СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг на сплочение школьного коллектива

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг можно адаптировать для разной возрастной категории.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг на сплочение школьного коллектива»


Тренинг на сплочение коллектива


Цель: сплочение коллектива и повышение самооценки детей.


Участники: 5-6 класс.


Условия проведения: необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.


Ход занятия:

  1. Погружение.

  2. Упражнение «Строй».

  3. Упражнение «Давайте поздороваемся».

  4. Упражнение «А ты кто?».

  5. Упражнение «Имя и движение».

  6. Упражнения «Слон, жираф и крокодил».

  7. Упражнения «Кто это?».

  8. Упражнения «Дракон, принцесса, самурай».

  9. Упражнения «Правда или ложь?»

  10. Рефлексия.

  11. Подведение итогов работы группы.



Погружение.

Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будет делать. В тренинге есть свои правила (Приложение 1).

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшно. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начнем.


Упражнение «Строй».

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)


Давайте поздороваемся

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Возраст участников: 6-14 лет.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.


А ты кто?

Возраст участников: 7-13 лет.

  1. Попросите участников собраться в круг.

  2. Найдите добровольца, который возьмёт на себя роль «тренера памяти».

  3. Один из участников представляется следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например: «Привет, я – замечательная Полина». Желательно, чтобы прилагательные по возможности характеризовало говорящего. Потом игрок спрашивает любого члена группы: «А ты кто?»

  4. Тот отвечает: «Привет, замечательная Полина, я – смешной Гоша», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?» и т.д.

  5. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен группе участников.


Имя и движение

Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Возраст участников: 7-13 лет.

Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и учителя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.


Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. После этого передаем ход своему соседу слева или справа. Ведущий начинает первым.

Анализ упражнения:

— Чьи движения тебе понравились больше других?

— Знаешь ли ты, что означает твое имя или фамилия? (К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?, 2006)


Слон, жираф и крокодил

Возраст участников: 7-15 лет.

Цель: развитие внимания, преодоление импульсивности. Игра может быть использована в коррекционной работе с гиперактивными детьми.

Вариант 1

Когда ведущий говорит: «слон», все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона. Когда ведущий говорит: «крокодил», все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила. Когда ведущий говорит: «жираф», все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.

Вариант 2

Все желающие разбиваются на команды по 3 человека. Водящий называет одно из животных: слон, жираф или крокодил. Человек, а также два его соседа должны показать это животное. Каждое животное состоит из 3-х деталей. Так у слона есть туловище и хобот (показывает стоящий посредине) и уши (показывают крайние). У жирафа – туловище; шея и голова; рожки. У крокодила – лежащее (упор руками) тело; пасть; зубчики на спине.

Кто сделал быстрее и правильно – выиграл раунд.


Кто это?

Возраст участников: 6-11 лет.

Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки.

После нескольких встреч можно проверить насколько ребята узнали друг друга. Раздайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о себе 4 вещи, о которых немногие знают. Например:

  • У меня есть собака и попугай.

  • Я люблю играть в шахматы.

  • Я очень хочу купить компьютер.

  • Я собираюсь стать агрономом.

Попросите их подписать эти листочки и сдать. После этого вы раздаете всем чистые листы, пронумерованные по количеству людей в группе, и по порядку зачитываете то, что каждый написал. И спрашиваете: "Кто это?" Каждый должен написать свое предположение. В конце вы говорите правильные ответы, и выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.


Дракон, принцесса, самурай

Цель: энергетический настрой, сплочение участников группы, развитие экспрессивных способностей.

Возраст участников: 7-18 лет.

Участники разбиваются на две команды.

Инструкция: «Сейчас мы с вами разыграем этюд-соревнование. В этом этюде три действующих лица: принцесса, самурай, дракон. Принцесса жеманно приседает придерживая руками подол юбки и издает звуки: «Хи-хи-хи-хи-хи». Самурай со звуком «Ха» делает шаг правой ногой вперед, при этом обе руки заносит над левым плечом «с мечом». Дракон угрожающе поднимает над головой обе лапы с растопыренными пальцами с угрожающим звуком «УУУ».

Каждая из групп должна выбрать одно движение и по команде ведущего участники обеих групп одновременно показывают соперникам свое движение. Почему соперникам? Потому что каждый из этих героев кого-либо побеждает: Дракон съедает принцессу, принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона. Изображение одного и того же героя разными командами считается ничьей. Ошибка в показе хотя бы одного участника команды приносит победу соперникам. Ваша задача не только артистично изобразить героев, но и постараться обыграть противоположную группу. Играем до десяти побед.

Рефлексивные вопросы:

  • Каким образом вы договаривались между собой о выборе героев?

  • Какие факторы влияли на ваш выбор?

  • Какая стратегия оказалась наиболее успешной?


Правда или ложь?

Возраст участников: 10-15 лет.

Оборудование и материалы: половина листа бумаги на каждого участника, ручка или карандаш.

Подготовка. Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаши.

  1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трёх фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.

  2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет. При этом все мнения должны обосновываться.

  3. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков.


Рефлексия.

Подведение итогов, развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев: М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).


Подведение итогов работы группы.

Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятии, выскажите пожелания и т.д.)









































РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа № 37»

(МБОУ СОШ № 37 г. Шахты)

ИМЕНИ ЛЮДМИЛЫ КОНДРАТЬЕВОЙ





Тренинг на сплочение

коллектива

Составила

педагог-психолог:

Венерцева Е.А.







г. Шахты

2017











Правила поведения:

- не кричать;

- не перебивать, когда говорит товарищ;

- быть активным, делать всем вместе.





















Мудрость веков

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

  • Не бойся! Трус обречен на поражение.

  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.

  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

  • Не лги! И ты будешь иметь друзей.

  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

  • Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!