СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тригонометрические уравнения

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Решение тригонометрических уравнений от простейших до сложных

Просмотр содержимого документа
«Тригонометрические уравнения»












Методическая разработка урока


«Решение тригонометрических уравнений»















Автор : учитель математики

Цоктоева В.Б..















2019 г.


Введение

В курсе математике тема тригонометрические уравнения является одной из сложных тем. Многие задачи по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях сводятся к решению тригонометрических уравнений. Важное отличие тригонометрических уравнений от алгебраических состоит в том, что в алгебраических уравнениях конечное число корней, а в тригонометрических -бесконечное, что сильно усложняет отбор корней. Еще одной спецификой тригонометрических уравнений является не единственность формы записи ответа.

В данной разработке рассмотрены различные методы решения тригонометрических уравнений

На данном занятии используются :

– понятие простейших тригонометрических уравнений;

– формулы корней простейших тригонометрических уравнений и их частные случаи;

– методы решения уравнений приводящие к простейшим уравнениям (применение формул сокращенного умножения; разложение на множители, приведение к квадратному уравнению).

Цель: рассмотреть общие решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения.


Задачи :

Образовательные:

- актуализировать знания по решению тригонометрических уравнений;

- закрепить навыки решения тригонометрических уравнений;

- познакомить с новыми способами решения тригонометрических уравнений.


Развивающие:

продолжать формирование личностных качеств обучающихся: памяти, речи, наблюдательности. Продолжать формирование мыслительной деятельности: анализировать полеченный материал, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

умение работать в коллективе, нравственное через соблюдение моральных норм поведения, трудовое через оформление записей в тетради.


Тип урока: комбинированный

Оборудование и средства обучения : презентация, доска, формулы, учебник, карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. - 2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний. Повторение. – 12 мин.

  3. Целеполагание. – 1 мин.

  4. Восприятие и осмысливание новых знаний. – 3 мин.

  5. Применение приобретённых знаний. – 20 мин.

  6. Домашнее задание. – 1 мин.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы проводим урок обобщения по теме «решения тригонометрических уравнений». Задания по решению тригонометрических уравнений встречаются в вариантах по экзамену.


2.Актуализация опорных знаний. Повторение.

Устная работа, первое задание - решить уравнения:

На экране проецируется задание, затем сверяются с ответами.


А) 3 х – 5 = 7

Б) х2 – 8 х + 15 = 0

Д) 3 х2 – 12 = 0

Ответы

4

3; 5

-2; 2


Следующее задание – используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение:

На экране проецируется задание, затем сверяются с ответами


Б) sin2 a – 1 + cos2 a

В) sin2 a + tg a ctg a + cos2 a

Ответы

0

2


Следующее задание – перед вами уравнения, распределите их по известным видам и методам решения, занесите в таблицу номера уравнений, работа по номерам с самопроверкой

На экране проецируется задание, затем сверяются с ответами, выставляются оценки за первое задание


На экране проецируется задание.

1 вариант

2 вариант


sin (-π/3)

cos 2π/3

tg π/6

ctg π/4

cos (-π/6)

sin 3π/4

Ответы

- √3/2

- 1/2

√3/3

1

√3/2

√2/2


cos (-π/4 )

sin π/3

ctg π/6

tg π/4

sin (-π/6)

cos 5π/6

Ответы

√2/2

√3/2

√3

1

- 1/2

- √3/2


количество верных ответов

оценка

6

5

5

4

4

3

4

2


3. Целеполагание


Говорят, алгебра держится на четырех китах: уравнение, число, тождество, функция. Сегодня мы поговорим с вами об одном из фундаментов алгебры – уравнениях. С уравнениями вы встречаетесь с начальной школы. Умеете их решать различными методами. Одно из замечательных качеств математика-исследователя – любознательность. Вот он что – то сделал, и сделала неплохо. Можно успокоиться. Но нет! А что если попробовать сделать по -другому? А что будет, если… А быть может, вот так… А нельзя ли этот способ, метод решения применить в других обстоятельствах?


Тема нашего занятия – решение тригонометрических уравнений.


Цель - рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения, кроме того, познакомить с новыми способами решения некоторых известных тригонометрических уравнений.


Ззадача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.


В начале урока мы вспомнили решение линейных и квадратных уравнений, основные формулы тригонометрии.

Далее работаем так: повторим числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомним формулы решения простейших тригонометрических уравнений. Решим тригонометрические уравнения по известным алгоритмам( однородные, вида A sinx + В cosx = С). После проведем разноуровневую проверочную работу, задания которой будете выбирать самостоятельно, учитывая свои знания, умения и навыки. Проверим решения, и выставим оценки.


4. Восприятие и осмысливание знаний. (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).


Повторение (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).

Задачи: обеспечивать развитие умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выбора разноуровневого задания: Давайте вспомним классификацию тригонометрический уравнений и ваша задача расставить номера уравнений по классификации.



Т РИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕУРАВНЕНИЯ


Алгебраические

уравнения


Однородные

уравнения


Уравнения, решаемые с

помощью разложения на

множители

№ 2,4,6,7,8,11 №1,5,10 №3,9,12


1.Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение,

выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.

2.Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических относительно tgx путём деления обеих частей уравнения на cosx≠0 и cos2 x≠0 соответственно.

3. Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.


10. 1 – 3sinx*cosx – 5cos2x = 0

11. 2sin2 2x + 5 sin2x – 3 = 0

12. sin5x + sinx = √2 sin3x



А теперь вспомним определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.

Учащиеся дают определения обратных тригонометрических функций, обращая внимание на область определения и множество значений.

Выполняем работу самостоятельно и делаем самопроверку и выставляем оценку за второе здание. Вычислите:

На экране проецируется задание.

1 вариант

2 вариант


arcsin √2/2

arccos 1

arcsin (- 1/2 )

arccos (- √3/2)

arctg √3

Ответы

π/4

0

- π/6

5π/6

π/3


arccos √2/2

arcsin 1

arccos (- 1/2)

arcsin (- √3/2)

arctg √3/3

Ответы

π/4

π/2

2π/3

- π/3

π/6



количество верных ответов

оценка

5

5

4

4

3

3

3

2

Теперь перейдем к решению простейших тригонометрических уравнений. Напомните, пожалуйста, формулы решения уравнений вида sinx =а, cosx = а, tg х=а.

Студенты называют формулы решения уравнений

sinx

х = (-1)k arcsin а + π k, k Z


cosx = а

х = ± arccos а + 2 π k, k Z


tg х = а

х = arctg а + π k, k Z.



Рассмотрим некоторые методы решения тригонометрических уравнений.

Решение тригонометрических уравнений по известным алгоритмам.

тригонометрические уравнения, приводимые к линейным или квадратным:

A sin2 х + В sin х + С =0 или

A sin2 х + В cos х + С =0

Решим уравнение:

sin2 х + 5 sin х - 6 =0.

Вводим новую переменную sin х = z, решаем полученное квадратное уравнение и находим корни.

z2 + 5 z - 6 = 0, z1 = 1; z2 = -6

Делаем обратную замену, и решаем простейшие уравнения

sin х = 1 , х = π/2 +2 π k, k Z.

sin х = - 6 не имеет решения, так как -6 не принадлежит не принадлежит [-1; 1]

При решении уравнения вида A sin2 х + В cos х + С =0 вводим замену sin2 х = 1 - cos2 х, а затем решаем уравнение способом, аналогичным предыдущему.

Решите уравнение 2 sin2 х + 3 cos х -3 =0.

Вводим замену sin2 х = 1 - cos2 х, получаем

2 (1 - cos2 х) +3 cos х -3 =0.

- 2 cos2 х + 3 cos х - 1 = 0 | (-1)

2 cos2 х - 3 cos х + 1 = 0

Замена cos х= t

Решаем квадратное уравнение и находим корни 2 t 2 - 3t +1 = 0,

t1 = 1; t2 = 0,5

Делаем обратную замену и решаем простейшие уравнения

cos х = 1 , х = 2 π k, k Z.

cos х = 0,5 , х = ± arccos 0,5+ 2π n, n Z.


5. Применение знаний.

А теперь выберите одно из предложенных уравнений и самостоятельно решите его, далее сделаем проверку и выставим оценки.

На экране проецируется задание.

На оценку

1 вариант

2 вариант


«3»



«4»



«5»




2 cos2х + 5 sin х - 4=0



cos 2х + cos х =0


Ответы

(-1)k π/6 + πk, k Z

(-1)k π/2 + πk, k Z


(-1)k π/6 + πk, k Z



π + 2πk, k Z

± π/3 + 2 πn, n Z




3 sin x - 2 cos2x =0



cos 2x + sin x =0

Ответы

(-1)k π/2 + πk, k Z

(-1)k+1 π/6 + πn, n Z


(-1)k π/6 + πk, k Z



π/2 + 2πk, k Z

(-1)k+1 π/6 + πn, n Z




7. Рефлексия.

Обсуждение результатов индивидуальной работы.

Задачи: дать качественную оценку работы каждого ученика по выполнению самостоятельной работы.

Оцениваем свою работ, самостоятельно выполнили 3 упражнений:

1 – находили значения тригонометрических функций;

2 – находили значения обратных тригонометрических функций;

3 – решение уравнений по известным алгоритмам;

Найдите среднее арифметическое всех выставленных оценок, округлите результат, и эти оценки я выставляю в журнал.

Пояснение к домашнему заданию.

сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание цели, содержания и способов решения.

«3» 3 sin x+ 5 cos x = 0

5 sin2 х - 3 sinх cos х - 2 cos2х =0

«4» 3 cos2х + 2 sin х cos х =0

5 sin2 х + 2 sinх cos х - cos2х =1


«5» 2 sin x - 5 cos x = 3

1- 4 sin 2x + 6 cos2х = 0


Подведем итоги занятия. Сегодня вспомнили числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения. Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения. И у меня появилась уверенность, что с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится.

Фронтальным опросом подводится итог урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?

- Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!