Тема урока: Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
- Ввести понятие однородные тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным;
- Ввести понятие тригонометрические уравнения 1 и 2 степени;
- Сформировать у учащихся умение решать рассмотренные уравнения на базовом уровне.
-
- Развивать умения анализировать и делать выводы;
- Формировать умение самоанализа и контроля.
-
- Воспитывать чувство ответственности;
- Воспитывать умения работать в коллективе.
- Оборудование урока: плакаты, карблицы, самооценки, набор карточек для самостоятельной работы, сигнальные карточки.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
6. Этап закрепления нового материала.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании.
8. Этап всесторонней проверки знаний.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Содержание урока.
1. Организационный этап.
- подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Этап проверки домашнего задания.
- установить наличие и правильность выполнения д/з всеми учащимися.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.
- с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новым видам тригонометрических уравнений. Учитель обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями, и предлагает указать способы их решения.
1) соs (4x-2)=2
2) (tgx-)
3) cos 2x-2cosx=0
-
5) 8 sin2x-6sin x-5=0
6)8 cos22x+6 sin 2x-3=0
7)2sin x- 3 cos x=0
8) cos2 3x=
9)3 sin2x- 4sin x cos x +cos2x=0
Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, обьясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски.
В результате проделанной работы на магнтной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли. (№5, 7)
4. Этап усвоения новых знаний.
Ввести понятие " Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным";
- ввести понятие «тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным»;
- ввести понятие однородных тригонометрических уравнений;
- разобрать способы решения однородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени;
- добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений;
- освоить общие приемы решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, однородных тригонометрических уравнений.
Учитель называет виды оставшихся уравнений, и предлагает учащимся записать тему урока «Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени».
Учитель делает записи на доске, а учащиеся в тетрадях:
Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным.
1) Уравнения вида A×sin2 t +B×sin t + C = 0 , где А ¹ 0, решаются приведением к квадратному путем замены sin t = у (аналогично решаются уравнения с cos t, tg t, сtg t).
2) Уравнения вида A×sin2 t +B×cos t + C = 0. При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.
3) sin2 t = a, а= . 4) cos2 t = a, а= .
5) tg2 t = a, а= . 6) ctg2 t = a, а=
Подробно разбирается решение уравнения № 5, 4. Решение уравнения № 6, проводится при активном участии класса. Для решения уравнения № 8 вызывается ученик (по желанию).
Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени.
Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.
1) Уравнения вида A×sin t +B×cos t = 0, где А ¹ 0, В ¹ 0, называются однородными тригонометрическими уравнениями 1 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos t ¹ 0. Имеем A× tg t + B = 0.
2) Уравнения вида A×sin2 t +B sin t×cos t + С×cos2 t = 0 называются однородными тригонометрическими уравнениями 2 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos2 t ¹ 0. Имеем A× tg2 t + B× tg t + C = 0.
Учитель решает уравнение №7, с подробным объяснением. При решении уравнения № 9 с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе. После приведения уравнения к виду 3tg2 t - 4 tg t + 1 = 0, предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение.
- Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задача: установить, усвоили ли учащиеся способы решения нового вида уравнений.
СФЗ (самостоятельная работа по формированию знаний).
Определите вид уравнения и укажите способ его решения.
1)sinx+ cosx=0;
2)5 sin 3x+4cos3x=0 ;
3) sin2x+14sinx*cosx-15cos2x=0;
4) 1 + 7cos2 x + 3sin2 x = 0;
5)sin2x+sin2x=0 .
6. Этап закрепления нового материала.
Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.
Учитель предлагает учащимся решить на доске уравнения:
- № 165 а) решается с подробным предварительным объяснением каждого шага;
- № 165 б) объяснение дается в ходе решения;
- sinx + cos x=0 объяснение дается в ходе решения;
- sin 2x+14sinx*cosx-15cos2x=0 решается с подробным предварительным объяснением каждого шага.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
- просмотреть записи в тетради;
- разобрать решение примеров № 1 – 6 из учебника, стр. 78 – 79.
- выполнить № 167а), б); № 168 б); №169а); №170в).
- сильные учащиеся, вместо № 167, 168, могут решить уравнение:
15*( sin 2x+sin x+ cos 2 2x)2+17+31sinx
8.Этап всесторонней проверки знаний.
Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении уравнений, аналогичных рассмотренным на уроке, формировать умение самоанализа и контроля.
СФН (самостоятельная работа по формированию навыков).
Решите уравнения.
1 вариант.
- Sin x+ cos x=0
- 2 sin2x-5sin x-3=0
- 2sin2x-9sinx*cosx+7cos2x=0
2 вариант
- - sin x+cosx=0
- 2cos2x-5cosx+2=0
- 2 cos2x-3sinx*cosx+sin2x=0
3 вариант
- sinx+cos x=0;
- 2x;
- 2x+3sinx*cosx-2 cos2x=0
4 вариант
- Sin x+ cos x=0
- 2x+9sinx+7=0
- 2x-4 sinxcos x-cos2x=0
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.»
Тема урока: Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательная:
Ввести понятие однородные тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным;
Ввести понятие тригонометрические уравнения 1 и 2 степени;
Сформировать у учащихся умение решать рассмотренные уравнения на базовом уровне.
Развивающая:
Воспитательная:
Воспитывать чувство ответственности;
Воспитывать умения работать в коллективе.
Оборудование урока: плакаты, карблицы, самооценки, набор карточек для самостоятельной работы, сигнальные карточки.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
6. Этап закрепления нового материала.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании.
8. Этап всесторонней проверки знаний.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Содержание урока.
1. Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Этап проверки домашнего задания.
Задача: установить наличие и правильность выполнения д/з всеми учащимися.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новым видам тригонометрических уравнений. Учитель обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями, и предлагает указать способы их решения.
1) соs (4x-2)=2
2) (tgx-)
3) cos 2x-2cosx=0
4)tgx+3ctgx+4=0
5) 8 sin2x-6sin x-5=0
6)8 cos22x+6 sin 2x-3=0
7)2sin x- 3 cos x=0
8) cos2 3x=
9)3 sin2x- 4sin x cos x +cos2x=0
Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, обьясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски.
В результате проделанной работы на магнтной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли. (№5, 7)
4. Этап усвоения новых знаний.
Задачи:
Ввести понятие " Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным";
ввести понятие «тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным»;
ввести понятие однородных тригонометрических уравнений;
разобрать способы решения однородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени;
добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений;
освоить общие приемы решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, однородных тригонометрических уравнений.
Учитель называет виды оставшихся уравнений, и предлагает учащимся записать тему урока «Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени».
Учитель делает записи на доске, а учащиеся в тетрадях:
Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным.
1) Уравнения вида Asin2 t +Bsin t + C = 0 , где А 0, решаются приведением к квадратному путем замены sin t = у (аналогично решаются уравнения с cos t, tg t, сtg t).
2) Уравнения вида Asin2 t +Bcos t + C = 0. При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.
3) sin2 t = a, а= . 4) cos2 t = a, а= .
5) tg2 t = a, а= . 6) ctg2 t = a, а=
Подробно разбирается решение уравнения № 5, 4. Решение уравнения № 6, проводится при активном участии класса. Для решения уравнения № 8 вызывается ученик (по желанию).
Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени.
Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.
1) Уравнения вида Asin t +Bcos t = 0, где А 0, В 0, называются однородными тригонометрическими уравнениями 1 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos t 0. Имеем A tg t + B = 0.
2) Уравнения вида Asin2 t +B sin tcos t + Сcos2 t = 0 называются однородными тригонометрическими уравнениями 2 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos2 t 0. Имеем A tg2 t + B tg t + C = 0.
Учитель решает уравнение №7, с подробным объяснением. При решении уравнения № 9 с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе. После приведения уравнения к виду 3tg2 t - 4 tg t + 1 = 0, предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение.
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задача: установить, усвоили ли учащиеся способы решения нового вида уравнений.
СФЗ (самостоятельная работа по формированию знаний).
Определите вид уравнения и укажите способ его решения.
1)sinx+ cosx=0;
2)5 sin 3x+4cos3x=0 ;
3) sin2x+14sinx*cosx-15cos2x=0;
4) 1 + 7cos2 x + 3sin2 x = 0;
5)sin2x+sin2x=0 .
6. Этап закрепления нового материала.
Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.
Учитель предлагает учащимся решить на доске уравнения:
№ 165 а) решается с подробным предварительным объяснением каждого шага;
№ 165 б) объяснение дается в ходе решения;
sinx + cos x=0 объяснение дается в ходе решения;
sin 2x+14sinx*cosx-15cos2x=0 решается с подробным предварительным объяснением каждого шага.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
просмотреть записи в тетради;
разобрать решение примеров № 1 – 6 из учебника, стр. 78 – 79.
выполнить № 167а), б); № 168 б); №169а); №170в).
сильные учащиеся, вместо № 167, 168, могут решить уравнение:
15*( sin 2x+sin x+ cos 2 2x)2+17+31sinx
8.Этап всесторонней проверки знаний.
Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении уравнений, аналогичных рассмотренным на уроке, формировать умение самоанализа и контроля.
СФН (самостоятельная работа по формированию навыков).
Решите уравнения.
1 вариант.
Sin x+ cos x=0
2 sin2x-5sin x-3=0
2sin2x-9sinx*cosx+7cos2x=0
2 вариант
- sin x+cosx=0
2cos2x-5cosx+2=0
2 cos2x-3sinx*cosx+sin2x=0
3 вариант
sinx+cos x=0;
2x;
2x+3sinx*cosx-2 cos2x=0
4 вариант
Sin x+ cos x=0
2x+9sinx+7=0
2x-4 sinxcos x-cos2x=0
9. Подведение итогов. Рефлексия.