К урокам обучения грамоте в букварный период
1 класс
Составитель:
Сапожникова Е. А. Тренировочные упражнения к урокам обучения грамоте в букварный период
1 класс
В сборнике собрано большое количество упражнений, направленных на формирование умений и навыков списывания с печатного текста и письма под диктовку у учащихся 1 класса.
Пособие может быть использовано педагогами в школе и родителями для занятий с детьми.
От составителя
Данный сборник будет полезен в качестве дополнительного учебного пособия в период обучения грамоте учащимся 1 класса для закрепления изучаемого материала, формирования навыка списывания с печатного текста, письма под диктовку, усвоения правил грамотного письма, а также учащимся 2 класса. В пособии даны теоретические сведения по разделу «Фонетика», изучаемые в букварном периоде.
В сборнике собрано большое количество упражнений для формирования общеучебных умений и навыков, а также игровых заданий, направленных на развитие логического мышления, обогащение словарного запаса, развитие познавательной активности.
РУССКИЙ АЛФАВИТ |
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя |
В алфавите - 33 буквы Гласных - 10 Согласных - 21 Буквы ъ и ь не обозначают звуков - 2 |
| Парные | Не имеют пары |
Звонкие согласные | б в г д ж з | й л м н р (сонорные) |
Глухие согласные | п ф к т ш с | х ц ч щ |
Шипящие согласные | Ж Ш Щ Ч |
ЗАПОМНИ!
ЖИ – ШИ ПИШИ С И!
ЧА – ЩА ПИШИ С А !
ЧУ – ЩУ ПИШИ С У !
При письме тетрадь положи наискосок!
В
о время работы в тетради следи за осанкой!
Звук и буква
ФОНЕТИКА — это совокупность звуков языка, а также наука об этих звуках — раздел языкознания.
Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них — Ь, Ъ —звуков не обозначают.
Гласные и согласные
Запомни. Звук не равен букве.
Признаки гласных и согласных звуков
Гласные Согласные
1. Произносятся 1. Произносятся
с голосом с шумом
Воздух, выходящий Воздух, выходящий
изо рта, не встречает изо рта, встречает
преград преграды в виде
языка, зубов, губ
2. Образуют слог 2. Не образуют слога
Сколько в слове гласных звуков,
столько в слове и слогов.
Запомни. Запись произношения, или фонетическая запись, даётся в квадратных скобках [ ] . Мягкость согласного обозначается апострофом (‘).
Характеристика согласных
Согласный звук может быть твердым или мягким. Мягкость согласного обозначается апострофом.
Согласная буква М может обозначать:
[М] твердый звук, когда:
после согласной стоит А, О, У, Ы, Э;
после согласной идёт другая согласная или конец слова;
всегда твердые: Ш, Ж, Ц.
[М’] мягкий звук, когда:
после согласной стоит Я, Е, Ю, И, Ё;
после согласной стоит Ь;
Всегда мягкие: Ч, Щ, Й.
Согласный звук может быть звонким или глухим. Непарные звонкие согласные (сонорные, самые звонкие): Л, М, Н, Р, Й.
Парные по звонкости—глухости согласные:
звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З;
глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С.
Непарные глухие согласные: Х, Ц, Ч, Щ.
Шипящие согласные: Ж, Ш, Щ, Ч.
Запомни. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими звучат как парные или глухие согласные: дуб [дуп], пробка [пропка].
Глухие согласные перед звонкими звучат как парные им звонкие: экзамен [эгзам’эн], просьба [проз’ба]
Характеристика гласных
А О У Э Ы ---- обозначают твердость согласных звуков.
Я Е Ю Ё — обозначают мягкость согласных звуков или два звука, когда стоят после гласной или в начале слова.
И — обозначает мягкость согласных звуков.
Запомни. Гласная О в безударном положении произносится как А: голова [галава]
Произношение гласных Я, Ю, Е, Ё, И
(С’ — обозначает мягкий согласный)
Буква | В начале слова или после гласной | После Ъ и Ь | После согласной |
Я | [ЙА] яма [йама] баян [байан] | [ЙА] колья [кол’йа] | [С’+А] няня [н’ан’а] |
Ё | [ЙО] ёж [йош] каёмка [кайомка] | [ЙО] бельё [б’ил’йо] | [С’+О] мёд [м’от] |
Ю | [ЙУ] юнга [йунга] союз [сайус] | [ЙУ] вьюга [в’йуга] | [С’+У] люди [л’уд’и] |
Е | [йэ] еда [йэда] поезд [пойэст] | [йэ] съезд [сйэст] | [С’+Э] вес [в’эс] |
И | [И] игла [игла] воин [ воин ] | [ЙИ] гостьи [гост’йи] | [С’+И] миска [м’иска] |
Карточка №1 Спиши письменными буквами: на но ну ны ни Нина Инна Анна они она он оно Подчеркни гласные буквы красным карандашом. Поставь в словах ударение. Расшифруй ребус: | Карточка № 2 Спиши письменными буквами, начиная с красной строки: Тут Антон. У Антона ноты. А у Нины? У Нины нитки. та то ту ты ти Подчеркни зелёным карандашом мягкие согласные. Покажи букву, которая влияет на мягкость согласного. | Карточка №3 Спиши письменными буквами слова, разбив их в два столбика. кони ток киты кот нос ноты Выдели простым карандашом слоги дугой, поставь ударение. Расшифруй ребус: |
Карточка №4 Спиши слова и текст, поставь ударение: Аисты, кусты, утка, осина, ау, иа. Тут стоит такси. Антон - таксист. У Антона насос. | Карточка №5 Спиши, начиная с красной строки, поставь ударение. Куст, кустик, осина, осинка, осока, оса, сосна. Подчеркни лишнее слово. Над первой буквой каждого слова поставь цифру, обозначающую количество слогов. Напиши: Аа Оо Уу Ии Нн Кк Сс | Карточка №6 Спиши с красной строки: Тут оса. Тут осы. У осы усы. У ос усы. Нос, канат, танки, сон, Инна, Анна. Обозначь мягкие и твёрдые согласные. Расшифруй ребус: |
Карточка №7 Спиши письменными буквами: са со су сы си У Никиты стакан. Тут сок. Оса! Оса! Напиши слова, поставь в них ударение. Соки, сук, кусты, кисти, стаканы. Подчеркни твёрдые согласные. | Карточка №8 1. Составь и запиши все слоги с буквами: а о у ы и н т к с . 2.Допиши слова, начиная с красной строки: Оси…, аи…, осо…, ку…, со…,ни… . Расшифруй ребус: | Карточка №9 Спиши: Тут Нина. У Нины нитки. Они тонки. Напиши пять слов с изученными буквами, покажи дугой слоги, поставь ударение. Расшифруй ребус: |
Карточка №10 Запиши слова в три столбика: соки сук стаканы сок кусты усики В трёхсложных словах поставь ударение и подчеркни гласные буквы красным карандашом. Спиши текст: Тут Инна и Ната. У Инны утки. У Наты кони. | Карточка № 11 Спиши слова: Она, оно, ноты, Антон, тот, окно, никто, ток, танки. Поставь в словах ударение. Напиши диктант из двух предложений с изученными на письме буквами. Расшифруй ребус: | Карточка №12 Спиши текст: Стул около стола. Стол стоит около окна. У Нины кукла. Нина налила соку. Подчеркни все гласные. Обозначь мягкие согласные. Расшифруй ребус: |
Карточка №13 Спиши слова, обозначь гласные, разбей на слоги: Стол, сон, слон, луна, около, колокол, стул. Напиши текст под диктовку: Стул около стола. Стол стоит около окна. На стуле кукла. 3. Расшифруй ребус: | Карточка №14 Спиши текст: Тут Алла и Лина. У Аллы скакалка. У Лины скакалка. Ната и Алла скакали. Нарисуй схему выделенного слова. Поставь ударение в третьем предложении. Расшифруй ребус: | Карточка № 15 Запиши слова в три группы, формируя их по общему признаку: орлы лиса караси лини сорока кролик окуни крот сокол Напиши под диктовку: У Аллы росли ирисы. У Раи – астры. У Иры – лилии. Расшифруй ребус: |
Карточка №16 1.Спиши слова, разделив чёрточкой на слоги, подчеркни лишнее слово: Ива, совы, тыква, трава, корова, ворота, ворона. Напиши под диктовку: У Вовы вырос лук. У Славы вырос салат. У Клавы выросли тыквы. | Карточка № 17 Спиши предложения, поставь ударение, обозначь мягкие согласные: У Аллы кукла. У Алика насос. Инна солит салат. 2. Напиши 7 слов с изученными буквами под диктовку. 3.Расшифруй ребус: | Карточка №18 Напиши предложения под диктовку: У Тараса коса. Коса остра. У Ларисы коса. Коса руса. Напиши слова, разбив их на две группы по общему признаку: Сороки, сорока, астры, ирис, торт, астра, ирисы, торты. |
Карточка №19 Напиши слова, подчеркни слово, к которому подходит схема: Сорт, трос, торт, рот, рост, лист. Напиши 3 предложения по выбору под диктовку. Расшифруй ребус: | Карточка № 20 Спиши текст: Вот коровник. Тут коровы. Вот и косилка. Иван косит траву. Найди трёхсложные слова, выдели в них слоги. Подчеркни гласные буквы в словах третьего предложения. Укажи мягкие согласные. Расшифруй ребус: | Карточка № 21 Спиши текст: Тут высокие ели. Около ели нора. У норы енот. Волк воет. А кто лает? Во втором предложении поставь ударение. Найди в тексте мягкие согласные, подчеркни и укажи, что влияет на их мягкость. |
Карточка № 22 Напиши под диктовку: У нас урок. На стене висит картина. У Коли кисти и краски. Он рисует луну. Обозначь мягкие согласные и буквы, показывающие их мягкость. Придумай себе устное задание. | Карточка № 23 Спиши текст: Река. На окраине села река. Она невелика. Ивы склонили свои тонкие ветки к реке. В реке раки. Лена, Сева и Рита ловили раков. 2. В словах последнего предложения поставь ударение. | Карточка № 24 Спиши: У Лены синие ленты. У Светы красные ленты. А у Вероники? 2. Напиши под диктовку 7 слов с изученными буквами, выдели в них слоги. 3.Расшифруй ребус: |
Карточка № 25 1. Спиши слова, начиная с красной строки, подчеркни лишнее слово, поставь ударение: Пила, пилит, выпил, пилка, напилил. Напиши под диктовку: У Пети папа- плотник. Папа Веры – пилот. У Севы папа-капитан. У Полины - сталевар. Расшифруй ребус: | Карточка № 26 Составь предложения и запиши их: Пилот пилит. Плотник плавает. Капитан летает. Спиши слова, разделив чёрточкой на слоги, подчеркни гласные, обозначь мягкие согласные: Парта, суп, повар, плита, квас, пионы, трактор. Расшифруй ребус: | Карточка № 27 1. Спиши текст. Скоро конкурс. У нас в классе скоро конкурс. Павел нарисовал трактор. Виктор – кран. Вера нарисовала куклу. 2. В 4 предложении поставь ударения, в 3 предложении обозначь твёрдые согласные. 3.Расшифруй ребус: |
Карточка № 28 Напиши слова, разделив чёрточкой на слоги: Москва, Минск, Мурманск, строители, метро, пластилин. Напиши текст под диктовку: У Ромы папа и мама – строители. Они строили метро в Москве, Киеве и в Минске. 3. Поставь в тексте ударения во всех словах. | По желанию реши анаграммы и исключи лишнее слово: 1. БЕРОВОЙ, ПРАДОЕЛ, ГАПОЙУП, ЧЛАСКОТА Прочитай и объясни выделенные слова: сироп тулуп укроп грипп храп сноп стоп Филипп пальма пальто попугай пыль палка пони паста паук почка поле парк помада победа покупка пароход парикмахер трап телескоп суп кнопка кепка тропа копоть липкий крепкий лампа шапка купальник лопата | 1.По желанию реши анаграммы и исключи лишнее слово: ЛАРМДАЕМ, МАНОЧЕД, КЛАДЕРАСЬ, РОСИБАК 2. Прочитай и объясни выделенные слова: Оля острый отдых орден обувь отпуск осы окунь овцы окна озеро обруч ослик окрик озимь очень около овощи |
Карточка № 29 Запиши слова в две группы, формируя их по общему признаку: папка полка мел Марс пенал мир Спиши текст (ьм – нижнее соединение): В классе просторно и светло. У нас урок письма. Напиши под диктовку: Рома написал мелом слова. Миру – мир! Расшифруй ребус: | Карточка № 30 Спиши текст. В 1 предложении обозначь гласные и твёрдые согласные: В сарае у Максима клетка. В клетке – серые кролики. Максим кормил кроликов. Около клетки корм: капуста, морковка, клевер. В 3 предложении поставь ударение. Запиши буквы, разбив их в две строчки по общему признаку: А н е о У и к И С Т О т Е К Л у а м П М п Н 4.Расшифруй ребус: | Карточка № 31 Напиши текст под диктовку: Сима и Зина вырастили розы. Выросли розовые и красные розы. Зина и Сима принесли розы в класс. Запиши слова в три столбика, формируя их по общему признаку. Поставь ударение. розы пар астры ели пионы сосна камни осина песок 3.Расшифруй ребус: |
Карточка № 32 Напиши две строчки слов с изученными буквами, разбей их на слоги дугой, поставь ударение, подчеркни гласные. Спиши текст, обозначь мягкие согласные: В зоопарке. Зина привела нас в зоопарк. В зоопарке разные звери. Вот злые волки. Тут лев. А там слоны. Из норы ползут змеи. 3.Расшифруй ребус: | Карточка № 33 Запиши слова, подчеркни лишнее: Зебра, белка, кобра, барсук, еноты, волк, лиса, зубр. В словах подчеркни гласные, выдели твёрдые согласные. Напиши текст под диктовку: У Бори брат Виталик. Он мал, но знает буквы. Мы показали ему сказки. Он смотрел картинки. 4.Расшифруй ребус: | Карточка № 34 Спиши слова, нарисуй схему второго и седьмого слов. Мак, ком, сор, ром, рот, пол, мир. Составь и запиши слова из букв: оаинс буд Напиши текст под диктовку: У нас кот Барсик. У Барсика кубики. Он откатил три кубика. Расшифруй ребус: |
Карточка № 35 Спиши текст. Дома были Дима и Лида. Они рисовали. Лида нарисовала дуб. А Дима нарисовал волка. Поставь знак ударения над словами четвёртого предложения. Напиши слова под диктовку, разбив их на слоги для переноса: Кошка, кусок, банка, парта, норка, замок, забор. Расшифруй ребус: | Карточка № 36 Спиши текст: Реки. Нева, Дон, Кама, Днепр, Лена, Амур – реки. По рекам плывут плоты. По рекам идут суда. Они везут тракторы, станки, краны, ткани, посуду, продукты. Составь из букв слова и напиши их, укажи гласные и согласные по твёрдости и мягкости: алпен лотомок Расшифруй ребус: | Карточка № 37 Спиши слова, подчеркни гласные первого ряда одной чертой, а гласные второго ряда двумя чертами. Мясо, линия, здание, веер, енот, стая, Рая, Зоя, китаянка, Яша, ядрышки. Напиши текст под диктовку: На море завыл ветер. Стало темно. Судам надо в порт. Ярко светит маяк. Расшифруй ребус: |
Карточка № 38 Спиши слова, подчеркни гласные второго ряда двумя чертами: Вилка, дыня, малина, бревно, ясли, маяк, капля, лилия. 2.Сделай фонетический анализ слова утка. Напиши текст под диктовку: Наступило лето. Дует ветерок. Алик и Яна идут в лес. Вот малина и клубника. В тексте найди трёхсложные слова и покажи слоги дугой. Поставь в этих словах ударение. Расшифруй ребус: | Карточка № 39 Запиши по три слова с буквой Я в два столбика так, чтобы в 1 столбце буква Я обозначала один звук, а во второй столбец – два звука. Спиши текст. Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно. Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда на луга и на поля. Высокая вырастет трава на лугу! Расшифруй ребус: | Карточка № 40 Спишите слова, в скобках укажите количество букв и звуков. Образец: Синяя (5 б., 6 зв.) Белая, Яков, капля, дыня. Напишите текст под диктовку: Дети готовили подарки для ребят. Катя и Галя клеили домик. Света плела коврик. Вера и Ваня рисовали клоуна. Расшифруй ребус: |
Карточка № 41 Спиши слова, раздели на слоги, подчеркни сочетание ЧА: Перчатки, овчарка, внучата, тысяча, встреча, свеча, задача. Напиши диктант: В лесу стоит дача. Мы гуляем по лесу час. С нами наша овчарка Дина. 3.Расшифруй ребус: | Карточка № 42 . Запиши слова в единственном числе и выдели сочетание ЧА: Свечи - …, задачи - …, дачи - …, кучи - …, тысячи - …, тучи - … . 2. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Спиши текст: На поляне играют волчата. Они рычат. Волчата бегают за мамой. Она замечает всё. Расшифруй ребус: | Карточка № 43 Запишите слова в единственном числе. Гвозди-…, корабли-…, мази-…, шал-…, озими-…, метели-…, олени-…, звери-…, лоси-…, учителя-…, буквари-… Спишите, вставьте нужные орфограммы. Выделите их. У Даш… Ч…лковой ж…вут замеч…тельные крольч…та. Они ч…до как хорош…! Пуш…стые малыш… крич…т. Я угостил их. Я хоч… полож…ть им еду в ч…шку. Расшифруй ребус: |
Проверь себя!
1 класс (1-4)
Тексты для письма под диктовку.
В Крыму.
Был июль. Мы приехали в Крым. Наш дом стоял у моря. На море были волны. Кружили белые чайки. По морю плыли суда.
Слово для справок: приехали.
Пушок.
У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом.
Слово для справок: Пушок.
Пастушок.
Пастушонок Гриша живет в степи. Утром ов приводят телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом она щиплют сочную траву.
(По Г. Снегирёву)
Игра.
Ребята играли в школу. Таня была учительница. Петя принёс ручку и тетрадь. Он стал писать буквы. Лёня открыл букварь. Он читал стихи. Люба пела песню.
Зимой.
Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.
Слова для справок: несут.
На реке.
Пришла теплая весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу. В небе звонко трубил лебеди.
Слово для справок: лебеди.
Тексты для списывания с грамматическим заданием
Прочитай текст, разбив его на предложения. Подумай, как нужно обозначить границы предложения и написать первую букву в начале предложения.
1. Стало теплее пришли летние тучи грянул первый гром полил теплый дождь Петя поставил в пруду сети солнце село началась ночь Петя утром вынул сеть в ней были караси..
(По К. Паустовскому.)
Хорошо летом в лесу мы идём по густой сочной траве кругом цветы гудят шмели на цветок села пчела у тропы кучка рыхлой земли это нора крота.
Хорошо летом в лесу зелёной листвой одеты деревья в воздухе пахнет душистой земляникой в кустах над ручьями поют соловьи в лесу под деревьями рыщут звери.
(По М.Соколову-Микитову)
Наступил сентябрь весь месяц стоят ясные дни на берёзах стоят жёлтые листочки на лесных полянах краснеют ягоды рябины стаи дроздов перелетают с дерева на дерево в полях убрали хлеба.
Трещит мороз снег укрыл пни и кусты толстый лёд сковал ручей снежные шубы надели сосны пушистый шарф на ветках кедра вот сугроб там спит медведь.
Пришла осень часто льют дожди смолкли птичьи песни ушли в улья пчёлы сильный ветер рвёт листья с деревьев под елью в траве уснул ёж.
Литература
1. Полякова А. В. Русский язык. Учебник для 1 кл. нач. шк. — М.:Просвещение, 2002.
2. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец. « Азбука», Издательство «Учебная литература», 2004 г.
3. В.Г. Горецкий «Русская азбука», М., «Просвещение», 1999.
4. В.А. Илюхина. «Чудо - пропись»
5. Узорова 0. В. Правила и упражнения: 1-5 кл. — М.: 000 «Издательство Астрель», 2007.
6. Узорова 0. В. Контрольные диктанты по русскому языку», 1-2 классы. М.: 000 «Издательство Астрель», 2005.
7. Л.И.Тикунова, В.П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ, М. «Просвещение», 1992.
8. Милосердова И. В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. — М.: «Школа ХХI век», 2004.
9. Нефёдова Е. А., Узорова 0. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 1-3 класс. — М.: Акварпум, 1997.
10. Нефёдова Е. А., Узорова 0. В. Сборник проверочньих работ по русскому языку, 1-3 класс. — М.: Акварпум, 1997.
11. Узорова 0. В., Нефёдова Е. А. «Диктанты и изложения по русскому языку», «Аквариум», 1997.
Содержание
От составителя ……………………………………………….3
Русский алфавит ……………………………………………..4
Правила посадки при письме ………………………………5
Звук и буква …………………………………………………..7
Характеристика согласных и гласных ...…………………8
Произношение гласных Я, Ю, Е, Ё, И ……………………..9
Карточки 1 -9…………………………………………………10
Карточки 10 -18………………………………………………11
Карточки 19 -27………………………………………………12
Карточки 28 -31………………………………………………13
Карточки 32 -37………………………………………………14
Карточки 38 -43………………………………………………15
Карточки 44 -49………………………………………………16
Карточки 50 -55………………………………………………17
Карточки 56 -61………………………………………………18
Потренируйся! ……………………………………………….19
Карточки 62 -67………………………………………………20
Карточки 68 -71 ……………………………………………...21
Карточки 72 -76 ……………………………………………...22
Карточки 77 -81 ……………………………………………..23
Карточки 82 -87 ……………………………………………..24
Карточки 88 -93 ……………………………………………..25
Карточки 94 -98 ……………………………………………..26
Проверь себя…………………………………………………27
Тексты для письма под диктовку…………………………28
Тексты для списывания с грамматическим заданием ...29
Ответы к ребусам……………………………………………30
Литература…………………………………………………...31
Содержание…………………………………………………...32
Сапожникова Елена Алексеевна
Тренировочные упражнения к урокам обучения грамоте в букварный период
1 класс
Учредитель и издатель – МБОУ гимназия №2
Наш адрес: 642400, г. Сургут, ул. Декабристов, 5/1
26