Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя образовательная школа №49»
Методическая разработка педагога- психолога высшей категории Семёшиной Е.Б.
Тренинговое занятие по профориентации «Осознанный выбор профессии»
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий. Развитие психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Методы: мини-лекции (информационные сообщения), метод мозгового штурма, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45 - 60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, тетради, стикеры, фломастеры, плакаты, цветная бумага, теоретический материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
· Упражнение «Автопортрет». Презентация работ. Обсуждение.
Основная часть.
Метод мозгового штурма. «Что такое выбор профессии». Обсуждение.
Вывод: Выбор профессии – сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние.
· Информационное сообщение по теме.
По мнению Ф. Парсонса, три основных фактора выбора профессии:
1)правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, желаний, возможностей и ограничений
2) знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий (профотбор, профпригодность)
3) умение соотнести результаты самооценки с требованием профессий.
Климов Е.А. отмечает, что на ход профессионального самоопределения влияют следующие факторы:
Позиция родителей;
Мнение сверстников;
Позиция учителей, профессионала;
Информированность
Способности, склонности, здоровье
Личные профессиональные планы – система представлений о том, чего и как человек хочет достичь.Осознанный профессиональный выбор должен основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, коммуникативных и др.).
· Упражнение «Кем быть?». Цель: выявление интереса к профессиям, мотивов их выбора. Задание. Ребятам предлагается:
нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись;
написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»;
Обсуждение. Рефлексия.
· Игра « Аукцион профессий». Работа в парах.
Презентация работ. Обсуждение.
· Работа в группах.
Знакомство с теоретическим блоком по теме. Составление рекомендаций по выбору профессии. Презентация работ. Обсуждение.
Беседа. Профпригодность - это сочетание психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Для ряда профессий существуют медицинские противопоказания. Например, плохое зрение не позволяет работать водителем, летчиком, штурманом и пр.
· Упражнение «Профессия и профпригодность». Работа в парах.
Задание учащимся: назвать, какие психологические или физиологические особенности необходимы для следующих профессий: врач, учитель, продавец, юрист, певец, летчик, музыкант, экономист и др. Обсуждение.
Вывод: при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания, возможности и способности, но и особенности своего характера, темперамента, здоровья.
Заключительная часть. Поведение итогов.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что дало мне сегодняшнее занятие? Повлияло ли оно на мое отношение к выбору профессии?». В завершение занятия учащимся зачитывается притча.
Литература:
1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.
2. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.Из. " Первое сентября" , 2004.
4. Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
Педагог - психолог Семёшина Е.Б.