Тема: Тренинг с дезадаптированными учащимися 5 класса.
Цель тренинга: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе.
Задачи тренинга:
способствование снижению тревожности;
выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;
дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;
проработка своих эмоциональных состояний;
стимулирование фантазии, воображения учащихся;
формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
способствовать сплочению группы, уважению друг к другу и взаимопониманию.
Продолжительность тренингового занятия:– 40 минут .
Категория участников: Учащиеся 5-х классов.
Состав группы: Тренинговая группа из 12 человек плюс тренер.
Конспект занятия
Приветствие
Чтобы плодотворно работать нам необходимо разработать и принять правила. Я предлагаю такие: (3 мин).
1.Здесь и теперь. 2.Добровольность и активность. 3.Право на собственное решение.
4.Доброжелательность в отношении к другим. 5.Взаимоподдержка.
6.Правдивость в общении.
-Есть ли у кого дополнения? Спасибо правила принято.Каждый должен их придерживаться.
Упражнение 1."Что важно для меня"
Цель: Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других.
Ход упражнения: Ребята , вам необходимо поделиться своими представлениями о себе и своих интересах.
(тренер по кругу передает мягкую игрушку,учасник называет имя и свои увлечения-хобби).
Рефлексия:
Время: 5 минут.
Упражнение 2. "Цвет настроения"
Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.
Необходимые материалы: Разноцветная коробка с различными фигурками из шести разных цветов.
Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.
Рефлексия:
По каким причинам у тебя веселое и грустное настроение?
Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?
Как считаешь, получится ли это сегодня?
Время: 5 минут.
Упражнение 3. "Кто ты? Кто я?"
Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса.
Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.
Рефлексия:
Что связано с этим годом для вас?
Каким был ваш первый школьный день?
Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?
Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?
Время: 5 минут.
Физкультминутка.
Время: 5 минут.
Упражнение 4. "Ассоциации"
Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом "школа"; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.
Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.
Например:
Школа, в которой я учусь,… В нашей школе учат...
Рефлексия:
Время: 5 минут.
Упражнение 5. "Портрет пятиклассника"
Цель:формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
Ход упражнения: Учащимся предлагается представить 2 портрета пятиклассника «Портрет идеального пятиклассника», и «Портрет реального ученика пятиклассника своего класса».
Рефлексия:
Вывод:У вас правильная оценка своих возможностей и желаний т.е. у вас реальная самооценка.
Время: 7 минут.
Упражнение 6. "В гостях у сказки"
Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.
Ход упражнения:
Ребятам предлагается прослушать сказку и придумать еѐ окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.
Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!
Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.
Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.
Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги.
Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...
В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.
Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки из его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать.
Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?
Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге.
Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?
Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?
Чем может быть вызвано такое поведение мальчика? Время: 6 минут.
Релаксация: Прослушивание музыки «Дорога добра».
Обсуждение занятия: Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось больше всего?
Оценка занятию — стикеры «ручки». Прощание.