СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока:

  •  
  • Ввести понятие однородные тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным;
  • Ввести понятие тригонометрические уравнения 1 и 2 степени;
  • Сформировать у учащихся умение решать рассмотренные уравнения на базовом уровне.
  •  
  • Развивать умения анализировать и делать выводы;
  • Формировать умение самоанализа и контроля.
  •  
  • Воспитывать чувство ответственности;
  • Воспитывать умения работать в коллективе.
  • Оборудование урока:  плакаты,  карблицы, самооценки, набор карточек для самостоятельной работы, сигнальные карточки.

 

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач.

4. Этап усвоения новых знаний.

5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

6. Этап закрепления нового материала.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

8. Этап всесторонней проверки знаний.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Содержание урока.

 

1. Организационный этап.

  •   подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Этап проверки домашнего задания.

  •   установить наличие и правильность выполнения д/з всеми учащимися.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.

  •   с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новым видам тригонометрических уравнений. Учитель обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями, и предлагает указать способы их решения.

1) соs (4x-2)=2

2) (tgx-)

3) cos 2x-2cosx=0

  1.  

5) 8 sin2x-6sin x-5=0

6)8 cos22x+6 sin 2x-3=0

7)2sin x- 3 cos x=0

8) cos2 3x=

9)3 sin2x- 4sin x cos x +cos2x=0

Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, обьясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски.

В результате проделанной работы на магнтной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли. (№5, 7)

4. Этап усвоения новых знаний.

  •  

Ввести понятие " Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным";

  1. ввести понятие «тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным»;
  2. ввести понятие однородных тригонометрических уравнений;
  3. разобрать способы решения однородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени;
  4. добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений;
  5. освоить общие приемы решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, однородных тригонометрических уравнений.

Учитель называет виды оставшихся уравнений, и предлагает учащимся записать тему урока «Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени».

Учитель делает записи на доске, а учащиеся в тетрадях:

Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным.

1) Уравнения вида A×sin2 t +B×sin t + C = 0 , где А ¹ 0, решаются приведением к квадратному путем замены  sin t = у  (аналогично решаются уравнения с cos t, tg t, сtg t).

2) Уравнения вида A×sin2 t +B×cos t + C = 0.  При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.

3) sin2 t = a, а=  .       4) cos2 t = a, а=  .      

5) tg2 t = a, а=    .        6) ctg2 t = a, а=             

Подробно разбирается решение уравнения № 5, 4. Решение уравнения  № 6, проводится при активном участии класса. Для решения уравнения № 8 вызывается ученик (по желанию).

Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени.

Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.

1) Уравнения вида A×sin t +B×cos t  = 0,  где А ¹ 0, В  ¹ 0, называются однородными тригонометрическими уравнениями 1 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos t ¹ 0. Имеем  A× tg t + B = 0.

2) Уравнения вида A×sin2 t +B sin t×cos t + С×cos2 t = 0 называются однородными тригонометрическими уравнениями 2 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos2 t ¹ 0. Имеем  A× tg2 t + B× tg t + C  = 0.

Учитель решает уравнение №7, с подробным объяснением. При решении уравнения № 9 с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе. После приведения уравнения к виду 3tg2 t  - 4 tg t + 1  = 0, предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Задача: установить, усвоили ли учащиеся способы решения нового вида уравнений.

СФЗ (самостоятельная работа по формированию знаний).

Определите вид уравнения и укажите способ его решения.

1)sinx+  cosx=0;

 2)5 sin 3x+4cos3x=0 ;  

 3) sin2x+14sinx*cosx-15cos2x=0;

4) 1 + 7cos2 x + 3sin2 x = 0;    

5)sin2x+sin2x=0 .

       6. Этап закрепления нового материала.

Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.

Учитель предлагает учащимся решить на доске уравнения:

  1. № 165 а) решается с подробным предварительным объяснением каждого шага;
  2. № 165 б) объяснение дается в ходе решения;
  3.  sinx + cos x=0 объяснение дается в ходе решения;
  4.  sin 2x+14sinx*cosx-15cos2x=0  решается с подробным предварительным объяснением каждого шага.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.

  1. просмотреть записи в тетради;
  2. разобрать решение примеров № 1 – 6 из учебника, стр. 78 – 79.
  3. выполнить № 167а), б); № 168 б); №169а); №170в).
  4. сильные учащиеся, вместо № 167, 168, могут решить уравнение:

15*(  sin 2x+sin x+  cos 2 2x)2+17+31sinx

8.Этап всесторонней проверки знаний.

Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении уравнений, аналогичных рассмотренным на уроке, формировать умение самоанализа и контроля.

СФН (самостоятельная работа по формированию навыков).

Решите уравнения.

1 вариант.

  1. Sin x+ cos x=0
  2. 2 sin2x-5sin x-3=0
  3. 2sin2x-9sinx*cosx+7cos2x=0

2 вариант

  1. - sin x+cosx=0
  2. 2cos2x-5cosx+2=0
  3. 2 cos2x-3sinx*cosx+sin2x=0

3 вариант

  1.  sinx+cos x=0;
  2. 2x;
  3. 2x+3sinx*cosx-2 cos2x=0

4 вариант

  1. Sin x+  cos x=0
  2. 2x+9sinx+7=0
  3. 2x-4 sinxcos x-cos2x=0
   
   

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.»

Тема урока: Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • Ввести понятие однородные тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным;

  • Ввести понятие тригонометрические уравнения 1 и 2 степени;

  • Сформировать у учащихся умение решать рассмотренные уравнения на базовом уровне.

Развивающая:

  • Развивать умения анализировать и делать выводы;

  • Формировать умение самоанализа и контроля.

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство ответственности;

  • Воспитывать умения работать в коллективе.

  • Оборудование урока: плакаты, карблицы, самооценки, набор карточек для самостоятельной работы, сигнальные карточки.



Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач.

4. Этап усвоения новых знаний.

5. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

6. Этап закрепления нового материала.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

8. Этап всесторонней проверки знаний.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Содержание урока.



1. Организационный этап.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Этап проверки домашнего задания.

Задача: установить наличие и правильность выполнения д/з всеми учащимися.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.

Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новым видам тригонометрических уравнений. Учитель обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями, и предлагает указать способы их решения.

1) соs (4x-2)=2

2) (tgx-)

3) cos 2x-2cosx=0

4)tgx+3ctgx+4=0

5) 8 sin2x-6sin x-5=0

6)8 cos22x+6 sin 2x-3=0

7)2sin x- 3 cos x=0

8) cos2 3x=

9)3 sin2x- 4sin x cos x +cos2x=0

Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, обьясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски.

В результате проделанной работы на магнтной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли. (№5, 7)

4. Этап усвоения новых знаний.

Задачи:

Ввести понятие " Тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным";

  1. ввести понятие «тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным»;

  2. ввести понятие однородных тригонометрических уравнений;

  3. разобрать способы решения однородных тригонометрических уравнений 1 и 2 степени;

  4. добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений;

  5. освоить общие приемы решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, однородных тригонометрических уравнений.

Учитель называет виды оставшихся уравнений, и предлагает учащимся записать тему урока «Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным. Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени».

Учитель делает записи на доске, а учащиеся в тетрадях:

Тригонометрические уравнения, решаемые путем приведения к квадратным.

1) Уравнения вида Asin2 t +Bsin t + C = 0 , где А  0, решаются приведением к квадратному путем замены  sin t = у  (аналогично решаются уравнения с cos t, tg t, сtg t).

2) Уравнения вида Asin2 t +Bcos t + C = 0.  При решении используется основное тригонометрическое тождество sin2 t = 1 – cos2 t.

3) sin2 t = a, а=  .       4) cos2 t = a, а=  .      

5) tg2 t = a, а=    .        6) ctg2 t = a, а=             

Подробно разбирается решение уравнения № 5, 4. Решение уравнения  № 6, проводится при активном участии класса. Для решения уравнения № 8 вызывается ученик (по желанию).

Однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени.

Уравнение, в котором каждое слагаемое имеет одну и ту же степень, называется однородным.

1) Уравнения вида Asin t +Bcos t  = 0,  где А  0, В   0, называются однородными тригонометрическими уравнениями 1 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos t  0. Имеем  A tg t + B = 0.

2) Уравнения вида Asin2 t +B sin tcos t + Сcos2 t = 0 называются однородными тригонометрическими уравнениями 2 степени. Они решаются путем деления обеих частей на cos2 t  0. Имеем  A tg2 t + B tg t + C  = 0.

Учитель решает уравнение №7, с подробным объяснением. При решении уравнения № 9 с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе. После приведения уравнения к виду 3tg2 t  - 4 tg t + 1  = 0, предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Задача: установить, усвоили ли учащиеся способы решения нового вида уравнений.

СФЗ (самостоятельная работа по формированию знаний).

Определите вид уравнения и укажите способ его решения.

1)sinx+  cosx=0;

2)5 sin 3x+4cos3x=0 ;  

3) sin2x+14sinx*cosx-15cos2x=0;

4) 1 + 7cos2 x + 3sin2 x = 0;    

5)sin2x+sin2x=0 .

6. Этап закрепления нового материала.

Задача: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.

Учитель предлагает учащимся решить на доске уравнения:

  1. № 165 а) решается с подробным предварительным объяснением каждого шага;

  2. № 165 б) объяснение дается в ходе решения;

  3.  sinx + cos x=0 объяснение дается в ходе решения;

  4.  sin 2x+14sinx*cosx-15cos2x=0 решается с подробным предварительным объяснением каждого шага.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.

  1. просмотреть записи в тетради;

  2. разобрать решение примеров № 1 – 6 из учебника, стр. 78 – 79.

  3. выполнить № 167а), б); № 168 б); №169а); №170в).

  4. сильные учащиеся, вместо № 167, 168, могут решить уравнение:

15*(  sin 2x+sin x+  cos 2 2x)2+17+31sinx

8.Этап всесторонней проверки знаний.

Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении уравнений, аналогичных рассмотренным на уроке, формировать умение самоанализа и контроля.

СФН (самостоятельная работа по формированию навыков).

Решите уравнения.

1 вариант.

  1. Sin x+ cos x=0

  2. 2 sin2x-5sin x-3=0

  3. 2sin2x-9sinx*cosx+7cos2x=0

2 вариант

  1. - sin x+cosx=0

  2. 2cos2x-5cosx+2=0

  3. 2 cos2x-3sinx*cosx+sin2x=0

3 вариант

  1. sinx+cos x=0;

  2. 2x;

  3. 2x+3sinx*cosx-2 cos2x=0

4 вариант

  1. Sin x+ cos x=0

  2. 2x+9sinx+7=0

  3. 2x-4 sinxcos x-cos2x=0




9. Подведение итогов. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!