Описание компьютерной технологий обучения.
Интеграция - концептуальная основа педагогических методов развития творческого мышления учащихся с помощью компьютерных технологий
Использование понятие интеграции (от лат. integer — целый), требует уточнения ряда близких, но имеющих разную специфику терминов. Так, понятие «интегральный» отсылает нас в сферу математики, где термин «интеграл» имеет давно устоявшееся определение. «Интеграция» предполагает целостность, стремление к объединению во взаимосвязанную систему каких-либо частей. Понятие «интеграции» широко используется в общественных науках для указания на процесс становления единства и целостности, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Существует еще одно понятие - «интегративный», которое связано с описанием организмов и всех возможных явлений как динамически изменяющихся систем. То есть, говоря об интегративности, мы подразумеваем системную взаимосвязанность и функциональную обусловленность частей целого. Система выступает как комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга с целью достижению заданного положительного результата. Так, принципиальным положением теории функциональных систем ГТ.К. Анохина является представление о том, что одновременность множества процессов и синхронизация темпов развития различных структурных образований живого организма связана с необходимостью формирования целостных функциональных систем, а не отдельных сенсорных, моторных, активационных и других "механизмов".
Развитие организма подростка не является в этом смысле исключением, а скорее, благодаря активности переходного возраста ярко иллюстрирует собой интегративный процесс. Не менее важным свойством подросткового возраста является познавательная и деятельностная «всеядность», обращенная к самым разным областям человеческого опыта. В этот период своего становления человеческое мышление проходит этап самоорганизации и самостоятельной адаптации к окружающей среде.
Эта потребность современного подростка узнать «все и сразу» в современном обществе может удовлетворяться ограниченным набором особых форм культурной деятельности - походами в музеи и туристическими поездками, где человек попадает в насыщенную знаково-символическую среду, предназначенную для восприятия.
Регулярной формой такого целостного развития мышления до активного развития телекоммуникационной среды и появления персонального компьютера являлось чтение. Но в современном мире чтение у подрастающих поколений постепенно заменяют другие комплексные информационные формы, центральное место среди которых занимает компьютер. По количеству объединяемых в себе частей и их разнообразию интегративность компьютера значительно превышает интегративность книги. Поэтому именно с компьютером подростки связывают свои ожидания наполненного смыслом взаимодействия. По своей интегративной тотальной, направленности на охват всего человеческого опыта и по свой электронной природе компьютер значительно ближе центральной нервной системе человека, чем книга. Не случаен и значим поэтому взаимный интерес и контакты П.К. Анохина и Норберта Винера, основоположника кибернетики. В теориях функциональных систем П.К. Анохина и кибернетики Н. Винера смысл интеграции, интегративных процессов человеческого сознания или искусственного интеллекта компьютера выражен в опережающем отборе из бесконечного числа элементов только необходимых для деятельности организма или машины, любой системы. Поэтому, говоря о становлении мышления подростка в современной, информационно перенасыщенной среде, мы понимаем значение тех педагогических методов, которые развивают мыслительные процедуры выявления и отбора из «хаоса» окружающей жизни тех знаково-символических элементов, которые необходимы для функционирования предварительно обусловленной системы.
Но настоящее преимущество компьютера перед книгой для подростка - это возможность управления этим целостным организмом. Но чувство свободы в принятии решений при взаимодействии с компьютером очень скоро ставят подростка перед неявным выбором (точнее, необнаруженным, не артикулированным) - становиться ли ему частью некоей гиги вой целостности (участником игры, участником интернет сообщества) или заниматься организацией своей собственной системы. Собственно, в выявлении этой проблемы и в предоставлении подростку выбора заключена цель художественного образования, развивающего творческий потенциал личности и способности к самостоятельному воплощению своих идей и образов.
Содержательная часть обучения:
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационная технология (далее ИТ) – это совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации. Информация как объект воздействия представляет собой данные, записанные на том или ином носителе.
Цель ИТ – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Содержание учебного материала: В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока русского языка, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.
1 этап характеризуется следующими признаками:
● начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;
● проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
● общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
● происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования.
2 этап характеризуется следующими признаками:
● освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
● активная разработка и начало освоение педагогами учебно-методического обеспечения;
● постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы.
3 этап характеризуется следующими признаками:
● перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
● смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие - программное средство учебного назначения.
Анализ направлений развития информационных и коммуникационных технологий и опыта их применения в образовательных целях как в нашей стране, так и за рубежом позволяет определить основные направления использования их возможностей в следующих областях:
организация различных видов учебной деятельности по работе с учебной информацией на основе использования технологии Мультимедиа, ресурсов телекоммуникационных сетей, технологии «Виртуальная реальность»;
осуществление имитации и моделирования любых, поддающихся описанию процессов, для создания учебных тренажеров, максимально приближающих деятельность обучающегося к реальности;
разработка виртуальных миров, которые выступают по отношению к реальному миру как схемы или модели, стимулирующие динамику изучаемых процессов или закономерностей с последующим анализом со стороны обучающегося и выявлением тенденций их развития;
автоматизация процесса установления уровня знаний, умений и навыков в области осуществления основных видов учебной деятельности, соответствующих возрастной категории учащихся, с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Рассмотрим возможности и преимущества информатизации обучения в начальной школе на примере русского языка.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Процессуальная часть – технологический процесс;
Компьютер открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения. С помощью компьютера проведение уроков, упражнений, контрольных и лабораторных работ, а также учет успеваемости становится более эффективным, а огромный поток информации - легкодоступным. Использование компьютера на уроках физики также помогает реализовать принцип личной заинтересованности ученика в усвоении материала и многие другие принципы развивающего обучения.
Компьютерные программы можно использовать на всех типах уроков и во внеклассной работе. Легче и чаще всего компьютер используется при изучении нового материала, как дополнительный источник информации – компьютерная модель, демонстрация, видеофильм.
Для проведения лабораторных работ с использованием компьютера требуется большой кабинет информатики, что не всегда возможно. Можно для решения этой проблемы класс разбить на группы и про очереди выполнять компьютерный эксперимент, в этом случае необходимо лабораторную работу дополнить задачами и вопросами. Лабораторную работу на компьютере следует проводить только при недостатке нужного оборудования и не более 3-5 минут, поскольку учащиеся довольно быстро теряют интерес к компьютерной модели.
Контроль знаний учащихся с помощью компьютера лучше проводить индивидуально и дифференцированно т.к. на весь класс одновременно обычно не хватает компьютеров и различных вариантов заданий.
Во внеклассной работе использование компьютера очень полезно. Удобно внеклассные мероприятия снабжать звуковым оформлением подготовленными презентациями, видеофрагментами.
Необходимо отметить важность использования программ моделирования, которые включают учащегося в мир науки и техники, недоступный ему на школьной скамье; например, позволяют "увидеть" процессы внутри атома и атомного ядра, посадить космический корабль на Луну или Венеру, наглядно в виде имитационных моделей провести те или иные учебные опыты на экране дисплея, если их материально-инструментальное воплощение по каким-либо причинам недоступно школе (или их машинная реализация дешевле физической приборно-схемной).
Вот уже несколько лет в школах интенсивно вводятся новые информационные технологии. Многие учителя в своей работе стали применять мультимедийные обучающие программы. В кабинете информатики нашей школы собрана богатая библиотека мультимедийных программ, особенно много по физике, математике и истории. Практически каждый день в кабинете проводятся уроки по разным предметам с использованием компьютера. Я одним из первых учителей стал больше применять компьютер в преподавании физики. Разрабатываю методики проведения уроков, провожу открытые уроки и часто выступаю с докладами на школьных и районных методических объединениях. Анализирую содержание и структуру программ, обмениваюсь мнениями с авторами этих программ и других пользователей. Набрал некоторый опыт использования компьютерных программ и Интернета, о котором хочу вам рассказать. В настоящее время разработано много мультимедийных обучающих программ, рассмотрим наиболее популярные программы.
Часть новых компьютерных программ была создана по проекту «Оснащение электронными средствами учебного назначения учреждений общего и профессионального образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Это мультимедиа библиотеки электронных наглядных пособий по физике (ЗАО «1С», Издательство «Дрофа», НПКЦ «Формоза-Альтаир» и РЦИ Пермского ГТУ), по астрономии (компания «ФИЗИКОН»), мультимедийный диск «Физика 7-11 классы» (компания «ФИЗИКОН») библиотека электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»). Но есть и диски по физике, которые были созданы различными компаниями без заказа Министерства образования. Все современные диски по физике и астрономии можно по функциональным возможностям разделить на две части – мультимедиа библиотеки и мультимедийные курсы.
Формы организации учебной деятельности с применением компьютерных технологий
Рассмотрим методы организации обучения с применением компьютеров, позволяющие повысить качество знаний учащихся.
В практике могут применяться четыре основных метода организации обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский.
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличие обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с применением компьютерных технологий не целесообразно. Хотя он может реализовываться с применением мультимедийных презентаций.
Репродуктивный метод обучения со средствами вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) компьютером, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Этот метод не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК) [23].
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поиска способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых.
В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность учащихся в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики [24]. Здесь применяются средства наглядности, практические задания, письменные и графические работы, натуральные объекты и их реальные и символические изображения, ведутся лабораторные занятия и т.д. В этом случае обучение является результатом активного исследования, открытия, игры [25], вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других методов. Исследовательский метод предполагает изучение методов, объектов, ситуаций в процессе воздействия на них. В этом плане незаменимым является моделирование, т.е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике
3.3. Эффективные педагогические методы и технологии:
- методы наглядности;
- технология коллективных способов обучения.;
- метод проектов;
- технология разноуровневого обучения.
Использование компьютерных технологий в работе учителя включает в себя следующие функции:
1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
2. Организация внутри классной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутри классной сетью.
3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера реализуются варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса
3.4. Управление процессом усвоения знаний учащимися предполагает воздействие на самый процесс усвоения и на сложившийся у них общий подход к учебному материалу, на сформированные интеллектуальные навыки, умения.
Управление процессом учения должно быть направлено не на принуждение детей к выполнению управляющих воздействий учителя, а на то, чтобы вызвать у ученика потребность в таких управляющих воздействиях и желание их выполнять. Для этого управление должно опираться на его внутренние силы. Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий в процессе учения) должна убывать по мере роста ученика. С возрастом должно идти изменение степени участия самого школьника в постановке частных целей учения. В младшем возрасте он с охотой и желанием принимает цели, предлагаемые учителем, но с переходом ребенка в более старший класс у него возникает потребность стать субъектом своей деятельности. Чем он старше, тем более личностный характер должно приобретать учение.
3.5. Эффективность урока повысится по всем показателям, если учитель будет использовать на уроке разработанные им информационно-компьютерные учебно-методические материалы.
В качестве показателей эффективности урока рассматривались следующие параметры:
учебная мотивация учащихся,
затраты учебного времени на выполнение учебных заданий,
затраты на подготовку учителя к уроку,
качество обучения в классе.
Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования.
Анкетирование учащихся проводилось по следующему опросному листу:
ты с интересом работал весь урок
ты с интересом выполнял самостоятельные задания
ты познакомился с дополнительными материалами
ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового
оцени свою усталость после урока
Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели:
Статистическая обработка опросных листов экспериментального (9Ж) и контрольного (9А) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся. Ниже приведено табличное представление полученных данных, обработка которых производилась в программе Microsoft Excel. Что позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем на 1 балл выше традиционного урока.
Зафиксированные в формирующем эксперименте затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% от всего времени урока (40 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением — 47,8 % учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна.
Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления о детях, которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. Процесс изучения личности можно организовать по - разному. В идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы.
Диагностика решает следующие задачи:
- анализирует процесс и результаты развития обучающихся
- анализирует процесс и результаты обучения ( объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности
- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения)
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
-психотерапевтическую- различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
-коррекционную – цель многих методик- исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
-развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.
Диагностика включает в себя три этапа:
I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления (например, объектом может стать определенная группа творческого объединения, а направление- качество обучения)
II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария
Универсальные способы отслеживания результатов:
Педагогическое наблюдение
Анкетирование
Тестирование
Тренинги
Игры
Собеседование
Зачет по контрольным нормативам
Академические концерты
Выставки
Творческий отчет
Конкурсы и т.д.
III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.
В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. Проводя педагогическую диагностику важно зафиксировать:
- какие изменения произошли с ребенком в процессе обучения;
- как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по освоению образовательной программы;
- в какой помощи педагога он нуждается.
Правила проведения диагностики
1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность
2. Обследование проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования)
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.
Критерий - «средство суждения», признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо, «мерило оценки» (Философский словарь).
- важный элемент (часть) методики исследования реального объекта, с помощью которого возможна проверка, сверка, соотнесение «достоверного» результата, его соответствия цели, специфики исследуемого объекта; «действенности», «подлинности», « реальной теоретической и практической значимости объекта в конкретном процессе, пространстве, среде;
- способ проверки истинности знания о явлении, реальности, способ проверки одного знания другим;
- количественный или порядковый показатель, выражающий меру эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки принимаемых решений.
Показатель - теоретически обоснованный, прогнозируемый, ориентирующий на оптимальные позитивные результаты при минимуме затрат времени, человеческого ресурса.