СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ педагогика Особенности использования на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Триз педагогика на уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ педагогика Особенности использования на уроках истории и обществознания»

ТРИЗ-педагогика Особенности использования на уроках истории и обществознания

ТРИЗ-педагогика

Особенности использования на уроках истории и обществознания

Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий. Генрих Саулович Альтшуллер

Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория

р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.

Генрих Саулович Альтшуллер

В основе ТРИЗ – педагогики: методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления ); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

В основе ТРИЗ – педагогики:

  • методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения );
  • методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления );
  • воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Актуальность   Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий Необходимость формирования творческих компетентностей Формирование умения изобретать

Актуальность

  • Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей
  • Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий
  • Необходимость формирования творческих компетентностей
  • Формирование умения изобретать
Основная цель:  Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Основная цель:

Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогические задачи:  Воспитательные : формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

Педагогические задачи:

Воспитательные :

  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Педагогические задачи:   Образовательные : повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

Педагогические задачи:

Образовательные :

  • повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
Педагогические задачи:  Развивающие : развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения. развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.

Педагогические задачи:

Развивающие :

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.
  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей мышления;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие речи;
  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого воображения.
Принципы: принцип свободы выбора принцип открытости принцип деятельности принцип обратной связи принцип идеальности (высокого КПД)

Принципы:

  • принцип свободы выбора
  • принцип открытости
  • принцип деятельности
  • принцип обратной связи
  • принцип идеальности (высокого КПД)
Конструктор урока С использованием ТРИЗ-технологии

Конструктор урока

С использованием ТРИЗ-технологии

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Приемы интеллектуальная разминка «да-нет-ка» взаимоопрос идеальный опрос «игра в случайность»

Приемы

  • интеллектуальная разминка
  • «да-нет-ка»
  • взаимоопрос
  • идеальный опрос
  • «игра в случайность»
Игра «Да-нет-ка» Я задумала животное, на которое охотились древние люди У этого животного есть рога? Оно большое? Оно волосатое? и т.д. … . Это мамонт.

Игра «Да-нет-ка»

  • Я задумала животное, на которое охотились древние люди
  • У этого животного есть рога?
  • Оно большое?
  • Оно волосатое? и т.д.
  • … .
  • Это мамонт.
Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.

Идеальный опрос

  • Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
  • Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»?
  • Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.
Игры в случайность Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», «Хронолеты»

Игры в случайность

Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», «Хронолеты»

«Хронолеты» Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”. Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту. Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.

«Хронолеты»

  • Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”.
  • Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее
  • Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту.
  • Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.
Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Приемы: привлекательная цель удивляй практичность теории определи ошибку театрализация деловая игра «Точка зрения» доклад, сообщение презентация

Приемы:

  • привлекательная цель
  • удивляй
  • практичность теории
  • определи ошибку
  • театрализация
  • деловая игра «Точка зрения»
  • доклад, сообщение
  • презентация
Деловая игра «Точка зрения» Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох. До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи. Во время игры: Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников; Группы вступают в диспут; Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.

Деловая игра «Точка зрения»

  • Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
  • Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.
  • До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.
  • Во время игры:
  • Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
  • Группы вступают в диспут;
  • Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.
«Хронолеты» Предлагается слетать в прошлое Каждый ряд “летит в гости” к разным представителям общества. (например – Древний Египет - первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе.) Перед детьми поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное.  

«Хронолеты»

  • Предлагается слетать в прошлое
  • Каждый ряд “летит в гости” к разным представителям общества. (например – Древний Египет - первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе.)
  • Перед детьми поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное.  
Закрепление темы, отработка умений и навыков

Закрепление темы, отработка умений и навыков

Приемы определи ошибку учебный мозговой штурм игра-тренинг «да-нет-ка» проверочная работа, тестирование взаимоопрос составление синквейнов

Приемы

  • определи ошибку
  • учебный мозговой штурм
  • игра-тренинг
  • «да-нет-ка»
  • проверочная работа, тестирование
  • взаимоопрос
  • составление синквейнов
«Лови ошибку!» Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

«Лови ошибку!»

  • Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой.
  • Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Повторяем с контролем» Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.

«Повторяем с контролем»

  • Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
  • Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
Мозговой штурм Метод коллективного поиска оригинальных идей. Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать.

Мозговой штурм

  • Метод коллективного поиска оригинальных идей.
  • Правила мозгового штурма:

1)исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Рефлексия урока

Рефлексия урока

Направления: рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала

Направления:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала
Домашнее задание

Домашнее задание

 Типы: три уровня домашнего задания особое задание опережающее задание идеальное задание

Типы:

  • три уровня домашнего задания
  • особое задание
  • опережающее задание
  • идеальное задание
«Идеальное домашнее задание» Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

«Идеальное домашнее задание»

  • Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности.
  • В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
«Обсуждаем домашнее задание» Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают варианты

«Обсуждаем домашнее задание»

  • Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?”
  • Ребята предлагают варианты
Преимущества: ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы.  Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.

Преимущества:

  • ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы.
  • Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса.
  • Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.
Преимущества:  Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Преимущества:

Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Творческих успехов!

Творческих успехов!

Источники: Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php   Игры и упражнения для тренингов  - http://www.psyoffice.ru/4-0-357.htm  Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655/  Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=5763&speech=6263 Применение триз-педагогики на уроках истории//История. Все для учителя, - № 3, 2015 Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613/ Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http://practiceducation.com/triz00 Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026/

Источники:

  • Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php
  •   Игры и упражнения для тренингов  - http://www.psyoffice.ru/4-0-357.htm
  • Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655/
  • Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html
  • Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=5763&speech=6263
  • Применение триз-педагогики на уроках истории//История. Все для учителя, - № 3, 2015
  • Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613/
  • Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html
  • ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http://practiceducation.com/triz00
  • Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026/