СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ-технологии на уроках ФГОС стандарта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ-технологии на уроках ФГОС стандарта - презентация для выступления

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ-технологии на уроках ФГОС стандарта»

ТРИЗ - педагогика Особенности использования на уроках истории и естествознания

ТРИЗ - педагогика

Особенности использования на уроках истории и естествознания

Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий. Генрих Саулович Альтшуллер

Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория

р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.

Генрих Саулович Альтшуллер

В основе ТРИЗ – педагогики: методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления ); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

В основе ТРИЗ – педагогики:

  • методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения );
  • методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления );
  • воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Актуальность   Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий Необходимость формирования творческих компетентностей Формирование умения изобретать

Актуальность

  • Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей
  • Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий
  • Необходимость формирования творческих компетентностей
  • Формирование умения изобретать
Основная цель:  Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Основная цель:

Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогические задачи:  Воспитательные : формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

Педагогические задачи:

Воспитательные :

  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Педагогические задачи:   Образовательные : повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

Педагогические задачи:

Образовательные :

  • повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
Педагогические задачи:  Развивающие : развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения. развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.

Педагогические задачи:

Развивающие :

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.
  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей мышления;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие речи;
  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого воображения.
Принципы: принцип свободы выбора принцип открытости принцип деятельности принцип обратной связи принцип идеальности (высокого КПД)

Принципы:

  • принцип свободы выбора
  • принцип открытости
  • принцип деятельности
  • принцип обратной связи
  • принцип идеальности (высокого КПД)
Конструктор урока С использованием ТРИЗ-технологии на уроках истории и естествознания

Конструктор урока

С использованием ТРИЗ-технологии на уроках истории и естествознания

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Приемы интеллектуальная разминка «да-нет-ка» взаимоопрос идеальный опрос «игра в случайность»

Приемы

  • интеллектуальная разминка
  • «да-нет-ка»
  • взаимоопрос
  • идеальный опрос
  • «игра в случайность»
Игра «Да-нет-ка»  Ученик задумывает часть речи или известный классу термин, определение. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: “Да”. “Нет”. “И да, и нет”. Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации. При всей кажущейся примитивности игровой ситуации, на первых занятиях бывает трудно расшевелить учащихся, так как многие из них не умеют слушать друг друга, не умеют задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решений. Но через некоторое время обязательно будут видны положительные результаты: учащиеся перестают задавать несущественные вопросы, быстрее идет поиск решения.

Игра «Да-нет-ка»

  • Ученик задумывает часть речи или известный классу термин, определение. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: “Да”. “Нет”. “И да, и нет”. Последний вариант ответа наиболее интересен, так как выявляет противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации.
  • При всей кажущейся примитивности игровой ситуации, на первых занятиях бывает трудно расшевелить учащихся, так как многие из них не умеют слушать друг друга, не умеют задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решений. Но через некоторое время обязательно будут видны положительные результаты: учащиеся перестают задавать несущественные вопросы, быстрее идет поиск решения.
Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.

Идеальный опрос

  • Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
  • Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»?
  • Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.
Игры в случайность Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», «Хронолеты»

Игры в случайность

Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», «Хронолеты»

Прием «Ромашка Блума» Представляет систему вопросов, основанных на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: простые уточняющие интерпретационные Творческие Оценочные практические Приѐм «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией, так и при проверке самостоятельной работы с текстом.

Прием «Ромашка Блума»

Представляет систему вопросов, основанных на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые
  • уточняющие
  • интерпретационные
  • Творческие
  • Оценочные
  • практические

Приѐм «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией, так и при проверке самостоятельной работы с текстом.

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Приемы: привлекательная цель удивляй практичность теории определи ошибку театрализация деловая игра «Точка зрения» доклад, сообщение презентация

Приемы:

  • привлекательная цель
  • удивляй
  • практичность теории
  • определи ошибку
  • театрализация
  • деловая игра «Точка зрения»
  • доклад, сообщение
  • презентация
Прием «Удивляй» Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.

Прием «Удивляй»

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.

Закрепление темы, отработка умений и навыков

Закрепление темы, отработка умений и навыков

Приемы определи ошибку учебный мозговой штурм игра-тренинг «да-нет-ка» проверочная работа, тестирование взаимоопрос составление синквейнов

Приемы

  • определи ошибку
  • учебный мозговой штурм
  • игра-тренинг
  • «да-нет-ка»
  • проверочная работа, тестирование
  • взаимоопрос
  • составление синквейнов
«Лови ошибку!» Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

«Лови ошибку!»

  • Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой.
  • Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Повторяем с контролем» Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.

«Повторяем с контролем»

  • Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
  • Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
Мозговой штурм Метод коллективного поиска оригинальных идей. Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать.

Мозговой штурм

  • Метод коллективного поиска оригинальных идей.
  • Правила мозгового штурма:

1)исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Рефлексия урока

Рефлексия урока

Направления: рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала

Направления:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала
Цель рефлексии выяснить:

Цель рефлексии выяснить:

Домашнее задание

Домашнее задание

 Типы: три уровня домашнего задания особое задание опережающее задание идеальное задание

Типы:

  • три уровня домашнего задания
  • особое задание
  • опережающее задание
  • идеальное задание
«Идеальное домашнее задание» Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

«Идеальное домашнее задание»

  • Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности.
  • В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
«Обсуждаем домашнее задание» Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают варианты

«Обсуждаем домашнее задание»

  • Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?”
  • Ребята предлагают варианты
Преимущества: ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы.  Помогает сделать урок интересным. Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.

Преимущества:

  • ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы.
  • Помогает сделать урок интересным.
  • Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источники: Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php   Игры и упражнения для тренингов  - http://www.psyoffice.ru/4-0-357.htm  Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655/  Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=5763&speech=6263 Применение триз-педагогики на уроках истории//История. Все для учителя, - № 3, 2015 Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613/ Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http://practiceducation.com/triz00 Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026/

Источники:

  • Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php
  •   Игры и упражнения для тренингов  - http://www.psyoffice.ru/4-0-357.htm
  • Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655/
  • Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html
  • Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=5763&speech=6263
  • Применение триз-педагогики на уроках истории//История. Все для учителя, - № 3, 2015
  • Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613/
  • Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html
  • ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http://practiceducation.com/triz00
  • Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026/