Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ педагогика Особенности использования на уроках истории и обществознания»
ТРИЗ-педагогика
Особенности использования на уроках истории и обществознания
Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория
р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.
Генрих Саулович Альтшуллер
В основе ТРИЗ – педагогики:
- методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения );
- методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления );
- воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Актуальность
- Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей
- Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий
- Необходимость формирования творческих компетентностей
- Формирование умения изобретать
Основная цель:
Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Педагогические задачи:
Воспитательные :
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Педагогические задачи:
Образовательные :
- повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
Педагогические задачи:
Развивающие :
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей мышления;
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого воображения.
Принципы:
- принцип свободы выбора
- принцип открытости
- принцип деятельности
- принцип обратной связи
- принцип идеальности (высокого КПД)
Конструктор урока
С использованием ТРИЗ-технологии
Проверка домашнего задания
Приемы
- интеллектуальная разминка
- «да-нет-ка»
- взаимоопрос
- идеальный опрос
- «игра в случайность»
Игра «Да-нет-ка»
- Я задумала животное, на которое охотились древние люди
- У этого животного есть рога?
- Оно большое?
- Оно волосатое? и т.д.
- … .
- Это мамонт.
Идеальный опрос
- Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
- Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»?
- Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.
Игры в случайность
Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», «Хронолеты»
«Хронолеты»
- Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”.
- Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее
- Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту.
- Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.
Объяснение нового материала
Приемы:
- привлекательная цель
- удивляй
- практичность теории
- определи ошибку
- театрализация
- деловая игра «Точка зрения»
- доклад, сообщение
- презентация
Деловая игра «Точка зрения»
- Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
- Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.
- До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.
- Во время игры:
- Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
- Группы вступают в диспут;
- Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.
«Хронолеты»
- Предлагается слетать в прошлое
- Каждый ряд “летит в гости” к разным представителям общества. (например – Древний Египет - первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе.)
- Перед детьми поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное.
Закрепление темы, отработка умений и навыков
Приемы
- определи ошибку
- учебный мозговой штурм
- игра-тренинг
- «да-нет-ка»
- проверочная работа, тестирование
- взаимоопрос
- составление синквейнов
«Лови ошибку!»
- Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой.
- Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Повторяем с контролем»
- Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
Мозговой штурм
- Метод коллективного поиска оригинальных идей.
- Правила мозгового штурма:
1)исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Рефлексия урока
Направления:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Домашнее задание
Типы:
- три уровня домашнего задания
- особое задание
- опережающее задание
- идеальное задание
«Идеальное домашнее задание»
- Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности.
- В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
«Обсуждаем домашнее задание»
- Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?”
- Ребята предлагают варианты
Преимущества:
- ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы.
- Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса.
- Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.
Преимущества:
Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Творческих успехов!
Источники:
- Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php
- Игры и упражнения для тренингов - http://www.psyoffice.ru/4-0-357.htm
- Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655/
- Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html
- Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=5763&speech=6263
- Применение триз-педагогики на уроках истории//История. Все для учителя, - № 3, 2015
- Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613/
- Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html
- ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http://practiceducation.com/triz00
- Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026/