СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для подростков "Планета толерантности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы формирования толерантного отношения в подростковой среде обусловлена целым комплексом причин различного характера, среди которых можно выделить следующие: во-первых, мировое сообщество призывает придерживаться толерантных взглядов по отношению к «образу другого». 16 ноября 1995 г. была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим».

Во-вторых, министерство образования и науки РФ предъявляет определенные требования по отношению к выпускникам школ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования от 15.02.2011 г., к числу личностных результатов освоения основной образовательной программы авторы документа относят «сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».

В-третьих, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Это выражается в сознательном экспериментировании с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний). Особенное значение приобретает важность построения отношений на толерантной основе.

Исходя из вышесказанного, создание тренинговых упражнений для подростков, направленных на формирование толерантности, представляется актуальным видом деятельности педагога-психолога.

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для подростков "Планета толерантности"»






Тренинг для подростков

«Планета толерантности»


Аннотация


Актуальность проблемы формирования толерантного отношения в подростковой среде обусловлена целым комплексом причин различного характера, среди которых можно выделить следующие: во-первых, мировое сообщество призывает придерживаться толерантных взглядов по отношению к «образу другого». 16 ноября 1995 г. была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим» [2].

Во-вторых, министерство образования и науки РФ предъявляет определенные требования по отношению к выпускникам школ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования от 15.02.2011 г., к числу личностных результатов освоения основной образовательной программы авторы документа относят «сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения»[5].

В-третьих, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Это выражается в сознательном экспериментировании с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) [7]. Особенное значение приобретает важность построения отношений на толерантной основе.

Исходя из вышесказанного, создание тренинговых упражнений для подростков, направленных на формирование толерантности, представляется актуальным видом деятельности педагога-психолога.


Цель тренинга: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.


Задачи тренинга:

  1. Обучающая:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность».

  • раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.

  • сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

  • научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

  1. Воспитательная:

  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

  • воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

  1. Развивающая:

  • развивать навыки рефлексии;

  • развивать способность осознавать свои чувства;

  • развивать навыки саморегуляции;

  • развивать коммуникативные навыки.


Структура занятия:

Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей. Демонстрация мультипликационного фильма «Адажио».

Третий этап - игровой: система упражнений, направленных на

Четвертый этап - заключительный: рефлексия занятия. В конце занятия участники могут поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.


Количество и состав участников: тренинг рассчитан на обучающихся 8 – 11 классов. Тренинговая группа 10 - 20 человек.


Ход занятия:

Первый этап - организационный (15 минут)

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется. Учащиеся называют свои имена, изготовляют для себя бейджи. Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).

Психолог рассказывает о правилах поведения на занятии.

Правила поведения:

  • Доверительный стиль общения;

  • Общение по принципу "Здесь и теперь";

  • Искренность в общении;

  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;

  • Активное участие в происходящем;

  • Оцениваем не участника, а его действия, поступки и высказывания;

  • Уважение говорящего.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Необходимое время: 5 минут.

Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал. Последний вопрос задается таким образом, чтобы встали все участники тренинга.

Упражнение «Комплимент»

Цель: повышение настроения и самооценки, развитие позитивного отношения к окружающим.

Необходимое время: 5 минут.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Сказавший комплимент садится на свое место, получивший комплимент благодарит и говорит комплимент следующему участнику, после чего садится. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику, это произойдет когда все участники группы сядут.

Упражнение «Построиться по росту»

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания согласованности действий в группе.

Необходимое бремя: 5 минут.

Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.


Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей (15 мин.).

Демонстрация отрывка мультипликационного фильма «Адажио».

Обсуждение фильма. Формирование участниками тренинга в ходе обсуждения понятия нетолерантного поведения. Постановка целей и задач тренинга.

Психолог обобщает высказывания детей относительно смысла фильма, понятия толерантности и нетолерантного поведения. «Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на Земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязываются, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт.

Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.

Проявление терпимости включает:

- равноправие,

- взаимоуважение,

- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам вцелом,

- равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества,

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств,

- возможность следовать своим традициям,

- свобода вероисповедания,

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,

- позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтнических отношений и отношений между полами.

Проявление нетерпимости включает:

- игнорирование (отказ в признании, беседе),

- негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик),

- этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими),

- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),

- преследование, запугивание, угрозы,

- дискриминация, расизм,

- национализм,

- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения),

- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.

Таким образом, толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека.


Третий этап - игровой (60 мин).

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цель: ознакомление участников с основными чертами толерантной личности, оценка подростками степени своей толерантности, составление общегруппового портрета толерантной личности.

Необходимое время: 10 минут.

Участники получают бланки опросника (приложение 1). Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3—5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.

Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение «Волшебная лавка»

Цели: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Необходимое время: 10 минут.

Психолог просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. С этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Психолог выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

Цель: повышение ценности индивидуальности.

Необходимое время: 10 минут.

Психолог «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

Задание. «Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений ».

Психолог собирает записи участников тренинга, читает их с последующим отгадыванием. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

Упражнение «Угадай, о ком идет речь»

Цель: выявление уникальности каждого человека в группе.

Необходимое время: 15 минут.

Задание. «Выберите кого-нибудь из группы и письменно зафиксируйте его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека.

Зачитайте свои заметки, а остальные – отгадайте, кто был описан ».

Упражнение «Пять добрых слов»

Необходимое время: 10 минут.

Цель: Повышение самооценки. Формирование позитивной Я – концепции. Развитие умения видеть положительные черты в каждом человеке.

Задание. «Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу ».

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение: «Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?»

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сформировать понимание общности членов группы по каким-либо признакам, сплочение коллектива.

Необходимое время: 5 минут.

Члены группы сидят в круг. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из членов группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.


Четвертый этап – заключительный (15 минут)

Рефлексия занятия.

Упражнение «Клубок»

Цель: подведение итогов занятия. Создание позитивного настроя. Релаксация.

Необходимое время: 10 минут.

Участники группы сидит в кругу. Психолог перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок.

Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка.

Психолог предлагает участникам группы высказаться, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. (Вторая часть проводится под медитативную музыку).

Рефлексия

Цель: завершение занятия. Обратная связь.

Психолог предлагает каждому участнику высказаться: что ему понравилось сегодня, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему.

Кроме того можно задать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

  1. Что вы сейчас чувствуете?

  2. Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

  3. Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

  4. Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?


Последним берет слово психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.















Литература:


  1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.

  2. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.

  3. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.

  4. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст].

  6. Фоппель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2007

  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005.



Приложение 1.



Черты толерантной личности

А

Б

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию