Слайд 1. ТРИЗ – технология на уроках истории и обществознания
В последнее время достаточно широкое распространение получила Технология Решения Изобретательских Задач.
Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.
Слайд 2. Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация
Слайд 3. Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.
Гин Анатолий Александрович - Консультант-эксперт по ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования. Автор книги "Приемы педагогической техники"
Слайд 4. Рассмотрим подробнее некоторые приёмы ТРИЗ технологии на уроках.
КОНСТРУКТОР УРОКА:
Проверка домашнего задания:
Например:
Идеальный опрос:
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Учитель задает вопрос:
кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.)
На «4»? На «3»? Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.
«Игры в случайность»:
Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», «Хронолеты»
Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”.
Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее
Запускаются “хронолеты” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту.
Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.
“Светофор”
Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Чем это лучше, чем простое поднятие руки? При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Светофором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. Ученикам стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда они приходят неподготовленными, поэтому им приходится готовится к каждому уроку.
Тетрадь защиты
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит “Тетрадь защиты”, куда каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель держит ситуацию под контролем.
Слайд 5. Объяснение нового материала:
Например:
«Привлекательная цель»:
На уроках по теме «Великая отечественная война» дается небольшой видеоролик о начале войны. Этот ролик создан еще в Советском Союзе для учеников 10 классов, фактические данные там верны, но много агитационных отступлений. Перед показом объяснить детям ситуацию и попросить их во время просмотра, услышав коммунистическую агитацию поднимать руку. Это повышает внимание, ученики не только смотрят, но и вслушиваются, а учитель контролирует, насколько учащиеся вникли в тему.
Удивляй!
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.
Например, для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на урокахистории используются интересные факты биографии отдельной личности, объекта, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности поэта, его творчества.
Деловая игра «Точка зрения»:
Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.
До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.
Во время игры:
Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
Группы вступают в диспут;
Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.
«Хронолёты»:
Предлагается слетать в прошлое
Каждый ряд “летит в гости” к разным представителям общества. (например – Древний Египет - первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе.)
Перед детьми поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное.
Своя опора
Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по тему или развернутый план ответа. Как работать со своей опорой. Есть два варианта.
Ученики в паре объясняют друг другу материал по своей опоре.
Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа.
Работа в малых группах, обмен опорами, анализ, замечания.
Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Несколько сильных учеников заранее получают творческое домашнее задание: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект.
При обобщении и повторении объемного материала ученикам рекомендуется составлять схемы и таблицы.
Слайд 6. Закрепление темы, отработка умений и навыков:
определи ошибку
учебный мозговой штурм
игра-тренинг (загадки, ребусы и т.д.)
«да-нет-ка»
проверочная работа, тестирование
взаимоопрос
составление синквейнов
Например:
«Лови ошибку»
Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой.
Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Повторяем с контролем»
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
«Мозговой штурм»
1)исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Прием «написания синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема?
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу.
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.
Слайд 7. Рефлексия. (см. слайды 7-9)
Слайд 10. Домашнее задание:
ТИПЫ:
Например:
Идеальное домашнее задание
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности.
В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Обсуждаем домашнее задание
Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?”
Ребята предлагают варианты
Метод фокальных объектов
Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. focus очаг) – в оптике – точка в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.
Рекомендация. Задание ученикам. Значения терминов выучить, привести примеры. Можно также использовать метод фокальных объектов: в фокусе – термин, лучи – примеры.
Свои примеры
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Например, очень эффективным способом закрепления знаний является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, особенно вводных уроков. Для того чтобы провести такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой – тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию учителя или самостоятельно) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать ученикам два поля тетради заполнять ручками разных цветов.
Слайд 11.
Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев:
"»Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
"
МОБУ СОШ № 17 «Родник» учитель истории Тихонова Л.М.