СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРКМЧЧП на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и упражнения, которые могут быть использованы на разных этапах урока, построенного на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Просмотр содержимого документа
«ТРКМЧЧП на уроках русского языка»

Нарицательные и собственные имена существительные.

Род имени существительного


Сейчас ты снова встретишься с героями книги Татьяны Рик. Это отрывок из книги «Здравствуйте, Имя Существительное!» Прочитай текст и выполни вместе с героями одно из заданий.


Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух. (Расшифрованная шифрограмма.)

«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6»а» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент,— на все руки дока и мастер перевоплоще­ния. Все думают, что я —Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.

Шеф! В 6»а» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балбешкин Владик—ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 6»а» еще одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня—жуткая соня и белоруч­А. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!

Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира—Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Ее подруга Сусликова—такая же плакса, но плюс к этому—еще и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Костя—ред­кий бука: все молчит. Вот Макаронинов Саша—умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

Остается Хомяков, но какой он обжора! При этом он такой неряха и невежа, просто ужас! Шеф! Я хотел с горя
завербовать классную руководительницу. На вид — такая
милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира.
Здесь в самом деле не с кем работать!

Шеф прочитал донесение, вынул из кармана карандаш и подчеркнул те качества, которые, по его мнению, допустимы для агента. Подумай, что объединяет подчёркнутые слова? Запиши свои выводы.

  1. Часть речи________________________

  2. Окончание ________________________

  3. Относятся к мужскому роду, если называют лиц ________________пола

  4. Относятся к женскому роду, если обозначают лиц ________________ пола.

Это существительные общего рода. Прочитай статью в учебнике об этих существительных.


Твоя задача — подчерк­нуть в донесении остальные слова общего рода.


















Падеж имён существительных


1. Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.

Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

«Приди ко мне, брате, в Москов»,- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово «брате» стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

Вспомни и запиши все падежи современного русского языка и соответствующие им вопросы.









Составь памятку «Как определить падеж имени существительного».










2. Неожиданные подарки

Митя и Коля – близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись «Подарок Мити», на втором – «Подарок Коли».

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля – пакет с надписью «Подарок Мити», оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.

- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось. А почему оно произошло, как вы думаете? Объясните смысл словосочетаний: подарок Коле, подарок Коли.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________





_________________________________________________________________







Склонение имён существительных (обобщение)

«Перед вами известное полотно гениального русского художника…» Так начинает экскурсовод в музее свой рассказ. Задача у него непростая: рассказать так, чтобы было и точно, и интересно, и понятно, и познавательно. Вот такую задачу предлагаем решить и тебе: выступить в роли экскурсовода по теме «Склонение имени существительного».

Перед тем как приступить к тексту, составь схему маршрута. Вспомни всё, что тебе известно о склонении имени существительного. О чём ты расскажешь в первую очередь? О каких особенностях, связанных со склонением, имён существительных нужно рассказать ещё?


































А теперь – вперёд! Приглашай всех на экскурсию! (Не забудь поздороваться и представиться). Рассказ о каждом зале начинай с новой строки.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

































Имя прилагательное


Лови ошибку

Перед тобой отрывки из хорошо известной сказки, прочитай их. Вспомни название сказки и её автора. Понаблюдай, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Найди ошибки, допущенные в данных отрывках. Исправь и объясни их.


Образец рассуждения: В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Данная форма необходима, так как существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе, а значит и прилагательное, с которым оно согласуется должно иметь форму винительного падежа, жен. рода, ед. числа и окончание -ую.

1.Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.

2.Отвечает золотой рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом
Так и быть: изба вам уж будет»
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами.



3.Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем,

На крыльце стоит его старуха

В дорогую собольей душегрейке,
Парчовый на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки

4. Старик к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царская палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморская вины,
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозный стража,
На плечах топорики держат.

Сделай вывод о роли прилагательных в речи.













Имя прилагательное


I. Сегодня на занятии ты научишься составлять синквейн. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определённые правила.

Правила написания синквейна:

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5.Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Вспомни всё, что тебе известно об имени прилагательном, о роли этой части речи в языке. Попробуй написать несколько синквейнов, посвященных имени прилагательному.


Пример синквейна:

Учитель

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых!

Мастер.











II.Прочитай параграф учебника о разрядах прилагательного и заполни таблицу.

Ключевые слова

Толкование

Примеры из параграфа





























Глагол


  1. Вспомни всё, что тебе известно о глаголе и имени существительном. По данному образцу заполни сводную таблицу, сравнив по разным признакам эти части речи.


Имя существительное

Линия сравнения

Глагол

Предмет

Грамматическое значение

Действие




























  1. Прочитай параграф о глаголе, проверь заполненную тобой таблицу, если необходимо внеси изменения и дополнения.


  1. Прочитай утверждения. Если ты согласен с утверждением, поставь рядом +, если не согласен – -.


Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сде­лать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т. д.).


Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать?


Все перечисленные глаголы II спряжения: смотреть, слышать, видеть, держать, брить.


В предложении Меня сегодня с утра морозит есть подлежащее и сказуемое.


У глагол стелите окончание –те.


Подчёркнутое слово – глагол: Коридор домой и иди домой.


  Все глаголы несовершенного вида: кудахтал, зевать, жгу, побелю, боялся, испугался, писал, играет, придумаю.


Глаголы имеют два наклонения.


Глаголы хотеть и бежать I спряжения.


Слово печь – глагол.





Имя числительное

1.Прочитай текст и укажи слова, которые отвечают на вопрос сколько? О чём мы хотим узнать, задавая этот вопрос?


Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?» (К.Чуковский)


 2.Выпиши из текста слова, отвечающие на вопрос сколько? вместе с зависящими от них словами. Определи их роль в предложении.





3. Прочитай предложения. Подчеркни числительные один и два. Определи у них значения числа, рода и падежа (если это возможно)? Сделай вывод о том, как изменяются эти числительные.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре! (С. Маршак)

Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? (А. Н. Толстой)

Одна ласточка весны не делает. Два медведя в одной берлоге не живут. Семь бед — один ответ. Одной рукой и узла не завяжешь. (Пословицы)


4. Открой учебник и прочитай параграф о числительном.

5. Ответь на вопрос: что нового ты узнал об имени числительном?









6. Подготовь связный рассказ об имени числительном.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!