СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Обучение приемам релаксации и снятия напряжения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вам представлен тренинг при подготовке к ЕНТ, который поможет обучить и нучить детей приемам релаксации и снятия напряжения. Также этот тренинг можно использовать в работе с тревожными детьми

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Обучение приемам релаксации и снятия напряжения"»

Тренинг

«Обучение приемам релаксации и снятия напряжения»


Место проведения: 17 кабинет

Дата проведения: 10 ноября 2012 года

Участники: учащиеся 11-х классов

Организатор: педагог-психолог Карикова А. В.



Цель: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к ЕНТ, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов, познакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации; отработать приемы самообладания, необходимые учащимся в ходе сдачи экзамена.


Задачи:

- обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;

- повышение сопротивляемости стрессу;

- обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к ЕНТ.



ВВЕДЕНИЕ


Сообщение ведущего о целях тренинга и о темах занятия (5 минут).


Ведущий. Единое Национальное Тестирование - это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. Так, как такая форма экзамена является относительно новой, требуется дополнительная подготовка всех его уча­стников. В ходе занятия мы с вами попытаемся приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготов­ке и сдаче экзаменов.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разно­му. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, насколько хорошо знаете тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

К экзамену учащиеся запоминают много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из вас, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запомина­ется с трудом.

Наше занятие будет посвящено психологической подготовке к ЕНТ. Надеюсь, что знания, полученные в ходе занятия, помогут вам более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах. Конечно, не всеми предложенными приемами будет пользоваться каждый из вас, но вы сможете их попробовать и выбрать те, кото­рые подходят вам большее всего.

Выпускной класс очень ответственный, фактически это переломный момент в вашей жизни. Конечно же, экзамены - это серьезное испытание, ко­торое заставляет человека мобилизовать все свои силы. На этом занятии мы разберем приемы волевой моби­лизации, которые вы можете применять при подготов­ке к экзаменам, даже если вам кажется, что у вас нет личностных качеств, позволяющих быть волевым и це­леустремленным. Эти приемы позволят включиться в работу, настроиться на подготовку к экзаменам. Даже если вам не хочется готовиться, вы сможете после вы­полнения упражнений по мобилизации преодолеть су­ществующее у вас нежелание.


Упражнение-разминка «Карандаши»


Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала учащиеся выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнение подготовительного задания группа встает в свободный круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не выпуская карандашей, синхронно выполняет задания.


  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

  4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

  5. Присесть, встать.


В дальнейшем упражнение усложняется.


● Сочетается одновременно два движения (шагнуть вперед – поднять руки)

● Использование не указательных, а безымянных пальцев.

● Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.

● Выполнение упражнение с закрытыми глазами.


Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от учащихся требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?



Знакомство «Имя-движение».


Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь дви­жение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.

Данная процедура не только дает возможность участникам группы представиться и лучше узнать друг друга, но и способствует самопозна­нию каждого из них, поскольку позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны — в исполнении группы.


Тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000).


Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх стресса, то есть стресса превышающего “повседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

Самое время узнать, как состоит дело со стрессоустойчивостью у нас.


Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой, 2000).


Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:


1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4.Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?


Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья. И Вам, и вашим ребятам необходимо учиться расслабляться, чем мы и займёмся дальше…

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя ребят.


Упражнение.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

    1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

    2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

    3. Напрягите и расслабьте икры.

    4. Напрягите и расслабьте колени.

    5. Напрягите и расслабьте бедра.

    6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

    7. Напрягите и расслабьте живот.

    8. Расслабьте спину и плечи.

    9. Расслабьте кисти рук.

    10. Расслабьте предплечья.

    11. Расслабьте шею.

    12. Расслабьте лицевые мышцы.

    13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.



АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (3 -5 минут)


Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.



Упражнение «Маяк» Релаксация


Психолог предлагает участникам занять удобное положение.


Сядьте поудобнее, на счет три, закройте глаза. Один, два, три…

Представьте маленький скалистый остров вдали от материков. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры не смогут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа Вы днём и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, который служит ориентиром для судов. Помните о той энергии, которую поддерживает ваш световой луч скользящий по океану, предупреждающий мореплавателей об опасности. Этот луч является символом безопасности для людей на берегу. Почувствует внутри себя этот источник света, который никогда не гаснет и даёт людям свет и тепло.

А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга так, чтобы лучики из ваших глаз заставили поверить, что всё будет хорошо.

Рефлексия

  • Какие чувства вы испытываете после путешествия?

  • Кто из вас почувствовал в себе эту силу?

  • Вы заметили, что все чувствуют по-разному?

Основной механизм психической саморегуляции — воздействие звуковой стороны слов и их мысленных образов на дремлющий головной мозг, находящийся под контролем сознания. В состоянии релаксации подсознание человека становится повышенно чувствительным к произносимым словам и связанным с ними образам. В состоянии релаксации лучше использовать самоубеждение, самовнушение, самоприказ, или это может сделать психолог.


Закончить свое выступление, я бы хотела чтением сказки, это поучительная «История про маленьких лягушат», которую, при желании вы также можете привести в пример ребятам:


«История про маленьких лягушат»


Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель, была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками...

Соревнования начались...

Правда, то, что никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики: "Это слишком сложно!!". "Они НИКОГДА не заберутся на вершину" или "Нет шансов! Башня слишком высока!"

Маленькие лягушата начали падать. Один за другим... За исключением тех, у которых от­крылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше!

Толпа всё равно кричала: "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!" Ещё больше лягушат устали и упали, только ОДИН поднимался всё выше и выше... Тот, единственный, не поддался!

В конце концов, все поддались. За исключением того одного лягушонка, который прило­жив все усилия, забрался на вершину!

ТОГДА все лягушата захотели узнать, как ему это удалось?

Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, уда­лось найти в себе силы? ОКАЗЫВАЕТСЯ, Победитель был – ГЛУХОЙ!!!!


ВЫВОД


Никогда не слушайте людей, которые пытаются передать Вам свой пессимизм и негативное настроение, они отнимают у Вас самые за­ветные мечты и желания. Те, которые Вы лелеете в своём сердце! Не забывай о силе слов. Всё, что Вы слышите или читаете, воздействует на Ваше поведение! ВСЕГДА будьте НА­СТРОЕНЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО! И, кроме того:

Будьте ГЛУХИМИ, когда люди будут го­ворить, что ваши мечты несбыточны! Всегда думайте: Я сделаю это!