Тренинг «Преступление и преступность»
Цель: Профилактика правонарушений учащихся, осознание себя в окружающем мире и обществе, снижение агрессии в поведении, развитие толерантности.
Приветствие.
Упражнение «Имя».
Учащиеся называют свое имя в сочетании с прилагательным (качество личности). Например, Анжела – активная и т.д.
Упражнение «Ты такой хороший»
Учащиеся, обращаясь друг к другу по кругу, говорят: «Вова, ты такой добрый» и т.д.
Анализ:
Основная часть.
Преступное действие - это активное поведение человека, противоречащее закону. Преступное бездействие – это неисполнение предусмотренных законом обязанностей.
Причин роста преступности в обществе множество. Среди них – бедность, безработица, низкая культура, аморальность, отсутствие семейного воспитания, злоупотребление спиртных напитков, наркомания и другие факторы.
Преступление совершается умышленно или по неосторожности. Умысел бывает прямой или косвенный. Преступление совершается с прямым умыслом, если человек осознает общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидит его опасное последствие и желает его наступления.
Например, Человек стреляет в другого с целью лишить его жизни, предвидит, что человек может погибнуть, и желает его смерти. Здесь прямой умысел.
Косвенный умысел, когда человек осознает опасный характер своего действия, хотя и не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий.
Например, гражданин Б., находясь в нетрезвом состоянии на пляже приставал к отдыхающим, столкнул в воду гражданина В., который, не умея плавать, утонул. Здесь хулиган не желал гибели В., но должен был знать, что человек может утонуть.
С какого возраста человек привлекается к уголовной ответственности?
Граждане с 14 лет привлекаются к уголовной ответственности за: убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений, грабеж, кражу, хулиганство, похищение человека, вымогательство, терроризм.
К несовершеннолетним применяются такие меры наказания, как штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, арест, лишение свободы.
Игра «Шесть шляпок». (по рассказу Н. Носова «Огурцы»)
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришел домой радостный:
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
Где ты их взял? – говорит мама.
На огороде.
На каком огороде?
Там, у реки, на колхозном.
Кто же тебе позволил?
Никто, сам нарвал.
Значит, украл?
Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя что ли? Ну и я взял.
Котька стал вынимать огурцы из карманов.
Обсуждение рассказа:
Можем ли мы назвать поступок Котьки воровством?
Если это воровство, тогда почему Котька пришел домой радостный?
Считает ли он, что он украл эти огурцы?
А как вы думаете, хорошо ли поступили Котька и Павел?
Правильно ли поступил Павел, когда отдал огурцы Котьке и не предупредил, что за это могут и поругать?
Рефлексия.
- Что интересного вы узнали на этом занятии?