СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ технологии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ технологии»

ТЕХНОЛОГИЯ «Теория решения изобретательских задач» ТРИЗ Т еория З адач Р ешения

ТЕХНОЛОГИЯ «Теория решения изобретательских задач»

ТРИЗ

Т еория

З адач

Р ешения

Генрих Саулович Альтшуллер — советский писатель и изобретатель, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач. Родился в городе Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1946-48 гг. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Созданию и совершенствованию ТРИЗ Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет.  Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998)

Генрих Саулович Альтшуллер — советский писатель и изобретатель, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач. Родился в городе Ташкенте (СССР, Узбекистан).

В 1946-48 гг. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Созданию и совершенствованию ТРИЗ Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет.

Генрих Саулович Альтшуллер

(1926-1998)

ТРИЗ-педагогика ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов.   В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (советской) школы Г.С.Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (советской) школы Г.С.Альтшуллера.

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Цель ТРИЗ:  развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Т еория Р ешения И зобретательских знания, умения и навыки формируются в результате самостоятельной работы с информацией З адач придаёт уроку оригинальность, нестандартность, креативность 6

Т еория

Р ешения

И зобретательских

знания, умения и навыки формируются в результате самостоятельной работы

с информацией

З адач

придаёт уроку оригинальность, нестандартность, креативность

6

Преимущества ТРИЗ 1. Доступность и посильность. 2. Использование в любой системе обучения. 3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения. 4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях. 6

Преимущества ТРИЗ

1. Доступность и посильность.

2. Использование в любой системе обучения.

3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.

4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

6

Педагогические задачи Образовательные: - повышение уровня общей образованности учащихся; - формирование положительного отношения детей к учебному процессу; - умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; - целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. 6

Педагогические задачи

Образовательные:

- повышение уровня общей образованности учащихся;

- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

6

Педагогические задачи Воспитательные: -  развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи; - формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности. 6

Педагогические задачи

Воспитательные:

- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи;

- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности.

6

Педагогические задачи Развивающие: - развитие памяти, внимания, логики и интеллекта; - развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); - развитие пространственного мышления; - развитие речи; - умение анализировать, синтезировать, комбинировать; - развитие творческого воображения. 6

Педагогические задачи

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта;

- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

- развитие пространственного мышления;

- развитие речи;

- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

- развитие творческого воображения.

6

Методы в ТРИЗ   1.Метод мозгового штурма  2.Метод проб и ошибок  3.Метод каталога  4.Метод фокальных объектов  5.Метод аналогий 6

Методы в ТРИЗ

1.Метод мозгового штурма

2.Метод проб и ошибок

3.Метод каталога

4.Метод фокальных объектов

5.Метод аналогий

6

Метод мозгового штурма  О перативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. 6 6

Метод мозгового штурма

О перативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

6

6

 Игра «Пара к паре»  6

Игра «Пара к паре»

6

Метод проб и ошибок Какие слова, обозначающие названия фруктов зашифрованы? околяб монли ашруг 6

Метод проб и ошибок

Какие слова, обозначающие названия фруктов зашифрованы?

околяб

монли

ашруг

6

Метод каталога Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения учащихся творческому рассказыванию. Последовательность вопросов может быть следующей:  О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? 6

Метод каталога

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения учащихся творческому рассказыванию.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

6

Метод фокальных объектов (МФО)  Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.   Например

Метод фокальных объектов (МФО)

Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.

Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

6

Метод аналогий или синектика 6

Метод аналогий или синектика

6

Приёмы методики ТРИЗ «Составление загадок»  «Да-нетка»   «Системный лифт»  «Морфологический ящик/копилка»   «Создай паспорт»  «Раскадровка» «Расселение»  «Мои друзья» «Теремок»  «Оживление»  18

Приёмы методики ТРИЗ

«Составление загадок»

«Да-нетка»

«Системный лифт»

«Морфологический ящик/копилка»

«Создай паспорт»

«Раскадровка»

«Расселение»

«Мои друзья»

«Теремок»

«Оживление»

18

Методический приём «Составление загадок» 18

Методический приём «Составление загадок»

18

Методический приём «Составление загадок» С опорой на сходство по признаку Какой? Кто (что) бывает таким же? 1. Придумать, о чём будет загадка. 2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства. 3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку. полосатый зебра круглый мяч сочный апельсин 18

Методический приём «Составление загадок»

С опорой на сходство по признаку

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

1. Придумать, о чём будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку.

полосатый

зебра

круглый

мяч

сочный

апельсин

18

Методический приём «Составление загадок» С опорой на сходство по признаку Какой? Кто (что) бывает таким же? полосатый зебра Полосатый , но не зебра; Круглый , но не мяч; Сочный, но не апельсин. круглый мяч сочный апельсин 18

Методический приём «Составление загадок»

С опорой на сходство по признаку

Какой?

Кто (что) бывает таким же?

полосатый

зебра

Полосатый , но не зебра;

Круглый , но не мяч;

Сочный, но не апельсин.

круглый

мяч

сочный

апельсин

18

Алгоритм составления загадок Выбрать объект. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации. Составить предложение об исходном объекте. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение. 18

Алгоритм составления загадок

  • Выбрать объект.
  • Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых.
  • Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации.
  • Составить предложение об исходном объекте. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление.
  • Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

18

Методический приём «Да-нетка» - развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям; - формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию; - развивает умение слушать и слышать друг друга; - способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью; - активизирует детскую познавательную потребность и активность.  ДА НЕТ 23

Методический приём «Да-нетка»

- развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям;

- формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

- развивает умение слушать и слышать друг друга;

- способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью;

- активизирует детскую познавательную потребность и активность.

ДА

НЕТ

23

Методический приём «Да-нетка» Задача: - задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов; - угадать объект, который задуман. Правила: - загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета; - можно отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». ДА НЕТ 24

Методический приём «Да-нетка»

Задача:

- задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов;

- угадать объект, который задуман.

Правила:

- загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета;

- можно отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения».

ДА

НЕТ

24

Методический приём «Системный лифт» Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. 24

Методический приём

«Системный лифт»

Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

24

Методический приём «Создай паспорт»  Приём используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. 24

Методический приём

«Создай паспорт»

Приём используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

24

Методический приём «Создай паспорт» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР создание характеристик полезных ископаемых, животных, частей растений, систем организма создание характеристик героев литературных произведений МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК создание характеристик геометрических фигур, математических величин создание характеристик частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов 24

Методический приём

«Создай паспорт»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

создание характеристик полезных ископаемых, животных, частей растений, систем организма

создание характеристик героев литературных произведений

МАТЕМАТИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК

создание характеристик геометрических фигур, математических величин

создание характеристик частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов

24

Методический приём «Мои друзья» МАТЕМАТИКА - записать любое число или цифру; - по заданному признаку подобрать новое число и доказать свой выбор Приём предполагает подбор объектов по заданному признаку. РУССКИЙ ЯЗЫК  повторение грамматических категорий, состава слова, деления на слоги, правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных 24

Методический приём

«Мои друзья»

МАТЕМАТИКА

- записать любое число или цифру;

- по заданному признаку подобрать новое число и доказать свой выбор

Приём предполагает подбор объектов по заданному признаку.

РУССКИЙ ЯЗЫК

повторение грамматических категорий, состава слова, деления на слоги, правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных

24

Методический приём «Расселение» Приём используется при работе с копилками слов, числовых выражений, помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает умение выполнять операции анализа и синтеза. 24

Методический приём

«Расселение»

Приём используется при работе с копилками слов, числовых выражений, помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает умение выполнять операции анализа и синтеза.

24

Методический приём «Оживление» Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического или математического понятия. 24

Методический приём

«Оживление»

Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического или математического понятия.

24

Использование приёмов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность учащихся в изучении содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учащихся. 24

Использование приёмов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность учащихся в изучении содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учащихся.

24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!