Тренинг для учителей по работе с собственным эмоциональным состоянием и борьбой с профессиональным выгоранием.
Педагог-психолог, Фоминская Е.О.
1 часть.
Вводное слово.
Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.
Правила групповой работы.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Быть искренним.
Избегать оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Уважение говорящего.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Ведущий.
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, - всех, чья деятельность невозможна без общения. 2)– это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит 5 стадий. по Дж.Гринбергу:
1 стадия - «Медовый месяц» - работник обычно доволен работой и заданиями,относится к ним с энтузиазмом; однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным; - наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий специалистом на фоне ощущения нервно – психической напряженности.
2 стадия – «Недостаток топлива» -появляется усталость, апатия, проблемы со сном, теряется интерес к своему труду в данной организации, отстраненность от профессиональных обязанностей; - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень;
- у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);
- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам;
3 стадия - «Хронические симптомы» - измождение и подверженность заболеваниям, хроническая раздражительность, чувство подавленности, «загнанности в угол», постоянное переживание нехватки времени .
4 стадия – «Кризис» - как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни;
5 стадия – «Пробивание стены» - физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека; у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
Во-первых:
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
2 часть( погружение)
Психогимнастическое упражнение «Приветствие» .
Цель упр.: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение,
создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения
занимающихся.
Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас
мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет.
Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим .
Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” (цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
3 часть(основная)
Упражнение “Я люблю, и я не люблю” (цель: телесная самопрезентация)
Каждый должен встать и пантомимой показать, что он любит, и что он не любит. Повторяться нельзя.
Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.
Упражнение “Похвали себя” (цель: повышение самооценки)
Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.
А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.
Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.
Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1 ).
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение «Мозговой штурм по созданию банка естественных способов саморегуляции»
Участники по очереди называют способы, которые они используют в своей жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.
4 часть(заключительная).
Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)
(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)
Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Упражнение «Благодарю…»
Все образуют круг. Начинает психолог. Он протягивает руку и говорит стоящему справа: «Спасибо, было очень приятно общаться» . Тот в свою очередь протягивает руку к следующему участнику со словами: «Благодарю за поддержку». и т.д.
Рефлексия.
Приложение 1
Карточки с неоконченными предложениями
к упражнению «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…