ПЛАН-КОНСПЕКТ Занятия с элементами тренинга
Тема «Жизнь над пропастью»
Задачи:
- формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и последствиям их употребления;
- формирование умения сказать «Нет!»;
- формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход занятия:
1.Организационный момент. (Слайд 1.)
2.Беседа по теме занятия.
Наркомания – что это? (Слайд 2.)
Наркотики были известны ещё в древности. (в переводе с греческого narke – сон, оцепенение, онемение; mania – страсть, безумие).
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль.
Бедуины, отправляясь в дальний переход запасались бангом – смолой, известной под названием марихуаны или гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Шахтеры Боливии издавна получали часть жалованья не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые жевали или курили. Вообще нет такого народа, который не употреблял бы в том или ином виде наркотические вещества. (Слайд 3.)
Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. По данным международной организации «Врачи без границ», уже сегодня в России от 3 до 4 млн. наркоманов, а некоторыми специалистами их число оценивается даже выше 9 млн. чел. (Слайд 4.)
Наркомания в России продолжает «молодеть». По последним данным, более 60% наркоманов люди в возрасте 18-30 лет и из 60% почти 20% - школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
(Слайд 5.)
Именно школы и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. За 3 года наркомания среди детей и подростков выросла почти в 6 раз. (Слайд 6.)
3. Знакомство в группе. Участники располагаются по кругу. Каждый готовит свою визитную карточку. Ведущий предлагает представиться участникам так, как они хотели бы называть себя во время занятия, перечислить свои увлечения, отметить свое отношение к наркотикам.
2. Принятие правил поведения во время занятия.
1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего.
2. Желающий высказаться поднимает руку.
3. Критикуя - предлагай.
4. Не давай оценок другим участникам.
5. Вся личная информация сообщенная на занятии является закрытой.
3. Игра «Спорные утверждения».
Цель: эта игра кроме информирования, дает возможность каждому участнику высказать свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
- совершенно согласен;
- согласен, но не совсем;
- не имею точного мнения;
- совершенно не согласен.
Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав точки зрения участников ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
I. Принимая наркотики, ты рискуешь навсегда остаться без семьи. (Слайд 8.)
2. Наркотик укорачивает жизнь. (Слайд 9.)
3. Наркотик влияет на психику. (Слайд 10.)
4. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. (Слайд 11.)
5. Люди, употребляющие наркотики, очень часто осознают, что зависят от них. (Слайд 12.)
4. Алгоритм «Двух «О».
Ведущий: можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами? Как?
Участникам предлагаются ситуации, в которых им необходимо отказаться от тех или иных предложений. Участники делятся на подгруппы.
Примеры ситуаций:
1. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
2. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит оставить какие то вещи у тебя дома.
3. Одноклассник (лидер двора, сосед) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
4. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит тебя отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
5. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит достать для него наркотик.
Ведущий сообщает участникам алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа):
Я- сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение (на карточке)
(Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино).
Задание подгруппам: в течение 3-х минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа проигрывает свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося». Ведущий предлагает в каждой ситуации использовать три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
(Слайд 13.)
5. Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!» (рефлексия) (Слайд 14.)
Ведущий раздает заранее приготовленные половинки ватмана, на каждой из половинок написано: 1. Будущее в наших руках. 2. Присоединяйтесь! На каждой половинке нарисованы две ладони. Участники делятся на две команды.
Ведущий: каждая подгруппа в течение 3-х минут обсуждает и записывает на плакате на десяти пальцах рук 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек свободный от наркотиков.
Например: убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый (религиозный).
Для защиты плаката выбираются по одному участнику от каждой подгруппы.
А теперь пусть каждый из вас напишет на листочке то качество личности, которое он хотел бы взять с собой в будущее, и прикрепит его к плакату, вокруг ладошек. Ведущий просит участников выстроиться в ряд и присоединить друг к другу плакаты.
- «Ребята, будущее в ваших руках, и только объединившись, вы сможете сказать НЕТ наркотикам.
(Слайд 15.)
6. Итог занятия.
Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас было полезным и интересным.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг занятия»
ПЛАН-КОНСПЕКТ Занятия с элементами тренинга
Тема «Жизнь над пропастью»
Задачи:
- формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и последствиям их употребления;
- формирование умения сказать «Нет!»;
- формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход занятия:
1.Организационный момент. (Слайд 1.)
2.Беседа по теме занятия.
Наркомания – что это? (Слайд 2.)
Наркотики были известны ещё в древности. (в переводе с греческого narke – сон, оцепенение, онемение; mania – страсть, безумие).
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль.
Бедуины, отправляясь в дальний переход запасались бангом – смолой, известной под названием марихуаны или гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Шахтеры Боливии издавна получали часть жалованья не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые жевали или курили. Вообще нет такого народа, который не употреблял бы в том или ином виде наркотические вещества. (Слайд 3.)
Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. По данным международной организации «Врачи без границ», уже сегодня в России от 3 до 4 млн. наркоманов, а некоторыми специалистами их число оценивается даже выше 9 млн. чел. (Слайд 4.)
Наркомания в России продолжает «молодеть». По последним данным, более 60% наркоманов люди в возрасте 18-30 лет и из 60% почти 20% - школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
(Слайд 5.)
Именно школы и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. За 3 года наркомания среди детей и подростков выросла почти в 6 раз. (Слайд 6.)
3. Знакомство в группе. Участники располагаются по кругу. Каждый готовит свою визитную карточку. Ведущий предлагает представиться участникам так, как они хотели бы называть себя во время занятия, перечислить свои увлечения, отметить свое отношение к наркотикам.
2. Принятие правил поведения во время занятия.
1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего.
2. Желающий высказаться поднимает руку.
3. Критикуя - предлагай.
4. Не давай оценок другим участникам.
5. Вся личная информация сообщенная на занятии является закрытой.
3. Игра «Спорные утверждения».
Цель: эта игра кроме информирования, дает возможность каждому участнику высказать свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
- совершенно согласен;
- согласен, но не совсем;
- не имею точного мнения;
- совершенно не согласен.
Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав точки зрения участников ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
I. Принимая наркотики, ты рискуешь навсегда остаться без семьи. (Слайд 8.)
2. Наркотик укорачивает жизнь. (Слайд 9.)
3. Наркотик влияет на психику. (Слайд 10.)
4. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. (Слайд 11.)
5. Люди, употребляющие наркотики, очень часто осознают, что зависят от них. (Слайд 12.)
4. Алгоритм «Двух «О».
Ведущий: можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами? Как?
Участникам предлагаются ситуации, в которых им необходимо отказаться от тех или иных предложений. Участники делятся на подгруппы.
Примеры ситуаций:
1. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
2. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит оставить какие то вещи у тебя дома.
3. Одноклассник (лидер двора, сосед) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
4. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит тебя отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
5. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит достать для него наркотик.
Ведущий сообщает участникам алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа):
Я- сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение (на карточке)
(Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино).
Задание подгруппам: в течение 3-х минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа проигрывает свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося». Ведущий предлагает в каждой ситуации использовать три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
(Слайд 13.)
5. Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!» (рефлексия) (Слайд 14.)
Ведущий раздает заранее приготовленные половинки ватмана, на каждой из половинок написано: 1. Будущее в наших руках. 2. Присоединяйтесь! На каждой половинке нарисованы две ладони. Участники делятся на две команды.
Ведущий: каждая подгруппа в течение 3-х минут обсуждает и записывает на плакате на десяти пальцах рук 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек свободный от наркотиков.
Например: убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый (религиозный).
Для защиты плаката выбираются по одному участнику от каждой подгруппы.
А теперь пусть каждый из вас напишет на листочке то качество личности, которое он хотел бы взять с собой в будущее, и прикрепит его к плакату, вокруг ладошек. Ведущий просит участников выстроиться в ряд и присоединить друг к другу плакаты.
- «Ребята, будущее в ваших руках, и только объединившись, вы сможете сказать НЕТ наркотикам.
(Слайд 15.)
6. Итог занятия.
Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас было полезным и интересным.