Разработка урока-тренинга «Интернет: реальнее, чем ты думаешь».
Автор: Белецкая И.Н. Макеевский лицей №1 «Лидер»
Урок-тренинг.
Тема. Интернет: реальнее, чем ты думаешь.
Целевая аудитория. Учащиеся 5 класса.
Цель урока. Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования глобальной сети.
Задачи урока.
1. Выяснение общей осведомленности о рисках персональной потенциальной опасности работы в интернет, а также отношение к этой проблеме учащихся 7-11 лет.
2. Проведение комплекса упражнений (в игровой форме), которые, благодаря психологическим составляющим, воздействовали бы на развитие зрелого отношения учащихся к рискам, связанным с:
- распространением в Интернет личной информации;
- опасностью анонимных контактов;
- кибер-преступностью, фишингом;
- незащищенностью персональных данных (почта, интернет-страница и т.д.).
3. Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети Интернет:
• проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;
• агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;
• встреча с людьми, с которыми дети познакомились в интернете;
• предоставление личной информации в интернете;
• обман и мошенничество.
4. Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети Интернет.
Структура урока.
Модуль урока | Вид деятельности | Цели и задачи |
Модуль №1 | Просмотр тематического видео. Определение темы урока-тренинга. | Выяснение общей осведомленности о рисках персональной потенциальной опасности работы в интернет, а также отношение к этой проблеме учащихся. |
Модуль №2 | Комплекс упражнений в игровой форме | Определение ожиданий от тренинга; повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети Интернет |
Модуль №3 | Практическая работа | Практическое закрепление основных правил |
Модуль №4 | Тестирование учащихся. | Проверка полученных знаний учащихся |
Модуль №5 | Релаксация. Упражнение «Пожелай мне». | Снятие напряжения, эмоционального напряжения, что ведет к лучшему усвоению материала |
Ход урока.
Модуль №1. Организационный момент. Просмотр тематического видео. Определение темы урока-тренинга.
В процессе проведения тренинга учащимися будут сформулированы основные правила безопасности в Интернет.
Модуль №2. Комплекс упражнений.
1. Упражнение «Волшебная рыбка» на определение ожиданий участников тренинга.
Тренер заранее подготовил лист ватмана с изображением рыбки без чешуи. Участникам раздаются разноцветные стикеры, на которых дети записывают свои ожидания от тренинга. Участники по очереди подходят к рыбке и наклеивают свои стикеры на рыбку, вслух произнося написанное.
2. Упражнение «Секретные конвертики». Учащимся предложено написать информацию о своих достижениях и своих недостатках и вложить в конверты белого и серого цвета соответственно. Тренер собирает конвертики и перемешивает их. Кратко перечисляются достижения участников. После этого тренер выясняет желание учащихся прочесть информацию о недостатках. Можно предположить, что учащиеся не пожелают этого.
Вывод-правило 1: важно не распространять личную информацию в сети.
3. Упражнение «Не доверяй незнакомцу!». Учащимся предлагается стать в круг лицом к середине круга. Тренер становится за спиной учащегося и предлагает ему «упасть» на тренера. Учащиеся не боятся, так как знают, что за спиной стоит тренер, который поддержит.
Затем учащихся по очереди вызывают к доске и предлагают снова «упасть». Но предупреждают, что поддержки может не быть. Прогнозируемо, что участники тренинга, зная о возможном отсутствии поддержки, побоятся падать.
Вопрос учащимся: Почему в первом случае вы не боялись падать? Боялись ли вы падать, зная, что вас могут не поддержать? Почему?
Коллективно участники тренинга формулируют правило №2: Если не уверен в том, с кем ты общаешься в сети, не следует доверять незнакомцу.
4. Упражнение «Защити свою почту!».
Герои: вирусы (дети с одноименными табличками), спам-фильтры, электронная почта.
«Электронная почта» стоит в центре круга. «Спам-фильтры» пока стоят в стороне. «Вирусы» начинают забрасывать почту бумажными снежками белого и черного цветов. «Почта» должна отбросить черные снежки, но она не успевает это сделать. На помощь приходят «спам-фильтры» и «антивирус», которые успешно помогают «почте» справиться с атакой «вирусов».
Тренер поясняет значение терминов «спам», «спам-фильтр».
Спам (от англ. spam) – анонимная массовая не запрошенная рассылка по электронной почте различной рекламы или иного вида сообщений от неизвестных людей или организаций без согласия получателя.
Спам-фильтр – программа, призванная защитить пользователя от спама. Используется для фильтрации входящей электронной почты или размещаемых где-либо ссылок. В своей работе, спам-фильтр оперирует готовыми списками с нежелательными адресатами или адресами сайтов.
Вывод – правило №3: использовать безопасный почтовый сервис и антивирусную программу.
Модуль №3. Практическая работа. Работа в текстовом редакторе.
Учащимся предлагается дополнить и озвучить стихотворения о безопасности в Интернет.
1. Иногда тебе в сети Вдруг встречаются вруны. Ты мошенникам не верь, Информацию проверь. | 2. Не хочу попасть в беду – Антивирус заведу! Всем, кто ходит в интернет, Пригодится наш совет. | 3. С грубиянами в сети Разговор не заводи. Ну и сам не оплошай – Никого не обижай. |
4. Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ Вас попросит рассказать Информацию о школе, О друзьях и телефоне, Иль к страничке доступ дать – Мы на это НЕТ ответим, Будем все держать в секрете! | 5. Злые люди в интернете Расставляют свои сети. С незнакомыми людьми Ты на встречу не иди! 6. Если что-то непонятно, Страшно или неприятно, Быстро к взрослым поспеши, Расскажи и покажи. | 7. В интернете сайты есть Невозможно глаз отвесть. Там и игры, и мультфильмы, И учеба, и кино, Только вдруг ты там находишь Иногда совсем не то… Чтобы не перепугаться И потом не огорчаться, Надо фильтр поискать И компьютер подковать! Ты родителям скажи: Фильтры тут всегда нужны! |
Модуль №4. Тестирование учащихся.
Учащимся предлагается проверить свои знания относительно безопасности в Интернет. Тестирование происходит в реальном времени на сайте «Основы безопасности в Интернет для молодежи»
https://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/quiz_ks2.htm
Модуль №5. Релаксация. Упражнение «Пожелай мне».
Участникам предложено стать в круг и пожелать однокласснику безопасной работы в Интернет, не повторяя термины.
В разработке урока использованы источники.
Авторская программа тренинга Интернет-безопасности для детей 7-11 лет.
Сайт «Основы безопасности в Интернет для молодежи»
https://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html
5