Нарицательные и собственные имена существительные.
Род имени существительного
Сейчас ты снова встретишься с героями книги Татьяны Рик. Это отрывок из книги «Здравствуйте, Имя Существительное!» Прочитай текст и выполни вместе с героями одно из заданий.
Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух. (Расшифрованная шифрограмма.)
«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6»а» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент,— на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я —Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 6»а» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балбешкин Владик—ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 6»а» еще одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня—жуткая соня и белоручА. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира—Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Ее подруга Сусликова—такая же плакса, но плюс к этому—еще и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Костя—редкий бука: все молчит. Вот Макаронинов Саша—умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
Остается Хомяков, но какой он обжора! При этом он такой неряха и невежа, просто ужас! Шеф! Я хотел с горя
завербовать классную руководительницу. На вид — такая
милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира.
Здесь в самом деле не с кем работать!
Шеф прочитал донесение, вынул из кармана карандаш и подчеркнул те качества, которые, по его мнению, допустимы для агента. Подумай, что объединяет подчёркнутые слова? Запиши свои выводы.
Часть речи________________________
Окончание ________________________
Относятся к мужскому роду, если называют лиц ________________пола
Относятся к женскому роду, если обозначают лиц ________________ пола.
Это существительные общего рода. Прочитай статью в учебнике об этих существительных.
Твоя задача — подчеркнуть в донесении остальные слова общего рода.
Падеж имён существительных
1. Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
«Приди ко мне, брате, в Москов»,- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово «брате» стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
Вспомни и запиши все падежи современного русского языка и соответствующие им вопросы.
Составь памятку «Как определить падеж имени существительного».
2. Неожиданные подарки
Митя и Коля – близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись «Подарок Мити», на втором – «Подарок Коли».
Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля – пакет с надписью «Подарок Мити», оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.
Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:
- Понравились вам мои подарки?
- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.
- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.
Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось. А почему оно произошло, как вы думаете? Объясните смысл словосочетаний: подарок Коле, подарок Коли.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Склонение имён существительных (обобщение)
«Перед вами известное полотно гениального русского художника…» Так начинает экскурсовод в музее свой рассказ. Задача у него непростая: рассказать так, чтобы было и точно, и интересно, и понятно, и познавательно. Вот такую задачу предлагаем решить и тебе: выступить в роли экскурсовода по теме «Склонение имени существительного».
Перед тем как приступить к тексту, составь схему маршрута. Вспомни всё, что тебе известно о склонении имени существительного. О чём ты расскажешь в первую очередь? О каких особенностях, связанных со склонением, имён существительных нужно рассказать ещё?
А теперь – вперёд! Приглашай всех на экскурсию! (Не забудь поздороваться и представиться). Рассказ о каждом зале начинай с новой строки.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Имя прилагательное
Лови ошибку
Перед тобой отрывки из хорошо известной сказки, прочитай их. Вспомни название сказки и её автора. Понаблюдай, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Найди ошибки, допущенные в данных отрывках. Исправь и объясни их.
Образец рассуждения: В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Данная форма необходима, так как существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе, а значит и прилагательное, с которым оно согласуется должно иметь форму винительного падежа, жен. рода, ед. числа и окончание -ую.
1.Я сегодня поймал, было, рыбку, Золотая рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синий просилась, Дорогое ценою откупалась: Откупалась, чем только пожелаю. 2.Отвечает золотой рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом Так и быть: изба вам уж будет» Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичный, белёный трубою, С дубовый, тесовый воротами. | 3.Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокая терем, На крыльце стоит его старуха В дорогую собольей душегрейке, Парчовый на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотой перстни, На ногах красная сапожки 4. Старик к старухе воротился. Что ж? Пред ним царская палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморская вины, Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозный стража, На плечах топорики держат. |
Сделай вывод о роли прилагательных в речи.
Имя прилагательное
I. Сегодня на занятии ты научишься составлять синквейн. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определённые правила.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5.Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Вспомни всё, что тебе известно об имени прилагательном, о роли этой части речи в языке. Попробуй написать несколько синквейнов, посвященных имени прилагательному.
Пример синквейна:
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых!
Мастер.
II.Прочитай параграф учебника о разрядах прилагательного и заполни таблицу.
Ключевые слова | Толкование | Примеры из параграфа |
| | |
Глагол
Вспомни всё, что тебе известно о глаголе и имени существительном. По данному образцу заполни сводную таблицу, сравнив по разным признакам эти части речи.
Имя существительное | Линия сравнения | Глагол |
Предмет | Грамматическое значение | Действие |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Прочитай параграф о глаголе, проверь заполненную тобой таблицу, если необходимо внеси изменения и дополнения.
Прочитай утверждения. Если ты согласен с утверждением, поставь рядом +, если не согласен – -.
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т. д.). Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Все перечисленные глаголы II спряжения: смотреть, слышать, видеть, держать, брить. В предложении Меня сегодня с утра морозит есть подлежащее и сказуемое. У глагол стелите окончание –те. Подчёркнутое слово – глагол: Коридор домой и иди домой. Все глаголы несовершенного вида: кудахтал, зевать, жгу, побелю, боялся, испугался, писал, играет, придумаю. Глаголы имеют два наклонения. Глаголы хотеть и бежать I спряжения. Слово печь – глагол. | |
Имя числительное
1.Прочитай текст и укажи слова, которые отвечают на вопрос сколько? О чём мы хотим узнать, задавая этот вопрос?
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?» (К.Чуковский)
2.Выпиши из текста слова, отвечающие на вопрос сколько? вместе с зависящими от них словами. Определи их роль в предложении.
3. Прочитай предложения. Подчеркни числительные один и два. Определи у них значения числа, рода и падежа (если это возможно)? Сделай вывод о том, как изменяются эти числительные.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (С. Маршак)
Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? (А. Н. Толстой)
Одна ласточка весны не делает. Два медведя в одной берлоге не живут. Семь бед — один ответ. Одной рукой и узла не завяжешь. (Пословицы)
4. Открой учебник и прочитай параграф о числительном.
5. Ответь на вопрос: что нового ты узнал об имени числительном?
6. Подготовь связный рассказ об имени числительном.