Тренинги на развитие ораторского мастерства
«Упражнение «Если бы я был...»
Участники делятся на малые группы по 3 – 4 человека и выбирают себе любой предмет. Пробуют погрузиться в ее мир, воображая себя этой вещью, ощущает ее характер. От лица этой вещи рассказывают, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем, используя навыки публичного выступления.
• «Поиск недостающих ассоциаций»
Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов:
o фильм и сон
o лифт и автомобиль
o цветок и небоскреб
o стол и огнетушитель
o стена и облако
o стакан и песок
o море и нефть, …
ВАРИАНТ: делим группу на пары. Каждый из пары придумывает слово – существительное, но не озвучивает его партнеру. Затем пара поднимается и теперь каждый говорит свое слово. Задача остальных игроков придумать ассоциацию, которая будет связывать эти слова.
Упражнение «Составь рассказ»
(группу делим на 4-5 мини групп)
Дается две фразы, не связанные по смыслу. Задача участников между первой и второй фразой придумать промежуточный текст, так, чтобы получился логичный рассказ.
На сковороде жарилось мясо…. Катер прибыл в бухту по расписанию
Утром пошел снег … Чебурашка ел апельсины
Тихо шумел лес … дискотека началась вовремя
Поезд начал набирать ход … в деревне погасло электричество
На рынке продавали разноцветные шары … кузнечик пиликал в траве
Упражнение «Повтори рассказ»
1-2 человека просим выйти за дверь, группе зачитывается рассказ, один из участников тренинга пересказывает текст человеку, который был за дверью. Затем приглашается следующий и тот, кому только что пересказали текст, рассказывает его вновь зашедшему участнику. Задача ораторов максимально точно передать смысл рассказа.
Великий оратор древности Демосфен выступать перед народом мечтал еще мальчиком. Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех толпы не дали ему закончить речи. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, он совершенно не умел держаться перед публикой.
Демосфен решил во что бы то ни стало исправить все недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился; обрил затем себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совершенно не овладел голосом и жестами.
После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором
Игра «Крокодил» (новости с сурдопереводом)
В игре обычно 4-5 отгадывающих. Один показывающий.
Задача показывающего – без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово.
Слово или случайным образом берется из первой попавшейся книги, или кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает, как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много.
Задача отгадывающих – назвать слово, которое скрывается за этой пантомимой.