь вверх, медленно сжимая и расслабляя каждую часть тела. Поступайте следующим образом.

Пальцы ног: подожмите пальцы ног, ощутите напряженность, затем расслабьте пальцы. Отметьте разницу в ощущениях.

Щиколотки: направьте ступни к голове, чтобы ощутить напряженность в щиколотках, затем расслабьтесь.

Мышцы икр: напрягите мышцы, затем расслабьте.

Мышцы бедер: напрягите мышцы, затем расслабьте.

Мышцы живота: напрягите мышцы, затем расслабьте.

Сожмите кулаки, а затем расслабьте ладони – представьте, что все раздражающие мысли и чувства покидают ваше тело.

Поднимите плечи, а затем расслабьте их.

Сожмите зубы, а затем расслабьте их.

Крепко зажмурьтесь, а затем расслабьте веки.

Поднимите брови, а затем расслабьте их.

Напрягите мышцы шеи, а затем расслабьте их.

Сделайте глубокий вдох, затем медленно выдохните и ощутите, как расслаблено все ваше тело.

Оставайтесь в таком состоянии несколько минут. Убедитесь, что все ваше тело полностью расслаблено. Если в каких-то частях тела вы все еще ощущаете напряженность, сосредоточьтесь на снятии этой остаточной напряженности.

Через 10 минут медленно откройте глаза, поднимитесь и переходите к повседневным делам.

Расслабление разума

Используемый способ – визуализация. Применяется этот способ сразу после физического расслабления.

ПЛЯЖ

Представьте, что у вас отпуск. Вы лежите на прекрасном пляже. Вы один (или с приятным вам человеком). Вы свободны, одиноки, вы – сами по себе. Солнце светит, небо голубое, вам приятно и тепло.



Вы замечаете цвет неба, ощущаете легкий ветерок, вы ощущаете запах моря. Слышны крики чаек, время остановилось. Мягкий песок ласкает ваши босые ноги, нежный шорох слабых волн успокаивает и усыпляет.

Вы повернулись на живот и начинаете пропускать теплый песок сквозь пальцы. Вы дремлете, вам не надо ничего делать. Какое наслаждение. Ваш разум совершенно пассивен. В голове лениво плывут мысли ни о чем. Не пытайтесь их остановить. Не пытайтесь ничего делать. Вы спокойны и расслаблены.

Вы – приемник посланий от тела и разума. Комфорт захватил вас. Вы ощущаете, как восстанавливаются ваши силы, а вся напряженность уходит сквозь теплый песок.

Вы на пляже. Ничего не происходит, вам не нужно ничего делать. Пусть звуки, окружающие вас, станут частью релаксации. Пусть образ «другого мира» станет частью вашего разума. Мысли, решения, идеи, которые придут к вам в этом состоянии, могут оказаться очень полезны в реальной жизни.

Ощутите, насколько вы спокойны и уравновешенны. Сохраните это ощущение в памяти. Оставайтесь в этом состоянии столько, сколько захотите.

Когда вы решите вернуться в реальный мир, постепенно выходите из состояния расслабления. Вы почувствуете себя освеженным, словно действительно плавали в этой голубой воде. Вы почувствуете прилив сил.

















ОЧИЩАЮЩИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Исходное положение: встать прямо, пятки и носки ног вместе, руки свободно опущены вниз.

Смотрите прямо пе­ред собой в одну точку.



  1. ОЧИЩЕНИЕ ГОРЛОВОГО НЕРВНОГО СПЛЕТЕ­НИЯ.



Сконцентрируйте свое внимание на гортани и сде­лайте через нос спокойный и медленный вдох. Резко и быстро выдохните через нос и затем сделайте короткий поверхностный вдох через нос.

Вдохи и выдохи выполняй­те в быстром темпе, словно вы собираетесь «продуть» гор­тань и носовые входы. Дыхание неглубокое и резкое со свистящим звуком (напоминающим пыхтение паровоза) при неподвижных плечах и корпусе.



  1. РАЗВИТИЕ УМА И СИЛЫ ВОЛИ.



Откиньте голову до предела назад, смотрите вверх широко раскрытыми глазами;

сконцентрируйте внимание на макушке. Совершайте резкие выдохи и вдохи через нос, как в первом упражнении.



3, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.



Смотрите на пол в точку, расположенную примерно в полутора шагах от пальцев ног.

Внимание сосредоточьте на переносице. Техника испол­нения та же, что и в первом упражнении.



  1. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА.

Наклоните голову впе­ред, не разжимая зубы, прижмите подбородок к яремной впадине.

Смотрите вниз, но внимание сконцентрируйте на впадине под затылком. Техника исполнения та же.



Все упражнения рекомендуется выполнять примерно по 10 раз ежедневно, постепенно доводя число раз до 25, счи­тая вдох и выдох за один раз.

Эти упражнения очищают легкие и воздухоносные пути от остаточного воздуха, скопившейся слизи, улучшают со­стояние голосовых связок. Они очень полезны при умствен­ном утомлении.

Помогает сохранить душевное равновесие при столк­новении с неприятными жизненными явлениями и «ХА-ДЫ-ХАНИЕ».

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдохнуть пол­ным дыханием (сначала заполнение живота нижнее ды­хание, затем заполнение грудной клеткиверхнее дыха­ние). Во время вдоха медленно поднять руки над головой. Задерживаете дыхание и в этот момент представляете, что у вас в руках сосуд со всеми вашими неприятностями, с вашим беспокойством и тревогой, с вашим грязным осад­ком в душе. Вы стоите на высокой горе. Неожиданно на­клоняетесь вперед и бросаете руки вниз, делая резкий вы­дох быстро выходящим воздухом через рот так, что получается звук «ха» без голоса. Одновременно мысленно ви­дите, как сосуд скатывается с горы, разбивается и содержимое его исчезает. С медленным вдохом поднимаете руки над головой, выпрямляетесь и с медленным выдохом через нос опускаете руки вниз.

Повторяете упражнение 2 раза.

С примерами дыхательных упражнений вы можете оз­накомиться в книге; Зубков А. Н., Огановский А. П. Хатха-йога для начинающих. — М.: Медицина, 1991.



Здесь же мы укажем еще одно ДЫХАТЕЛЬНОЕ УП­РАЖНЕНИЕ для минутного отдыха.



Встаньте прямо, голову держите прямо. Плечи откиньте назад, руки опустите свободно вдоль бедер. Медленно отделите пятки от пола, постепенно перенося всю тяжесть тела на носки, одновременно медленно поднимая ру­ки, пока они не будут распростерты, словно крылья у ор­ла, продолжая линию плеч.

Когда вся тяжесть вашего тела перейдет на носки, а руки будут наравне с плечами, вы почувствуете себя как бы летящим в воздухе. В процессе подъема делайте не­прерывно и легко глубокий вдох. Достигнув максимума подъема на ступни ног, начинайте медленно выдыхать воз­дух, постепенно опускаясь на пятки и приводя руки в их первоначальное положение.

Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя, 1995г.

Самоукина Н.В. Игры в которые играют…, 2002г.

6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

Каждой группе предлагается конфликтная ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся конфликтной ситуации.

  1. На заседание кафедры некоторые преподаватели пришли неподготовленными. Как вести себя руководителю кафедры? Почему сложилась такая ситуация?

  2. В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю?

  3. В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации?

  4. У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель?

  5. Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем?

  6. В школе в начале учебного года были введены платные услуги. Оформлены соответствующие документы, но случилось так, что учитель по определенным причинам не провел несколько уроков. Он пришел в класс и сказал детям: “Ребята, т.к. уроки не были проведены, то за них вы можете не платить”. Правомерны ли действия учителя?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

  • Что нового узнали о других?

  • Что интересное узнали?

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?

  • Что помогало? Поддерживало?

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?

  • Если не получилось, то почему?

  • Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»

С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!