СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ - технология для развития творческого мышления

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм решения задач с помощью технологии ТРИЗ

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ - технология для развития творческого мышления»

ТРИЗ - технология


Капкова Т.Г.,

учитель биологии и экологии высшей категории

МБОУ СОШ № 9, г.Димитровград






Как решать задачи с помощью ТРИЗ

Основные приемы решения задач


1.Противоречие


  • Формулирование Противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение.


  • Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т.ч. структуре), в воздействиях.


Как формулировать противоречие


  • "Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством "неA", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".


Или по-другому:

  • "Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие "неА", потому что такова реальность".


Разрешение противоречий во времени


  • "В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "неА".


Пример:

  •  Противоречие: Сумчатой кунице "сумка" нужна, чтобы носить в ней детенышей, и не нужна, чтобы не мешала, когда детеныши подросли.


Разрешение противоречия:

  • Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей



Разрешение противоречий в пространстве/структуре


  • "Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А", а другая часть (части) — свойством "не А".


Пример

 Рыба, обитающая в южноафриканских водах, охотится за насекомыми над поверхностью воды. Однако, в этот момент она сама может стать лёгкой добычей для хищников.


Противоречие: Глаз рыбы должен быть приспособлен для воздушной среды, чтобы хорошо видеть добычу — насекомых, и глаз должен быть приспособлен для воды, чтобы видеть хищников.


Разрешение противоречия:


Рыба-четырехглазка имеет в каждом глазу по два зрачка. Она выставляет половину своего глаза наружу и смотрит, что над поверхностью, а нижняя в это время наблюдает, что делается над водой. К тому же сетчатка глаза разделена на две части — рыба видит не раздельную картинку, а общую.


2. Ресурсы


  • Понятие ресурсов

  • В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.


Какие бывают ресурсы


Принято классифицировать ресурсы следующим образом:

  • Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).

  • Информационные (каналы и носители информации).

  • Ресурсы времени.

  • Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).

  • Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).

  • Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).

  • Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).



Как использовать ресурсы (последовательность действий)


  • Сформулируйте задачу.

  • Определите: какие Ресурсы нужны? В каких количествах?

  • Просмотрите Ресурсы. Сначала уже имеющиеся в Системе, потом — те, которых в самой Системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.

  • Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?

  • Определите: каким образом применить ресурс?


3. Идеальный конечный результат (ИКР)


  • В таких случаях тризовцы советуют представить себе идеальный образ решения, или Идеальный Конечный Результат (ИКР).

  • Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.


Как формулировать ИКР при решении задачи


  • Правила формулировния ИКР:

  • Система сама (за счёт ресурсов) выполняет нужное действие и при этом не допускает нежелательных эффектов.

  • При формулировании ИКР желательно применять слово "Сам" (Сама, Само, Сами).

Обычно используют три основные формулировки ИКР:


  1. "Система сама выполняет данную функцию".

  2. "Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)".

  3. "Функция не нужна".


Вепольный анализ


  • Особенно интересен с точки зрения преподавания биологии раздел АРИЗа "вепольный анализ". Термин "веполь" образован от слов "вещество" и "поле"; он обозначает простейшую систему, которая в соответствии с концепцией Г.С. Альтшуллера состоит из трех элементов:

  • вещества В1, которое должно быть подвергнуто изменению,

  • вещества В2, осуществляющего необходимое действие,

  • и поля П, которое обеспечивает взаимодействие В1 и В2.


  • Вепольный анализ не заменяет творческий процесс и не дает готового результата - решения, он является лишь вспомогательным средством для усиления мыслительной деятельности .

  • Если говорить без ложной скромности, то гениальность автора вепольного анализа в том и состояла, что опыт изобретателей по решению технических проблем он преобразовал в относительно несложный метод, которым может пользоваться любой человек при создании новых изобретений.









Как же лучше решать творческие задачи? Вот небольшой алгоритм.



1. Определите тип задачи

В каждой задаче на сайте указан ее тип: изобретательская или исследовательская.

Изобретательская задача — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".

Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"





ПРИМЕР

 

Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться — опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.


2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР)

Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах — это позволяет найти несколько решений.

На нашем сайте ко многим задачам Противоречие и ИКР даны в подсказках.

3. Выявите Ресурсы

Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.

Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.

В ряде задач на сайте полезные ресурсы даны в подсказках.









4. Примените приемы и принципы решения задач

Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось? Тогда примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.



5. Проанализируйте решения

Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:

Насколько сложно и дорого осуществить решение?

Задействованы ли ресурсы системы?

Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?



Примеры задач










Источники информации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!