Методическая разработка урока
«Решение тригонометрических уравнений»
Автор : учитель математики
Цоктоева В.Б..
2019 г.
Введение
В курсе математике тема тригонометрические уравнения является одной из сложных тем. Многие задачи по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях сводятся к решению тригонометрических уравнений. Важное отличие тригонометрических уравнений от алгебраических состоит в том, что в алгебраических уравнениях конечное число корней, а в тригонометрических -бесконечное, что сильно усложняет отбор корней. Еще одной спецификой тригонометрических уравнений является не единственность формы записи ответа.
В данной разработке рассмотрены различные методы решения тригонометрических уравнений
На данном занятии используются :
– понятие простейших тригонометрических уравнений;
– формулы корней простейших тригонометрических уравнений и их частные случаи;
– методы решения уравнений приводящие к простейшим уравнениям (применение формул сокращенного умножения; разложение на множители, приведение к квадратному уравнению).
Цель: рассмотреть общие решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения.
Задачи :
Образовательные:
- актуализировать знания по решению тригонометрических уравнений;
- закрепить навыки решения тригонометрических уравнений;
- познакомить с новыми способами решения тригонометрических уравнений.
Развивающие:
продолжать формирование личностных качеств обучающихся: памяти, речи, наблюдательности. Продолжать формирование мыслительной деятельности: анализировать полеченный материал, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
умение работать в коллективе, нравственное через соблюдение моральных норм поведения, трудовое через оформление записей в тетради.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и средства обучения : презентация, доска, формулы, учебник, карточки.
Ход урока:
Организационный момент. - 2 мин.
Актуализация опорных знаний. Повторение. – 12 мин.
Целеполагание. – 1 мин.
Восприятие и осмысливание новых знаний. – 3 мин.
Применение приобретённых знаний. – 20 мин.
Домашнее задание. – 1 мин.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы проводим урок обобщения по теме «решения тригонометрических уравнений». Задания по решению тригонометрических уравнений встречаются в вариантах по экзамену.
2.Актуализация опорных знаний. Повторение.
Устная работа, первое задание - решить уравнения:
На экране проецируется задание, затем сверяются с ответами.
А) 3 х – 5 = 7 Б) х2 – 8 х + 15 = 0 Д) 3 х2 – 12 = 0 | Ответы 4 3; 5 -2; 2 |
Следующее задание – используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение:
На экране проецируется задание, затем сверяются с ответами
Б) sin2 a – 1 + cos2 a В) sin2 a + tg a ctg a + cos2 a | Ответы 0 2 |
Следующее задание – перед вами уравнения, распределите их по известным видам и методам решения, занесите в таблицу номера уравнений, работа по номерам с самопроверкой
На экране проецируется задание, затем сверяются с ответами, выставляются оценки за первое задание
На экране проецируется задание.
1 вариант | 2 вариант |
sin (-π/3) cos 2π/3 tg π/6 ctg π/4 cos (-π/6) sin 3π/4 | Ответы - √3/2 - 1/2 √3/3 1 √3/2 √2/2 | cos (-π/4 ) sin π/3 ctg π/6 tg π/4 sin (-π/6) cos 5π/6 | Ответы √2/2 √3/2 √3 1 - 1/2 - √3/2 |
количество верных ответов | оценка |
6 | 5 |
5 | 4 |
4 | 3 |
4 | 2 |
3. Целеполагание
Говорят, алгебра держится на четырех китах: уравнение, число, тождество, функция. Сегодня мы поговорим с вами об одном из фундаментов алгебры – уравнениях. С уравнениями вы встречаетесь с начальной школы. Умеете их решать различными методами. Одно из замечательных качеств математика-исследователя – любознательность. Вот он что – то сделал, и сделала неплохо. Можно успокоиться. Но нет! А что если попробовать сделать по -другому? А что будет, если… А быть может, вот так… А нельзя ли этот способ, метод решения применить в других обстоятельствах?
Тема нашего занятия – решение тригонометрических уравнений.
Цель - рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения, кроме того, познакомить с новыми способами решения некоторых известных тригонометрических уравнений.
Ззадача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
В начале урока мы вспомнили решение линейных и квадратных уравнений, основные формулы тригонометрии.
Далее работаем так: повторим числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомним формулы решения простейших тригонометрических уравнений. Решим тригонометрические уравнения по известным алгоритмам( однородные, вида A sinx + В cosx = С). После проведем разноуровневую проверочную работу, задания которой будете выбирать самостоятельно, учитывая свои знания, умения и навыки. Проверим решения, и выставим оценки.
4. Восприятие и осмысливание знаний. (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).
Повторение (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).
Задачи: обеспечивать развитие умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выбора разноуровневого задания: Давайте вспомним классификацию тригонометрический уравнений и ваша задача расставить номера уравнений по классификации.
Алгебраические уравнения | | Однородные уравнения | | Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители |
№ 2,4,6,7,8,11 №1,5,10 №3,9,12
1.Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение,
выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.
2.Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических относительно tgx путём деления обеих частей уравнения на cosx≠0 и cos2 x≠0 соответственно.
3. Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.
10. 1 – 3sinx*cosx – 5cos2x = 0
11. 2sin2 2x + 5 sin2x – 3 = 0
12. sin5x + sinx = √2 sin3x
А теперь вспомним определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса.
Учащиеся дают определения обратных тригонометрических функций, обращая внимание на область определения и множество значений.
Выполняем работу самостоятельно и делаем самопроверку и выставляем оценку за второе здание. Вычислите:
На экране проецируется задание.
1 вариант | 2 вариант |
arcsin √2/2 arccos 1 arcsin (- 1/2 ) arccos (- √3/2) arctg √3 | Ответы π/4 0 - π/6 5π/6 π/3 | arccos √2/2 arcsin 1 arccos (- 1/2) arcsin (- √3/2) arctg √3/3 | Ответы π/4 π/2 2π/3 - π/3 π/6 |
количество верных ответов | оценка |
5 | 5 |
4 | 4 |
3 | 3 |
3 | 2 |
Теперь перейдем к решению простейших тригонометрических уравнений. Напомните, пожалуйста, формулы решения уравнений вида sinx =а, cosx = а, tg х=а.
Студенты называют формулы решения уравнений
sinx =а | х = (-1)k arcsin а + π k, k Z |
cosx = а | х = ± arccos а + 2 π k, k Z |
tg х = а | х = arctg а + π k, k Z. |
Рассмотрим некоторые методы решения тригонометрических уравнений.
Решение тригонометрических уравнений по известным алгоритмам.
тригонометрические уравнения, приводимые к линейным или квадратным:
A sin2 х + В sin х + С =0 или
A sin2 х + В cos х + С =0
Решим уравнение:
sin2 х + 5 sin х - 6 =0.
Вводим новую переменную sin х = z, решаем полученное квадратное уравнение и находим корни.
z2 + 5 z - 6 = 0, z1 = 1; z2 = -6
Делаем обратную замену, и решаем простейшие уравнения
sin х = 1 , х = π/2 +2 π k, k
Z.
sin х = - 6 не имеет решения, так как -6 не принадлежит не принадлежит [-1; 1]
При решении уравнения вида A sin2 х + В cos х + С =0 вводим замену sin2 х = 1 - cos2 х, а затем решаем уравнение способом, аналогичным предыдущему.
Решите уравнение 2 sin2 х + 3 cos х -3 =0.
Вводим замену sin2 х = 1 - cos2 х, получаем
2 (1 - cos2 х) +3 cos х -3 =0.
- 2 cos2 х + 3 cos х - 1 = 0 | (-1)
2 cos2 х - 3 cos х + 1 = 0
Замена cos х= t
Решаем квадратное уравнение и находим корни 2 t 2 - 3t +1 = 0,
t1 = 1; t2 = 0,5
Делаем обратную замену и решаем простейшие уравнения
cos х = 1 , х = 2 π k, k
Z.
cos х = 0,5 , х = ± arccos 0,5+ 2π n, n
Z.
5. Применение знаний.
А теперь выберите одно из предложенных уравнений и самостоятельно решите его, далее сделаем проверку и выставим оценки.
На экране проецируется задание.
На оценку | 1 вариант | 2 вариант |
«3» «4» «5» | 2 cos2х + 5 sin х - 4=0 cos 2х + cos х =0 | Ответы (-1)k π/6 + πk, k Z (-1)k π/2 + πk, k Z (-1)k π/6 + πk, k Z π + 2πk, k Z ± π/3 + 2 πn, n Z | 3 sin x - 2 cos2x =0 cos 2x + sin x =0 | Ответы (-1)k π/2 + πk, k Z (-1)k+1 π/6 + πn, n Z (-1)k π/6 + πk, k Z π/2 + 2πk, k Z (-1)k+1 π/6 + πn, n Z |
7. Рефлексия.
Обсуждение результатов индивидуальной работы.
Задачи: дать качественную оценку работы каждого ученика по выполнению самостоятельной работы.
Оцениваем свою работ, самостоятельно выполнили 3 упражнений:
1 – находили значения тригонометрических функций;
2 – находили значения обратных тригонометрических функций;
3 – решение уравнений по известным алгоритмам;
Найдите среднее арифметическое всех выставленных оценок, округлите результат, и эти оценки я выставляю в журнал.
Пояснение к домашнему заданию.
сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание цели, содержания и способов решения.
«3» 3 sin x+ 5 cos x = 0
5 sin2 х - 3 sinх cos х - 2 cos2х =0
«4» 3 cos2х + 2 sin х cos х =0
5 sin2 х + 2 sinх cos х - cos2х =1
«5» 2 sin x - 5 cos x = 3
1- 4 sin 2x + 6 cos2х = 0
Подведем итоги занятия. Сегодня вспомнили числовые значения тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения. Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения. И у меня появилась уверенность, что с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится.
Фронтальным опросом подводится итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?
- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?
- Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?
- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?